Не секрет долголетия
Мне уже 90, а жить всё равно интересно, как и раньше – видеть, слышать, думать, радоваться или грустить. И это несмотря на то, что некоторые СМИ пытаются убедить нас, что жить ужасно страшно. Правда, теперь в долгие бессонные ночи чаще вспоминается прошлое. Мне представляется это как разные длинные цепочки «линий жизни», одна из которых – профессия.
Для меня это – стенография. С рациональным письмом я познакомилась ещё до войны в школьном кружке. Вскоре это позволило мне на фронте в самые жаркие дни успевать делать записи – вести дневник. Теперь они опубликованы в Proza.ru. Потом скоропись помогла досрочно окончить пединститут и 50 лет преподавать свою любимую стенографию. 10 опубликованных учебных пособий написаны тоже с помощью стенографии, а последнюю брошюру «Помоги себе учиться. Стенография и компьютерная скоропись» можно бесплатно скачать из Интернета.
Я убеждена, что стенографирование – творческий процесс, особенно при конспектировании лекций. В отличие от звукозаписи, которая и потеснила ручную скоропись, эта запись фиксирует повторы, второстепенные пояснения и всё другое. Поэтому потом придётся опять всё прослушивать и опять делать выписки. Конспектирование нашим медленным традиционным письмом – очень нервная работа. Записать за быстрой речью невозможно, осмыслить нет времени, поэтому часто записывается не главное, а что успел.
Профессиональная скорость стенографа 90-100 слов в минуту, массовая – 60-70 слов. Но, даже такая скорость позволяет спокойно вникать в смысл, отбирать самое главное и, перефразировав, записывать самую суть. Поэтому стенографическое конспектирование помогает первичному усвоению учебного материала, развивает творческие способности учащихося, его речь.
Это мои раздумья о профессии. Я была знакома со многими стенографами, учителями, авторами учебников и не только в нашей стране. До широкого распространения звукозаписи профессия стенографа была престижной, скоростники очень ценились. Поддерживать большую скорость надо так же, как высококлассному спортсмену или музыканту свой высокий уровень. Но в отличие от них работать скоростники могли до глубокой старости. И в то же время вижу у других своих редких сверстников потухшие глаза и безразличие. Так может быть, владение скоростным письмом сохраняет способность жить с интересом и так долго?
Вот, если бы в школах, хотя бы в системе дополнительного образования, детей учили стенографии, как бы она помогала им в делах и работе, расширяла познавательные возможности, продлевала жизнь!
Бабушка Лена
© Copyright:
Елена Губская 2, 2012
Свидетельство о публикации №212092301506