19. Святой Николай

Александр Дворников
       06. 12.91

Наташа прислала «Архипелаг Гулаг», и рассказы Солженицына. Перечитываю «Один день». Никаких сюжетных поворотов, никакой литературной эквилибристики, а читается легко и захватывающе. Как и у Василя Быкова, моего земляка. Одни серые краски, что на небе, то и на земле, однако не оторвешься. Вот что значит талант! И что в реальной жизни угнетает, то здесь — свобода жизни.

Сегодня — день Святого Николая, морского святого. Юра говорит, что если через 40 дней ставить свечку Св. Николаю, то это очень помогает в море. Каждые сорок дней.
Капитан с этого завелся: За все надо платить. У Папы римского тиара вся из драгоценных камней, стоит, поди, миллионы. А у Ватикана денег не счесть. Если они такие верующие, раздали бы все бедным и нищим!

Всех богатыми не сделаешь, Папа и так дает бедным народам, — заступился за католиков Рамзи. Он хоть по национальности и египтянин, основной язык для него арабский, по вере — христианин, копт, и довольно ревностный.    

— Фарисеус ваш Папа и кардиналы его, — резко ответствовал капитан. Он ортодокс, т. е. православный, как и мы, грешные. Верующие и неверующие.

Мы помалкивали. Спор еще продолжился, но Рамзи как-то скис, не под силу ему было сражаться на равных с полным апломба и внутреннего превосходства капитаном.

На ужине кэп поинтересовался,  потратил ли я деньги и на что. Я отбрехался, что на комбинезон (был у меня новый) и сувениры. Он и отстал. Да и чего я боюсь, разве это криминал — коллекционирование монет?

Юра привез книжки духовные, надо будет посмотреть, а пока читаю «Один день Ивана Денисовича».

Вечером приходил чиф, делился своими горестями. Переживает. Его расчеты и данные осадки судна не сходятся с данными загрузки, об этом он говорил капитану. А тут решил по своей инициативе проверить вес мешков. Решил Бывалого привлечь к этому мероприятию. Бывалый помчался докладывать кэпу. Пока он докладывал-закладывал, чиф обнаружил, что средний вес мешков не дотягивает до нормы. Кэп раздолбал чифа и порекомендовал не совать нос, куда не следует. Чего и я советовал ранее честному Коле. И сейчас, после небольшой дискуссии, чиф с этим согласился. Внешне. Внутренне еще не принимает и не понимает греческий бизнес. Пришли только к общему мнению, что наших специалистов не берут капитанами на иностранные суда по той простой причине, что наши не приучены мухлевать с грузом. И не умеют свести дебет с кребетом. Не бизнесмены, одним словом.

Еще рассказал чиф, как однажды он хотел порадовать толпу и заказал во Франции мороженое для экипажа, а оно оказалось очень дорогое (60 франков за порцию). А отослать его назад не было возможности. Оно таяло, просилось в холодильник или в рот. Оно продолжало таять в мясной камере, забастовавшей в тот момент. Пришлось распихивать это мороженое по морозилкам кэпа, чифа, камбуза и т. д. Напереживался он тогда за 300 зеленых.

Осталось грузить 400 тонн, но никак не грузится.

Поздно вечером приехал бункер. И начали мы к нему готовиться. К приемке мазута и дизельного топлива. Кэп раскрутил вокруг себя кучу народу: корму поджать, трубу подать, бочку найти и т. д. Бывалый тут же мечется. Посмотрел я на этот рой, плюнул и сказал Бывалому: Много народа — мало работы, позовете, когда созреете, — плюнул еще раз и ушел в машину.