Жить в паре

Валерий Зиновьев
Эссе


        Жизнь прожить — не поле перейти! Эта мудрость актуальна во все времена. Отношения между мужчиной и женщиной — субстанция хрупкая. Мы с женой прожили уже сорок лет. Сколько всего было и хорошего и плохого — и не перечесть даже. И всё-таки мы выстояли. У нас был ранний (с 18 лет) брак, очень непростые характеры, и жизнь — целина не паханая. Подножки и палки в колёса ставили нам не только знакомые и соседи, но и близкие, родные люди. Ссорились — пыль до потолка! И посуда битая, и блины, разбросанные по подъезду, и оскорбления мне в спину, уходящему, которые мог слышать, увы, не я один. Я понимал — это всё не от дурного воспитания жены (с этим-то как раз всё было в порядке), а от душевных ран, которые наносил я ей своими поступками.
        Пришёл из армии — пил и гулял я безудержно. Словно кто-то тащил меня за руку путём неправедным, и остановиться, одуматься и оглядеться было выше сил моих. Что может быть больнее для второй половинки? Но она меня любила. И сила любви победила в ней подлые удары судьбы. Боролась она отчаянно всеми доступными изворотливому женскому уму средствами: и молитвы-заговоры шептала, и подсыпала мне в суп травки, и слёзы лила, и ругалась. Она изучила мой необъезженный норов и знала — под грозной оболочкой бьётся сердце ранимое и незлое. Она выстраивала в доме нашем мир, правильный по её понятию и с её  главенством, чего я никак не мог допустить.
        Понять бы тогда, что жизнь в паре, как и в обществе, — это целая система компромиссов и уступок, причём взаимных. Нельзя нарушать сопредельную территорию, нельзя задевать за живое, нельзя трогать родителей в ссоре. Так же как и нельзя, и даже подло, втягивать собственных детей в конфликт, — как это бывает в иных семьях — переманивать их на свою сторону, принижая авторитет «другой стороны».
        Иногда она и в рукопашную шла и со мной, и с моими подружками. Визг, эмоции, а потом слёзы! А однажды в минуты наивысшего накала страстей, взяла в руки топор и встала в дверях, загородив мне выход. Я рвался к друзьям и воле! Но её взгляд, устремлённый мне прямо в зрачки, остановил меня тогда и напугал. В тот момент я понял, что отчаяние подвело её к крайней черте. Решимость сделать шаг, после которого возврата не будет, читалась тогда в полубезумных глазах её! И эта решимость ледяным душем по мне прошлась. Я понял тогда — нужно срочно менять свою жизнь!
        Чудеса творит женское терпение и любовь, а не травка в супе. Я очень боялся остаться один. Понимал : одному мне не выжить, и нужно жалеть и беречь человека, что подле меня. Бабы стали отходить на задний план. Хождения «налево» выматывают душу и нервы. Можно сравнить это с жизнью разведчика-нелегала. Устаёшь постоянно прятаться, натянутые до предела нервы едва выдерживают. Вести двойную жизнь —  занятие мерзкое. Но совсем уж подло, прожив много лет вместе, оставлять женщину, которая положила свою жизнь и судьбу к твоим ногам. И грех этот — наказуемый и незамолимый. Пример этому недавняя череда смертей известных шоуменов и артистов, что побросали своих стареющих жён и поменяли их на молодых длинноногих ссыкушек. В результате — отвратительные «пляски на костях» с дележом квартир и дач, и прочих материальных ценностей.
        Важно понять, что ТУДА с собою ничего не заберёшь. Но проклятья и горькие слёзы достанут тебя и ТАМ. Я это чувствую. И хоть не считаю себя человеком глубоко верующим, могу живо представить себе, как мечется беспокойная душа — из стороны в сторону — будто голова человека болтается от звонких пощёчин близких ему людей. Стонет и плачет душа от того, как неправильно ты, уходя, здесь всем распорядился. А проведать последнее пристанище твоё придут самые стойкие и преданные — твоя жена, совсем поседевшая от горя. Да ещё дочь с грустными глазами, в простеньком платьице, держащая за руки двух дочурок своих — твоих внучек. Такая картина немого укора пуще ножа ранит! Помнить об этом на склоне лет нужно всегда….

Валерий Зиновьев.