Икона Радости

Тина Гай 2
Перед нами Новгородская икона конца 15 века «Рождество Пресвятой Богородицы» школы андрея Рублева. Икона выполнена в ярко-красных, золотистых и блистательно белых тонах. Иконописец настраивает на  радость, воодушевление и праздничное настроение. Икона лаконична, второстепенных деталей почти нет – только суть события. Вся она сосредоточена на Божественном  смысле праздника: радости вселенной от Рождества Богородицы,  Той, Которая избавила род человеческий от проклятия смерти, Еву – от уз, и Адама – от клятвы. Рождество Девы Марии открыло людям врата Вечности.


Радость – смысловое слово праздника.  В радости объединились земля и Небо: земля радуется, Небо веселится, ангелы и святые души славят Рождество Девы.  Богоотроковица, как лестница, утверждена на земле, глава же Ее достигает Неба. Она,  как врата Господа,  открывает людям двери рая; Она дарит им Жизнь Вечную, вводя Христа во Вселенную.


Радостный смысл праздника передается  цветовой гаммой иконы. Икона царствует в  симфонии радости и торжества. Белый, красный, золотой, синий – всё блистает и горит  царственностью, Божественностью, Вечностью и Небом. Цвета усиливают друг друга, отражаясь один в другом, создавая  оду радости.


Поздняя иконография праздника Рождества Пречистой обрастала все бОльшими и бОльшими сюжетными подробностями, уходя в повествовательную плоскость. Но на раннем изводе  сюжету отводится минимальная роль, делая акцент на смыслообразующей цветовой гамме радости.


Событие Рождества  происходит в доме, о чем говорит велум, ткань между крышами домов. Справа видны фигуры людей, подносящие рОженице дары, питие, еду и ограждающие Ее от насекомых. Вверху дома (справа) изображена небольшая фигурка -  радостный муж, праведный Иоаким, наблюдающий за женой и только что родившейся дочерью.


Святая Анна как бы парит, возвышаясь  на высоком пьедестале над всеми. Она родила  уже в престарелом возрасте, прожив в супружестве 50 лет. Муж Анны – святой Иоаким -  имел право, по еврейским законам, уйти от неплодной. Но они любили друг друга, жили мирно, праведно  и в полном согласии. Свою девочку они  вымолили, дав обет: посвятить Рожденную Богу. Так же, как некогда Сарра, супруга Авраама,  родила первенца уже в глубоко престарелом возрасте - в 90 лет, Анна родила почти в 80.  Родила не по естественным законам, а по благодати.


На иконе обилие земных, житейских мелочей, делающих  взирающих на икону причастными всемирной радости земли и Неба.  Слева в углу идет подготовка купели для омовения младенца Марии - маленькой, запелёнатой в белое, фигурки. Богородица изображена одновременно сидящей на коленях (внизу слева) и возлежащей в колыбельке (внизу в центре). Ее защищают от насекомых  опахалом (внизу справа).


Праведная  Анна  сидит в позе, говорящей о безболезненности родов. Сидит на блистающем белизной ложе.  Белый цвет – нерукотворный свет Царства Небесного - подчеркивает, что  зачатие и рождество Пречистой  исполнено силой благодати Духа Святого. В белые одежды облечена и Сама Богородица, сидящая на руках повивальной бабки.   Нетварный белый свет божественной энергии коснулся всего земного: одежды Анны, Иоакима, повитухи, помощников, помощниц, дароносительниц, стен, домов. Сама земля просвечивает белыми бликами. В песнопениях праздника поется, что Дева Мария воссияла как облако, осветив всех райским светом. 


Над головами Анны и Иоакима – золотистые нимбы. Золотом светится верх иконы – Царство истины и правды, в котором происходит событие. Хитон Анны, умывальница, кувшин, колыбелька, стульчик повивальной бабки, ее рубашка, кайма ложи святой Анны и одежд всех фигур – все горит золотом, цветом цветов, равного которому нет. 

 
Обилие красного – отличительная особенность новгородской школы. Красное – цвет веры,  тепла, любви, царственности и жизнерадостности. К празднуемому событию этот цвет подходит как нельзя кстати.  На иконе красного не меньше, чем золотого: красным горит покрывало святой Анны, Богородицы,  повитухи.


Всё полно общей радости, возвещающей  радостную весть: родилась Та, из Которой воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Родилась дверь Небесная, своим Рождеством  освободившая Адама и Еву от тли смерти, родился дом Света, обновивший естество и мир, родилась Книга слова Жизни, разрушившая клятву и подарившая нам Жизнь вечную!

Видеовариант текста
http://sotvori-sebia-sam.ru/ikona-rozhdestvo-bogorodicy/