Не секрет долголетия

Елена Губская 2
               
Мне уже 90, а жить всё равно интересно,  как и раньше – видеть, слышать, думать,  радоваться или грустить. И это несмотря на то, что некоторые СМИ   пытаются  убедить нас, что жить ужасно  страшно. Правда,  теперь в долгие бессонные  ночи  чаще вспоминается  прошлое.  Мне представляется это как разные длинные цепочки  «линий жизни», одна из которых – профессия.
Для меня это – стенография. С рациональным письмом я познакомилась ещё до войны в школьном кружке. Вскоре это позволило мне на фронте в самые жаркие дни  успевать   делать записи – вести дневник. Теперь они опубликованы в Proza.ru. Потом скоропись помогла  досрочно окончить пединститут и  50 лет преподавать свою любимую стенографию.  10 опубликованных учебных пособий написаны тоже с помощью  стенографии,  а последнюю брошюру  «Помоги себе учиться. Стенография и компьютерная скоропись» можно бесплатно скачать из Интернета.
Я убеждена, что стенографирование – творческий процесс, особенно при конспектировании лекций. В отличие от звукозаписи, которая и потеснила ручную скоропись, эта запись фиксирует  повторы, второстепенные  пояснения и всё другое. Поэтому потом  придётся опять  всё прослушивать и опять  делать выписки. Конспектирование нашим медленным традиционным письмом – очень нервная работа. Записать за быстрой  речью  невозможно,  осмыслить нет времени,  поэтому  часто  записывается  не главное, а  что успел.
Профессиональная скорость стенографа  90-100 слов в минуту, массовая – 60-70 слов. Но,  даже такая скорость позволяет спокойно вникать в смысл, отбирать самое  главное   и,  перефразировав,  записывать  самую  суть. Поэтому стенографическое конспектирование помогает первичному усвоению учебного материала, развивает творческие способности учащихося,  его речь.
Это мои раздумья о профессии.  Я была знакома со многими стенографами,  учителями, авторами  учебников и  не только  в нашей стране.  До широкого распространения звукозаписи профессия стенографа была  престижной,  скоростники  очень ценились. Поддерживать большую скорость надо так же, как  высококлассному спортсмену или музыканту свой высокий уровень. Но в отличие от них работать скоростники могли до глубокой старости.  И в то же время  вижу у других  своих редких сверстников потухшие глаза и безразличие. Так может быть, владение скоростным письмом сохраняет способность жить с интересом  и так долго?
Вот, если бы в школах, хотя бы в системе дополнительного образования, детей учили стенографии, как бы она помогала им  в  делах  и работе, расширяла   познавательные  возможности, продлевала жизнь!
   
                Бабушка Лена