На полюсах Будды и Христа

Усков Сергей
«Мы вскормлены на заменителях, на «маргарине» во всех его обликах и формах. Лишь очень немногие из нас знакомы с вкусом подлинных вещей».
П.Д. Успенский «Новая модель Вселенной»








Не теряет актуальность идея, что наше понимание мира, восприятие пространства, такое же плоское и ограниченное, как отображение руки в зеркале (Иммануил Кант).


В науке – и такое же ускользающее, как погоня на велосипеде за бозоном Хиггса, который, быть может, при ближайшем рассмотрении снова распадётся на ряд «чудесных» частиц, пока неведомых, – снова научное знание окажется промежуточным.


Современные философские системы еще более замудрённее, чем тот же Иммануил Кант, и плетут умопомрачающее кружево из старых идей.


Искусство ставит на колени массовая культура, и дьявольский паук всемирной паутины плетет самостийный кокон, порождающих эпидемию бабочек-вредителей, поедающих изысканные творения старых мастеров.


Виды официальных религий настолько различны, что возникает странное ощущения, что народы земли произошли от разных предков, пришедших с разных планет, и только новая глобальная война (равно катастрофа) кардинально решит противоречия и подведет, если не всех, то многих под общий знаменатель.



Однажды, взяв в руки так называемый карманный справочник «Пси-фактор. Развитие сверхвозможностей человека», детально и доступно расписывающий вариации парапсихологии, тайны человеческой психики, собравший немалый материал о спиритизме, гаданиях, предсказаниях и пророчествах и чуточку о восточных учениях, – не нашел ни слова о  двух исполинских фигурах кардинально продвинувшихся вперед в понимании сверхчеловеческого: Гурджиев Г.И. и Успенский П.Д. Мне сразу припомнилась известная фраза, что все в этой книге «много шума из ничего», и что есть истины, которые не позволяют себя понять. Речь идет о том знании, которое невозможно понять простым человеческим умом, но которое доступно кругу избранных.


Таинственное эзотерическое знание, вмещающее в себя феноменальные истины, отвечающие на все вопросы, этакая золотая соль Вселенной, её Сердце, Душа и Суть, тщательно оберегаемая самим устройством жизни. Код доступа известен немногим и передается устно из поколения в поколение избранному кругу людей. Но в некоторые пиковые моменты развития человеческой цивилизации являлись божественные посланники, с миссией донести подлинное знание до всех.


В частности Будда и Христос открыли врата Высшего смертным, живущим во лжи и злобе, среди фальшивых ценностей.


Есть такая идея: именно эзотерическое знание порождает человеческую культуру (цивилизацию), которая в своем последующем развитии пытается подняться до уровня первоисточника. И не сумев этого сделать – гибнет. Причем, главные и оригинальные ценности, приобретенные цивилизацией, сохраняются в эзотерических Центрах и служат основанием для следующей цивилизации.


Яркий пример – учение Христа (методика по вхождению в мир вечных истин) и кара не внимающим это – Апокалипсис, после которого начнется новая эра, новая цивилизация без пороков прежней, и в которую попадут праведники и прилежные ученики Высшего. Уместно вспомнить библейский миф о Ноевом ковчеге.


По аллегории Петра Успенского, постройка «ковчега» означает эзотерическую школу, то есть подготовку людей для перехода к новой жизни, перерождение в испытаниях, когда наносное фальшивое отбрасывается и отмывается от грязи истинное человеческое: уши способны услышать, глаза – увидеть, ум – понять, сердце – запустить по жилам радость подлинной любви. И по сути «Ноев ковчег» – это внутренний круг человечества, обладающего самым важным знанием, предопределяющим развитие культуры (цивилизации), и которые черепашьими шагами выводят примитивные элементы из варварской трясины. Линия варварства тянется со времен Каина: не останавливаться ни перед чем для достижения цели, а это братоубийство, криминал, войны…


Есть также идея, что мир растений, насекомых и животных – это трансформированные остатки прежних цивилизаций, в которых традиции варварства уничтожили напрочь культуру, лишили себя мозгов, невидимыми нервными волокнами связанными внутренним кругом. Тем самым, что служит в невидимом храме эзотерического знания. И служит таким образом, чтобы путем тончайших эмоциональных переживаний приблизиться к истине.


Еще в VII веке до нашей эры в Египте и Греции разыгрывались мистерии – театральные аллегорические драмы – в ограниченном кругу людей. Идея мистерий: смерть божества и его воскрешение. Перед участием в сакральном действии долгие годы шло обучение, подготовка, и потом только посвящение в великую тайну путем участия  в мистерии. Посвящение раскрывало существо бессмертия.


Через века идея феноменального перерождения нашла чрезвычайно ясное выражение в пасхальном гимне Православной церкви:

«Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ
И сущим во гробех живот даровав»



(Православная церковь в своей чистоте, строгости наиболее близка к истине в трансляции божественной тайны мира. Однако, резкое увеличение числа православных Храмов, после краха советской идеологии,  привело к тому, что в настоятели Храмов, в её служители разных рангов попадают случайные люди, своими порочными действиями, проступками и даже гражданскими преступлениями разрушающих веру, основу Церкви)



Признавая реальность существования Христа, можно провести удивительную аналогию между древними мистериями и земной жизни Иисуса, и увидеть одно единственное различие. Аллегорическая драма произошла реально. «… исполнена не на сцене, а в реальной жизни, на улицах и площадях настоящих городов, в настоящей стране с небом, горами, озерами и деревьями вместо сцены, с настоящей толпой, с подлинными эмоциями любви, злобы и ненависти, с реальными гвоздями и истинным страданием. Все актеры этой драмы знали свои роли и играли их в соответствии с общим планом, в согласии с целью и задачами игры. В драме не было ничего неосознанного, случайного… Драма была исполнена без малейшей ошибки, без неточности, сбоев, в соответствии с замыслом автора и планом режиссуры; ибо, согласно идее эзотеризма должны существовать как её автор, так и режиссер» (П. Успенский «Новая модель Вселенной»).


Эзотерический Центр в этой драме снова приоткрыл дверь, как открываются Царские Врата в церкви в момент священнодействия. Встрепенулась ли душа, установилась ли  навеки постоянная связь с сокровищницей истинного знания?…


Прошло более 2000 лет. Линии культуры и варварства продолжают развиваться как сестры, потерявшие родителей. Причем есть итоги: война становится глобальным возмездием за нарушение правил сосуществования, а культура в ряде бессмертных творений «пробила брешь в небесной мудрости…»  и ставит мощные заслоны для войны на психологическом уровне, уничтожающей достигнутые духовные ценности (лестницу на небеса), зомбирующей заклятых врагом в безропотную серую массу. Но опять же не для всех – для тех, кто научился видеть, слушать, понимать, чтить и соблюдать высшие правила жизни.


Чтобы дополнить  понимание реального мира с миром таинственным, неизвестным придумывали четвертое измерение, но так и не нашли способа ясно и конкретно построить четвертый перпендикуляр от нас к неведомому пространству как со стороны физики, так и психологии.


Если не считать чрезвычайно любопытный метод вхождение в неизвестное через ассоциативную связь, через построение аналогий, уничтожив в себе субъективное представление и восприятие. Исходя из того, что все мы, и все вокруг – проекции неизвестных высших тел. А мы сами и есть четвертое измерение, некое формирующееся астральное тело, основанное на гипотезе тонких состояний материи, на реальности человеческой воле, эмоциональной силе желания как движущего импульса реальных физических сил, способной «подвинуть гору».


То бишь психическое воздействие на астральное тело (в невидимом четвертом измерении!), которое в свою очередь трансформируется в изначально желаемое физическое действие.


Однако, магическая динамизация воли – природный дар немногих. В этом есть и коварство и злой умысел. Для большинства, которых потревожила Вечность, это тупиковая линия (т.е. обратиться к магии, спиритизму и прочим паранормальным проявлениям неведомого – значит размениваться на мелкие монеты, счет которых ограничен). Тем более идея эзотерического знания, и само это знание, в полной мере заключено в других проявлениях, и наиболее полно связано с феноменальными фигурами Христа и Будды.



Самой читаемой частью Библии, пожалуй, является Четвероевангелие. Четыре разных по стилю повествования о земной жизни Христа, написанные четырьмя из его двенадцати наиболее преданных и приближенных учеников.


Несмотря на простоту изложения, ясность, лаконичность, отсутствие мудрствований и мистики, в священных текстах словно главное зашифровано, в том числе, и глубины эзотерического знания. Или это естественное свойство любого непредвзятого свидетельства, выразившего один к одному знаменательное событие?


К слову, Петр Успенский утверждал, что Четвероевангелие написано для учеников эзотерических школ, и каким бы ни был интеллигентным образованным человек, он не поймет Евангелий без особых указаний, без исходных сведений об эзотерическом знании. И поэтому четыре свидетельства являются основой различных церковных конфессий, так и исходной позицией для пытливого ума, пробирающегося к истине в лабиринтах человеческих мыслей, изысканий.


Ещё и поэтому продолжает жить старая мысль: «родись Христос позднее, он не только не смог бы возглавить христианскую церковь, но и принадлежать к ней… А в эпоху наивысшего блеска, могущества и власти Церкви его, несомненно, объявили бы еретиком и сожгли бы на костре… а наше просвещенное время, когда христианские церкви, если не утратили, то, по крайней мере, стали утаивать свои антихристианские черты, Христос мог бы скрываться от гонений «книжников и фарисеев» разве что где-то в северном русском скиту» (П. Успенский)…


И  в этом свойство всех доктрин – привносить в первоисточник своё, зачастую искажающее первоначальный смысл.


Обычным житейским пониманием Христу приписывается великодушная идея всеобщего спасения. Некоторым считается достаточно сходить в церковь и поставить свечку, покаяться и, таким образом, причаститься к вечной жизни.


Но это самообман.


Четвероевангелие пронизано идеей, что «Царство Небесное» доступно немногим: избранным из числа званных. Врата его узки, через которые проходят немногие, остальные просто-напросто будут сожжены, как солома.


«Лопата Его в руке Его, и он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Матф, III,10,12).


Допускается крамольное предположение, что Новый завет написан гораздо позднее описанных событий, реальность которых – есть непреложный факт. Написан на основе свидетельств очевидцев; «можно с полным основанием предположить, что эти сборники рукописей были изданы людьми, преследовавшими определенную цель и предвидевших колоссальные масштабы распространения Нового Завета и то огромное значение, которое оно приобретет» (П. Успенский).


В последующих переводах вносились изменения, искажающие первоисточник, как субъективно понимал переводчик. В самом первоисточнике бездна эзотерических знаний, которые с каждом переводом вуалировались в нечто доступное пониманию обыденным человеческим умом.


В жизнеописании Иисуса ученые мужи находят ряд легенд (практически все основные!), заимствованных из ранних проявлений божественного: из индуизма, буддизма, из Ветхого Завета и даже греческих мифов…


Налицо искомое синтетическое восприятие Высшего.


Причал и ковчег.


И снова закрадывается крамольная мысль, что своей страдальческой смертью, Иисус отнюдь не искупил человеческие грехи, но указал Путь, как очищать себя от скверны многочисленных пороков. Ибо невозможно никого освободить от порока (греха) без его собственного участия. Никакая искупительная добровольная жертва никого не спасет напрямую.


«Я есмь путь» (Иоанн XIV, 6)
«Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу как только через Меня» (Иоанн, XIV, 5,6).


Известное библейское выражение «Царствие Небесное внутри нас» опять же сворачивает мозги обывателю.


Неужто Царствие Небесное не есть райский уголок, где щебечут птички в небесной лазури, кружатся благовония, растут деревья, усыпанные вкусными и питательными плодами, и меж дерев видны обнаженные фигуры грациозных гурий, слышны их переливчатый смех и песни, прославляющие Бога.   


Царствие Небесное – благостный и трудный удел немногих. Это внутренний круг отринувших существующую жизнь, где один порок наслаивается на другой, где копят богатства (служат маммоне, Золотому Тельцу) после смерти им на часть этих денег строят монументы из камня и металла, над которыми впоследствии глумятся потомки, или равнодушно глазеют, не зная куда приткнуть взор…


Царствие Небесное достигается при жизни теми немногими, кто живет по законам «небесной мудрости» (Конфуций!). Пусть понятой на эмоциональном уровне.


«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Марк,IX,1). Для них Второе пришествие уже состоялось. И состоялось на уровне изменения сознания.


В свое время основоположники Четвертого пути (Гурджиев Г.И., Успенский П.Д.) разработали методику по обретению эзотерического знания, расширяющего сознание и приближающего к Небесным вершинам, к Чудесному. Методика трудная, требующая полной самоотдачи, с жестким самоконтролем. Некоторые места похожи на добровольно сумасшествие – также дон Хуан у Кастанеды предостерегал неопытных, точнее несведущих, как принимать (как входить в мир, который с точки зрения медицины есть один из видов галлюцинаций) видения за высшую реальность, и как возвращаться назад, пробуждаться невредимым в реальной жизни, обогатив себя новым знанием.


Однако, есть судьбы, в которых сами Небеса позаботились поднять лицо к своим высотам путем череды бескомпромиссных испытаний. Когда он, все время ощущая знак особой судьбы, ищет просветления в немногих дошедших до нас учебников высшей жизни. И здесь Новый завет – первая книга. «Это введение в скрытое знание, в тайную мудрость» (П. Успенский). А Христос – это проводник в этом знании. Его миссия – расширить внутренний эзотерический круг, познавших вкус Небесной мудрости, увеличить число избранных из числа званных, и дать людям войти в свое Царствие ещё при их жизни. Измениться и войти в круг избранных не дает, как ни странно, укрепляющаяся линия зла: власть денег и животных инстинктов.


Об нищете духа житейского суетного равно о непривязанности к вещам ( ко всему тому, от уводит от истинного) сказано, разумеется, и в учении Будды. Причем, привязанность не только  к вещам, но и к людям, к родным и близким.


Привязанность не употреблено в значении – любовь, симпатия, доброта. Употреблено в значении эгоистического чувства распространения собственности и на эмоциональную сферу в приземленном варианте: приручить, привязать, обязать…


Это не любовь, потому что к чему привязался, можно ненавидеть, тяготиться или тяготить объект привязанности. Здесь уместна сентенция Чичикова о беленьких и черненьких из бессмертной книги Н.В. Гоголя «Мертвые души»: полюбить нас беленькими всякий сможет, а вот черненькими полюбить, а? Полюбить со всеми пороками, недостатками, и силой настоящей любви преображаться вместе по восходящей. Такая любовь для людей из внешнего круга равнозначна шизофреническому бреду. Души у них давно мертвы.
 

«Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откров. III, 1).
 

Последняя строка в пасхальном гимне – «И сущим во гробе живот даровав» – об этом же. Сущие во гробе – есть живые мертвецы, которым Христос дал знание о вечной жизни через их собственное преображение, и обязательно в данной земной жизни.         
 

Поразительное сходство ли, перекрещивание ли многих идей Христа с идеями в писаниях Будды еще раз подтверждает существование единого эзотерического Центра, так или иначе регулирующего внешнюю жизнь. Преображение человека согласно буддийским учениям происходит исключительно через внутреннюю жизнь без вмешательства чудесного и благодаря собственным усилиям.


Как известно, у Будды (в переводе – Просветленный) две биографии: одна реального человека, вторая – сотканная из легенд. Обе биографии чрезвычайно интересны.


В реальной жизни более 25 веков назад у царя маленького индийского государства родился сын, предвосхищенный желаниями достойного наследника и долгим ожиданием этого. Принц вырос в атмосфере бесконечного праздника, роскоши, абсолютно ничего не зная о внешней жизни за стенами дворца. И так до 29 лет; женился, родил сына.
 

Если бы не состоялись его три тайные вылазки за пределы дворца, он так бы и закончил жизнь в элитном сословии, живущего на средства угнетаемого внешнего мира. Из трех вылазок он понял, что красота и молодость не вечны, что есть страшные болезни, недуги и смерть. И – рок! судьба! – отрекся от беспечной жизни сиятельного принца, покинул дворец, отца, жену, сына и отправился с твердой целью найти рецепт всеобщего счастья.


Что удивительно – нашел!


Нашел и запечатлел в своем учении, чрезвычайно быстро распространившегося по Индии, в Юго-восточной Азии – везде с национальным привкусом:  потому что по сути его учение очень толерантно, пронизано гуманным духом и допускает поклонение другим богам (Будда был уверен, известные боги дают временной облегчение от страданий, у него – подлинное; так неразумное соблазненное дитя возвращается в родную обитель).


Поначалу аристократический искатель пути спасения человечества быстро овладел индийскими аскетическими практиками. Искал прозрения через умение побеждать физическое тело и вхождение в транс – и нашел совершенно в другой практике: созерцания себя, уединённого, на берегу реки. Отправной точкой послужило отрицание крайностей: обыденная жизнь, погруженная в материальные желания и наслаждения и противоположная – жизнь аскета, погруженная в самоистязания.


В своем пути Будда соединил чувственную жизнь и практики слияния с высшим миром. Таким образом реально развить и приобрести высшее знание, дающее нирвану здесь, на земле. Бессмертие души отрицается, идея реинкранации (вторичное рождения) для высшего просветленного человека отвергается.


Вечная жизнь, проецирующаяся на земную, – это Колесо Сансары: бесконечная череда перевоплощений, рождения заново, в зависимости от того, как поступает человек в конкретной реальной жизни. Закон кармы (морального воздаяния) каждому воздает по заслугам его, и воссоздаёт в будущей жизни, бросая предупредительный сигнал в виде страшной болезни, омертвления, опустошения, бесчувствия. Человек со скотским поведением становится скотиной в самом деле. Негодяй – кровососущим гадом, ползающем, летающем, плавающем и т. д.


Конечно, Колесо Сансары сложнее в устройстве и понимании. Однако идея заключается в следующем: поскольку каждая мысль, слово и дело оставляет кармический след, поскольку жажда владеть, привязанность к жизни приводит к страху потерять, к болезням и смерти, необходимо жить так, чтобы не оставлять кармических следов. Не являться рабом привычек, привязанностей – найти у себя внутри спасительные ростки высшего (Царство Небесное внутри нас!) и собственными усилиями взрастить их, укрепить и обрести нирвану – состояние единения с Высшим эзотерическим Центром. И тем самым соскользнуть с Колеса Сансары на её ось – высшую любовь, Царствие Небесное, просветление и перерождение еще при жизни.


По нынешним временам и в упрощенном понимании – это значит жить на дистанции с внешним миром повседневных желаний и стремлений и упорно заниматься самоусовершенствованием, найти и выстроить незримый заслон отрицательным эмоциональным воздействиям...
 

Все люди абсолютно разные – Колесо Сансары их переделывает, перемалывает и выводит на истинный путь, в свою сердцевину, в свой срединный Путь, где подлинная Любовь становится и проводником и пронизывающей Сутью. Другие же индивидуальности, возомнившие о себе и не поддающиеся исправлению,  перемалываются в космическую пыль, в бозоны Хиггса.


Избежать череды перевоплощений, своими же усилиями встать на ось Колеса Сансары, можно только путем перемалывания себя бескомпромиссной духовной работой. Если не удастся достичь нирваны – в следующей жизни будет рождение на более высшем уровне.


Легендарный Будда рождался 550 раз: был лягушкой, рыбой, крысой, зайцем, курицей, гусём, обезьяной, слоном, плотником, кузнецом, 13 раз торговцем, 24 – монахом, 58 – царём, 83 – святым. Последнее и завершающее рождение – в образе просветленного человека с учением спасения мира, погрязшего в неведении Высшего, обрастающего пороками, точно проказой, и превращающего планету Земля в космический лепрозорий.



«Я всё победил, я всё знаю. Я отказался от всего, с уничтожением желаний я стал
свободным. Учась у самого себя, кого я назову учителем?» (из «Джахмапады»).



«И нет нужды читать толстые тома по буддизму…Нужно прийти сюда (к Будде с сапфировыми глазами – прим. автора), стать перед Буддой – и пусть взор его синих глаз проникнет в вашу душу. Тогда вы поймете, что такое буддизм… каким бы возбужденным, озабоченным, раздраженным, раздираемым противоречиями мыслей и чувств ни пришел сюда человек, он уйдет отсюда спокойным, умиротворенным, просветленным, понимающим» (П. Успенский «Будда с сапфировыми глазами»).