Кэрол Купер - Экологическая грамотность в школах

Виктор Постников
Зачем нужна экологическая грамотность в школах ?

За последние пять лет в школьном обучении изменилось практически все – то, чему мы учим, кого мы учим, оценки результатов обучения, отношения между учителями, родителями, и администрацией, а также  отношения в обществе в целом.

   "Мир дикой природы – непревзойденная школа, и те, кто через него прошел, могут стать строгими и неординарными  учителями.  Там, в непроходимом лесу, человек находится в сообществе бесчисленных растений и животных. Быть хорошо образованным –  значит выучить все песни,  истории, мифы (и технологии), которые проистекают от общения с этими членами местного экологического сообщества".
                - ГАРИ СНАЙДЕР


И все же, по мере того, как школы перестраиваются, лишь немногие из них имеют четкое представление или направляющие принципы такой перестройки.  Для учителей, а иногда и для общества, попытки проведения реформы часто кажутся опасным занятием, чей-то блажью, проводимой в угоду времени.

   Экологическая грамотность – нечто совсем другое.  Принципы и значение экологии, т.е. способа, по которому существуют все живые системы – дают ясную концептуальную канву, внутри которой перестройка школы обретает глубокий смысл.


КОРОТКАЯ ИСТОРИЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ШКОЛЫ

История перестройки школы включает в себя три большие попытки ее перестроить. Каждый раз цели и программы школы радикально изменялись, и каждый раз появлялись новые системы обучения.

   Когда мы открыли школы в сельскохозяйственную эпоху, только избранные были допущены к обучению. Другие работали на фермах или участвовали в семейном предприятии.  Целью образования элит было сделать из них демократических граждан и построить общую культуру. В те дни ученики рассматривались как пустые сосуды или чистые листы. Они росли на фермах и не имели представления об обществе. Поэтому они должны были ходить в школу и наполнять себя знанием. Эту роль брали на себя  учителя.

   "По определению дети являются учениками, а обучение это такая человеческая деятельность, которая менее всего нуждается в манипулировании со стороны других.  Большая часть процесса обучения не является результатом инструкций.  Это скорее результат ненарушаемого участия в выработке осмысленной установки".
                - ИВАН ИЛЛИЧ

   С приходом индустриальной эры мы изменили свое отношение к школе.  Целью школы теперь стала подготовка людей для работы в промышленности.  Именно с этого момента школа стала обязательной для всех.  Тогда же впервые, наше население стало разнородным, и дополнительной задачей школы стала американизация иммигрантов, обучение их единому языку и подготовка их к труду.  Перед промышленной революцией у нас не было единого школьного плана, не было деления на классы, не было общих стандартов.  Когда же они были приняты, мы превратили школы в подобие небольших фабрик.  Соответственно, наше представление об учениках как о пустых сосудах изменилось на представление о людях, которых надо отливать, проверять и  выпускать как готовое изделие.  Все изделия должны были быть одинаковыми. Все студенты одного и того же возраста должны были ходить в один и тот же класс, открывать книгу на одной и той же странице, в одно и то же время.  Например, мы изобрели пятидесятиминутные занятия и не допускали, чтобы различные классы взаимодействовали друг с другом.

   "Не проходит дня, чтобы  я не имел чести общаться с одной из многочисленных природных форм".  - ДЖОРДЖ ВАШИНГТОН КАРВЕР

   Конечно же, сейчас мы знаем, что это не самый лучший способ обучения; тем не менее, многие школы все еще берут за основу такую механическую модель, напоминающую линию сборки.  Важно, чтобы персонал, работающий в школе, понял  - школа всегда подстраивается под доминирующий в обществе стереотип.

   В шестидесятых годах, в результате социальной революции, школы опять сбросили свою прежнюю оболочку и приняли новый вид. Когда мы поняли, что должны заботиться друг о друге, что общество разваливается на части, целью некоторых школ стала ориентация на социальные проблемы. Мы сказали: школы должны учить социальной ответственности. Таким образом образ фабрики был заменен, или дополнен, образом госпиталя. Пришла очередь специализированных программ – весьма важных и очень нужных – программ риска, направленных на борьбу против наркотиков, алкоголя, насилия.  Ученики теперь стали рассматриваться как жертвы общества, жертвы системы.  Их диагностировали и предписывали различные программы.  Учитель стал опекуном и его отношение в детям стало взаимозависимым.

   Все предыдущие попытки перестроить школу были проблематичными прежде всего потому, что основывались на ложном  взгляде на учеников и на обучение.   Прошлые реформы предполагали, что учителя ответственны за наполнение пустых сосудов; за отливку, за проверку и выпуск студентов; за защиту пострадавших.

   Но ученики - это не пустые сосуды и не сырье, из которого можно выпускать продукцию; они живые, растущие люди, которые приходят со своим знанием и потребностью конструировать свой смысл.  По мере того, как мы движемся к экологической эре, мы должны признать:  дети одновременно и производители и потребители информации. Учителя должны стать помощниками в их обучении, мотивировать и координировать обучение и способствовать поиску смысла обучаемыми.

   С каждой попыткой перестройки, наши программы, методики и структуры изменялись. Школы всегда реагировали на потребности общества.  Сейчас мы снова столкнулись с большими переменами в нашем мире, с трансформацией, такой же глубокой как переход от сельскохозяйственной и индустриальной эпохе.  Мы движемся от индустриальной парадигмы к экологическому восприятию мира.  И по мере  того, как мы изменяемся,  школы также должны изменяться.

   Взгляд наших учеников на завтрашний мир будет сильно отличаться от нашего, и поэтому им понадобятся другие навыки и другие знания.  Нашей целью при переходе школ в новую эру должна стать попытка сделать так, чтобы ученики научились учиться, полюбили учение и не прекращали учебу на протяжении всей жизни.  Это потребует совершенно другого подхода к проектированию школьных программ, преподавания и проверки знаний.  Потребуются совсем другие отношения между людьми, населяющими школу, а также новые отношения с  местами обучения вне школы, к работе, наполненной смыслом, и поступкам, выходящим за рамки школы.


ЭКОЛОГИЯ КАК НОВЫЙ СТЕРЖЕНЬ ШКОЛЫ

Новый экологический стержень означает совершенно другой взгляд на учеников и на их возможности;  он означает другой взгляд на обучение и преподавание, на мышление и  отношение друг к другу. В сегодняшних обучающихся сообществах мы рассматриваем школы не как фабрики, а как живые системы.  Обучение присутствует во всем, что делается, и каждый из нас в  этой системе одновременно является  и учителем и учеником.   Весь мир является классом, и мы видим в нем переплетение учебы и жизненного опыта.

   В настоящий момент глобального экологического кризиса, чрезвычайно важно, чтобы дети почувствовали прелесть природы, чтобы они ощутили свою связь с миром природы  - в надежде и стремлении излечить раны, нанесенные земле, восстановить и защитить наш общий дом.

 Многие из учеников чувствуют сегодня ужас перед будущим.  Они боятся насилия, преступности, загрязнения среды, уменьшения природных ресурсов.  Они испытывают отчаяние.

   Эта беспомощность и безнадежность, ощущаемая молодыми людьми, особенно беспокоит.   Наша задача обратить эту чувство вспять!  Прошли дни когда дети могли просто выйти и побегать по полю, поплавать в местной речке, или даже полазить по деревьям.  Тот опыт, который имеют многие из нас, родителей, в отношении природного окружения, увы, уже не доступен нашим детям.

    Пустые участки земли заасфальтированы,  деревья в городских парках не предназначены для лазания, цветы не разрешается срывать.  Даже животные,  которых видят дети, находятся либо в клетках, либо одомашнены.  Лишь очень немногие из детей имеют возможность позаботиться о раненом диком животном.


ПРОЕКТЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Если наши ученики слышат только плохие новости об окружающей среде из средств массовой информации и никогда не испытывают радость общения с дикой природой, как можно ожидать от них бережного отношения к земле и ко всякому проявлению жизни?

Мы должны забрать их с собой и вернуть им природу!  Мы должны дать им осмысленный опыт восстановления разрушенной земли и дать возможность восторгаться чудесами этого мира, они должны почувствовать свою причастность к излечению земли.  Вот почему проекты по восстановлению среды обитания, выезды в дикие природные места,  проекты создания ферм и садов, и т.п. должны стать неотъемлемой частью любой учебной программы по экологической грамотности.

Было решено планировать учебные планы для шестого класса, основываясь на интересе учеников.  Учеников попросили написать ответы на три вопроса на листе бумаги:  Кто ты? Что беспокоит тебя лично (о чем ты думаешь, перед тем, как заснуть?) и  Что беспокоит тебя помимо семьи?  Никому из учеников не было позволено обсуждать свои вопросы с товарищами, до тех пор пока не будут получены ответы на заданные вопросы.  Учителя  пришли в ужас, когда две трети класса ответили, что у них нет никакого плана на будущее, поскольку мы собираемся либо взорвать этот мир, либо настолько  его загрязнить, что он все равно погибнет через тридцать лет.


   "Забота о реках, это не проблема рек – это проблема человеческого сердца".
                - ТАНАКА ШОЗО

   “ Выйди на свет вещей. Пусть Природа станет твоим учителем” – так красноречиво писал Вильям Вордсворт.  Перед тем, как они познакомятся с более абстрактными, кажущими далекими принципами – такими как  “Cпасем  тропические леса!” – дети вначале должны заняться тем, что непосредственно вытекает из их личного опыта.  Всякое истинное обучение связано с практикой.

   Спасение тропических лесов, конечно, чрезвычайно важно. Но дети сначала должны почувствовать любовь и  восторг, общаясь с родной природой, чтобы их мотивация вытекала из любви, а не из страха или принуждения.  Когда ребенок, или же кто-либо из нас, ощущает родство с природой, он работает со страстью и энергией.

   Экологическая грамотность помогает обрести чувство надежды, важности поступков и дел, преклонение перед миром природы и всеми живыми существами.  Мудрость коренного населения во всем мире направляет нашу работу, так же, как и опыт общения с природой. Мы начинаем понимать, как глубоко привязаны к этой земле и ее экологическим сообществам, и то, что природа может быть нашим учителем.

      "Mitakuye oyasin" (Мы все родственники)
                - Ритуальное  приветствование индейцев Лакота


   Природа несет свой смысл и правду о происхождении и единстве всех проявлений жизни.   Будучи членами oikos, т.е. домашнего хозяйства Земли, мы несем ответственность за поддержание гармонического равновесия среди себе подобных и внутри всего природного мира.  Мы все оказываемся связаны друг с другом; мы все родственники.
 
   Проект экологической грамотности направлен на то, чтобы помочь понять и воплотить в практику эти идеи, основываясь на опыте учеников, учителей, родителей и администрации.  Кроме того, принципы экологии, установленные из опыта и исследованные в результате дискуссий, направляют нас по пути изменения структуры и задач школ.

   Преобразование школ в сотрудничество обучающихся сообществ означает создание на их основе вибрирующих, процветающих живых систем. Принципы экологии, которые присущи всем живым системам, должны стать направляющим маяком при перестройке школ. Представьте себе, что школы, как и их программы и преподавание, будут организованы на принципах сотрудничества, разнообразия, проницаемости и коэволюции.  Представьте себе, что существует полное понимание взаимозависимости, взаимосвязи, способности накопления и передачи наших способностей, энергетических и экологических циклов. Представьте себе, что мы признаем равноправие экологических нишей, и в то же время ценим синергию целого.  Представьте себе, что школы работают в партнерстве, охваченные единой сетью.  Представьте себе, что разнообразие во всех его формах действительно приветствуется и ценится в школах.  Представьте себе, что учителя и администрация видят, как они воздействуют на всю жизнь ученика. Представьте себе, что преподавательский коллектив и преподавание построены на принципе взаимодействия.

   Возможности перестройки школ на основе экологических принципов огромны.  Экосистемы и обучающиеся сообщества организованы на одном и том же наборе принципов - на принципах  экологии.  Если все организационные структуры и отношения в школах исследовать в отношении этих принципов и внедрить эти принципы во все аспекты образования, школы действительно могут расцвести как живые, вибрирующие  и развивающиеся системы.



_________________________
Кэрол Купер, доктор искусств,  директор организации “Глобальные обучающиеся сообщества” в течение последних двадцати трех лет работала во многих школах Соединенных Штатов в области предотвращения преступности, в программах помощи учителям, при разработке учебных планов и в районной администрации.

Why Ecoliteracy in School?
Guide to Ecoliteracy
pp 10-13