Кельтские германцы

Георгий Тележко
В очерке "Кто такие кимбры и тевтоны?" я собрал и проанализировал исторические данные об этнической принадлежности названных в заголовке племён, в результате чего пришёл к выводу о том, что кимбры и тевтоны относятся к галлам, то есть к кельтам-бриттам.
В очерке "Счёт у датчан - большая странность" я описал ещё одно свидетельство кельто-бриттской природы догерманского населения Ютландии (а именно там и обитали долгое время кимбры и тевтоны) - это следы древнего счёта двадцатками в языке датчан. Двадцатками в Европе считали когда-то только бритты и албанцы, а в Закавказье до сих пор так считают грузины, осетины, даргинцы и др. Думать, что кимбры и тевтоны - это древние албанцы, я не смог, осталась только одна возможность - это галлы.

Среди кельтских имён вождей этих варварских племён было имя царя тевтонов Тевтобода. Сторонники германской гипотезы происхождения тевтонов сравнивают это имя с именем царя маркоманов Маробода, а поскольку маркоманы - точно, германцы (этимология - "люди марки, то есть пограничной области"), то и Тевтобод - тоже германец, со всем своим тевтонским племенем. Сторонникам кельтской гипотезы происхождения тевтонов, утверждающих, что племя и вождь были названы в честь одного из верховных кельтских богов - Тевтата, надо что-то на это ответить.

Сначала обратимся к автору слова "Германия" - к Юлию Цезарю. В Книге второй "Записок о галльской войне" он пишет следующее:
"29. АДУАТУКИ, о которых мы выше писали (5), уже двигались со всеми военными силами на помощь нервиям, но, при известии об этом сражении, повернули с полпути домой; оставив все города и укрепленные пункты, они со всем своим достоянием направились в один очень защищенный от природы город. Он был почти со всех сторон окружен весьма высокими скалами и обрывами, и только с одной стороны возможен был подступ к нему по постепенной покатости шириной не более двухсот футов. Этот пункт они своевременно укрепили очень высокой двойной стеной, а теперь они укладывали на этой стене тяжелые каменные глыбы и заостренные бревна. Сами они ПРОИСХОДИЛИ ОТ КИМБРОВ И ТЕВТОНОВ; последние во время своего похода на нашу Провинцию и Италию оставили по сю сторону Рейна то имущество, которое не могли захватить с собой, и при нем в качестве стражи и прикрытия шесть тысяч человек из своего народа (6). После уничтожения кимбров и тевтонов люди этого гарнизона много лет страдали от соседей в наступательных и оборонительных войнах с ними; наконец между ними всеми состоялось соглашение и мир и они выбрали себе именно эту местность для поселения."

Те из кимбров и тевтонов, что не погибли и не вернулись на Кимбрский Херсонес (п-ов Ютландия ныне), как оказалось, осели на левом берегу Рейна под названием адуатуков. Читаем ещё, что пишет Юлий Цезарь об этом племени:
"4. На расспросы Цезаря о том, какие именно общины подняли оружие, как они велики и каковы их военные силы, ему отвечали: большая часть БЕЛЬГОВ — по происхождению германцы, которые давно перешли через Рейн и обосновались там вследствие плодородия земли, а прежних обитателей — галлов — выгнали; на памяти отцов наших, во время опустошения всей Галлии, они одни не дали вторгнуться в свою страну тевтонам и кимбрам (3) вследствие воспоминания об этом событии они присваивают себе большой авторитет в делах войны и очень этим гордятся. Что же касается численности восставших, то ремы утверждали, что она им точно известна, так как их общее происхождение и родственные связи позволили им узнать, какой контингент каждое племя обещало на общем собрании бельгов выставить для войны. Первое место по храбрости, влиянию и численности занимают среди них белловаки; они могут выставить сто тысяч вооруженных; из них они обещали шестьдесят тысяч человек отборного войска и за это требуют себе верховного руководства войной. Соседи самих ремов — суессионы; у них больше всех земли, и притом самой плодородной. Еще в наше время у них был царем ДИВИТИАК, обладавший наибольшим в Галлии могуществом: в его руках была власть не только над значительной частью этой местности, но и над Британией. Теперь у них царем Гальба: за его справедливость и ум ему единодушно желают вручить верховное командование. Городов у них всего двенадцать, они обещают пятьдесят тысяч вооруженных, столько же и нервии, которые у самих белъгов считаются самыми дикими и живут дальше всех. Пятнадцать тысяч обещают атребаты, десять тысяч — амбианы, двадцать пять — морины, семь тысяч — менапии, десять тысяч — калеты, столько же — велиокассы и веромандуи, восемнадцать — АДУАТУКИ; кондрусы, ЭБУРОНЫ, кересы и пеманы, которые объединяются общим названием германцев, по их мнению, могут дать около сорока тысяч."

Белги - это кельтская группа племён, называемая Цезарем германцами из чисто географических соображений: они прибыли в Галлию из-за Рейна, с правого берега. Имя вождя эбуронов - Амбиорикс - кельтское, а вождь суессионов Дивитиак, родом из кельтов эдуев, судя по источникам, был друидом - кельтским религиозным лидером. Да и с чего бы у германского царя такой вес в Галлии, с Британией включительно? Но из всего этого следует, что адуатуки, будучи белгами, - галлы. А из этого следует, что кимбры и тевтоны, родоначальники адуатуков, - тоже галлы.

А как быть с Марободами и маркоманами? На помощь мне пришёл доклад Т.А. Михайловой:
Macc, Caili'n and Ce'ile – an Altaic Element in Celtic? Tatyana A. Mikhailova. ( Moscow State University, Russia), in Celtic languages in contact (2007), pp. 4–24, XIII International Congress of Celtic Studies. Bonn, 2007.
В этом докладе, помимо того, что развивается идея о связи между ирландской лексикой и лексикой языков алтайской семьи - одна из моих любимых тем - автор показывает галльскую природу топонимов и личных имён, содержащих корень "marc-" ("marc" - "конь" по-древнеирландски, "markan" - по-галльски. Среди перечисленных слов галльского происхождения - и этноним Marcomani. Если исходить их доклада, то не Тевтобод - германец, потому что Маробод - германец, а наоборот, Тевтобод и Маробод (получивший образование в Риме при Августе, кстати, что не характерно для германцев до нашей эры) - оба имеют галльское происхождение. Маркоманы входили в союз племён, в который входили и квады (Quadi). Этимология последнего этнонима также вполне может быть бриттской: "coed" - "лес", лесными они могут быть, эти квады. Ещё один вариант кельтско-латинской этимологии есть: родство с ирл. squad "отряд", от латинского quadro "приводить в порядок". Есть, правда, и германский вариант, если в это время был подходящий аналог древневерхненемецкому quedan "говорить": "говорящие" - частое самоназвание, у албанцев тоже такое.

Таким образом, к ионийским германцам (буры, гамбривии и др.), германцам из Малой Азии (фракийцам трерам-треверам, хаттам, германиям, гутиям, ариям-мидянам и др.), германцам-италикам (марсам, марсигнам), германцам-прабалтославянам (лугиям) и ранее упоминавшимся кельтским германцам (кимбрам и тевтонам) добавляются ещё две группы кельтских германцев: маркоманы и, с некоторыми сомнениями, квады. Возможно, и германцы ТРИБОКИ - не говорили на германском языке, а были фракийцами, поскольку среди фракийских племён известны ТРИбаллы и костоБОКИ. Если так, то что тогда собой представлял собой прагерманский язык? Некий синтетический койне на базе хеттского, древнегреческого, италийских, семитских, иранских, пеласгского, кельтских, прабалтославянского и каких-то ещё языков?

Это кажется вполне реальным, если ещё учесть, что немецкий язык, в смысле порядка слов в предложениях, характеризуется смешанным порядком. Он занимает промежуточное положение между языками типа "субъект-действие-объект" (как у балтославян) и языками типа "субъект-объект-действие" (как у большинства древних южных народов - носителей индоиранских языков, аккадского, хеттского, латинского, языков Кавказа и др., но не кельтских, у которых синтаксис "действие-субъект-объект", как в североафриканских языках).