Ненецкий округ литературный 3

Инга Артеева
Здравствуйте, дорогие слушатели! В эфире программа "Округ литературный" и я,  ее ведущая, Инга Артеева. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Печоре. Несмотря на то, что Печора-матушка имеет весьма крутой нрав, наше плавание будет безопасным, хотя и не менее волнующим. Итак, в добрый путь!


Сергей Тарабукин
фрагмент рассказа "Выбор"
Было пасмурно и дул холодный ветер. Печора от берега до берега была в белых барашках, но с палубы катера волны казались совсем не страшными, скорее игривыми, хотя грозная неуправляемая сила в них  все равно угадывалась. Жутковато бывало потом, когда, случалось, на "Казанке" первого выпуска, на этом корыте со сдохшим мотором, мы на веслах гребли к берегу, а волны злобными существами кидались на лодку и старались утащить нас в бездну, обещая там тишину и покой.
Это была моя третья встреча с этой рекой. В первый раз увидел ее в среднем течении в городе Печоре. торая состоялась в верховьях ее - в Троицко -Печорске.
Этих свиданий хватило, чтобы хорошо запомнить Печору, а любовь к ней придет позже, когда мы, сначала на Василково, а потом на Удачной и Кумже, гоняли на лодке по ее шарам и бесчисленным протокам и озерам. Потому-то, наверное, она и хранила меня, когда, бывало, никакие, мы по воде летом и по льду зимой, добирались на буровую из Осколково или из Андега.
Мы все дальше и дальше удалялись от города. Я ни разу не спустился в каюту для пассажиров, а все смотрел на незнакомые берега, которые суживались, когда мы огибали очередной остров и раздвигались до пугающей ширины, когда он заканчивался песчаной косой и таял за кормой; на проплывающие мимо, как заставы первопроходцев, скученные дома деревушек...


Прокопий Явтысый
Спит Печора.
А снег голубой и глубокий...
Весь открытый ветрам на крутом берегу
вновь брожу я один, как олень одинокий, -
осторожный и чуткий на каждом шагу.
Понимаю и сам, что вернутся бы надо.
Я и сам бы хотел быть прощенным тобой.
Но обида моя - возвращенью преграда.
И ее не втоптать в этот снег голубой.
Я не знаю, когда обозначатся сроки,
и дорогу к тебе я по звездам найду.
Но пока что один как олень одинокий,
я в глубоком снегу вдоль Печоры бреду.


Николай Епифановский
Эта песня о Печоре -
Гордость наших русских рек.
Холодны ее просторы,
но реки роднее нет.
Мать- Печора с ветром споря,
Воды мчит не первый век,
Где по берегам просторным
Поселился человек.
Словно две сестры родные,
Ижма с Цильмою бегут,
Где на первый взгляд иные
Люди с песнями живут.
Чтоб услышать белой ночью
Песни наших древних лет,
Приезжайте поскорее
Праздник "Горки" посмотреть.
Сколько даришь ты богатства,
И печали, и добра,
И, конечно же, расстаться
Мы не сможем никогда.
Пусть звенят над тундрой песни,
Эхом тают вдалеке,
Как сказанье, как былина -
Эта песня о реке.


Сегодняшнее наше путешествие мы совершили по родной для каждого жителя округа реке Печоре. До новых встреч, дорогие слушатели! Следующий выпуск перенесет нас в одну из самых отдаленных точек на карте округа: поселок Амдерма. Слушайте "Округ литературный" и вашему внутреннему взгляду мы откроем самые удивительные уголки нашего сурового, но такого любимого северного края!