Колебания. Part two

Лев Буянов
В день сорокапятилетия начала отечественной войны я женился, почуял неудержимый философский позыв и желание пометить этот мир своим присутствием (как Шарик дерево).
И вот ныне, в год моей серебряной свадьбы, двадцатилетия российского путча, десятилетия атаки Бен Ладана на NY, очухавшись от очередного запоя, я вновь взялся за перо.
Созерцание мира через TV- окно, когда я  пребываю в диванной неге, не удовлетворяет моё тело, как я наивно полагал ранее. Все мои внутренности зудят от желания созидать. Все фибры алчут действия. Я прихожу в смятение от праздности. Мещанский  уют гнетёт душу. Поэтому я беру в руки тетрис – орудие моего труда. Жизнь снова обретает смысл. Я творю, творю … Я изменяю мир. Из простых фигур возникают сложные. Процесс идёт не просто. Конфликт несовместимости фигур печалит, портит настроение, но тем приятней победа. И вознаграждение – количество заработанных очков.
Лярошфуко:
«Из всех страстей наименее известной нам является лень: она самая жгучая и самая зловредная из всех, хотя страшная её сила неощутима для нас, и вред, причиняемый ею, спрятан глубоко… Ленивый покой есть тайное прельщение души, которая вдруг откладывает самые горячие свои стремления и самые упорные свои решения. Лень есть, как бы, блаженство души, которое утешает её во всех её утратах и служит ей заменой всех благ.»
(Андре Жид «Фальшивомонетчики» стр. 262)
После долгих колебательных движений в поисках своего места под солнцем,  душа моя и тело нашли покой и согласие на наблюдательной вышке исправительной колонии номер 7, где я мог в умиротворении, обнявшись с автоматом Калашникова и тетрисом, размышлять о смысле бытия и подкладывать под свой непутёвый образ жизни философскую концепцию:
      Я сижу на вышке. Синица отважно влетела в моё ристалище чрез открытую форточку, ибо здесь царит вдохновение и нечего здесь бояться.
Всё не так! Всё не так у меня, как у всех уважаемых людей. Ну и? Расписаться в амбарной книге Общества за статус неудачника? Получите и идите.
Всё не так – осенило меня намедни. И в этом виноваты хиппи. Ибо я впитал их концепцию, как губка впитывает окружающую её среду, как человек впитывает время, в которое погружён судьбою, провидением.
Что не «так », а что «так », кто решает, кто судит?  Разумеется большинство. Социум уверенным голосом, без сомнений в правоте своей, декламирует, что «так » и что
не «так». Но что поделаешь с душою, сущностью своею, что настроена на частоту колебаний такого явления, как хиппи. Отзывается на него, резонирует и, влекомая очарованием предмета вожделения, сливается с ним, становится частью ея.
Нет войнам! Да здравствует любовь! Всеобщая и всепоглощающая! – концепция моей сущности. И любая общественная субстанция, соприкасаясь с моей личностью, вынуждена просачиваться чрез фильтр этой концепции в моей душе.
Работа, как физическая величина – это конфликт. Плюс и минус, огонь и вода – рождают работу. Шестерёнки в трении друг с другом – механизм работает. Работа, как социальная величина – трение людей, характеров, темпераментов. Работа – есть конфликт.
Но я не могу конфликтовать. Я люблю людей. Я боюсь их обидеть, ущемить в самом малом. И страдаю от ущемления меня. И отсюда мои мытарства и скепсис к ценностям социума. Таким, как «положение в обществе». Статус. Любой начальник вольно или не вольно причиняет мне боль. Единственно приемлемая профессия – свободный художник, но и этим нужны крепкие локти, что б чего-то стоить в социальной среде.
Хиппи. Любовь и цветы. Было ли это модой? Для кого-то да. И они стартовали к вершинам социальных благ. И даже те, кто казался мессией движения (рок певцы), стали респектабельны, взойдя на трон из кирпичиков-пачек купюр. Да и я никогда не декламировал идей любви и братства, забыл про то время и подстригся, как все мои друзья. Я вспомнил об этом только сейчас, когда задумался над тем, почему у меня всё не так, как надо…
ЭТО, - кажется мне, - не мода была. А молекула, случайная частица, искра того фейерверка любви, что случился две тысячи лет назад в городе Назарете. Фейерверк не праздничный, не праздный, а невидимый. Видимый не всем.
В шестидесятых семидесятых все пели, любили, презирали насилие, оружие, и даже не сразу обратили внимание на очевидное сходство родившегося в Вифлееме, изображаемого на всех картинах мира, с теми, кто пел и любил в Вудстоке. И ЭТО осталось во многих до сих пор. И они даже не ведают об этом. Не подозревают, что мешает им добиться успеха в обществе. Респекта и уважухи. Оказывается – любовь. Мы заразились этим в шестидесятые и неизлечимы. Мы разрознены, существуем поодиночке, ибо царят на планете оне – с крепкими локтями, суетливо ломящиеся к золотому тельцу…
А мы делаем вид, что не любим окружающих, т.е. делаем вид, что работаем.
     В те далёкие времена хиппи я не делал никаких философских выводов. Я просто слушал Led Zeppelin, Beatles и прочих. Я был уверенным в правоте учителей материалистом. И даже не пытался, однажды, как-то успокоить тихо плачущую бабушку, которая услышала по радио идиота атеиста, что вещал и агитировал не верить.
       Я писал письма сестре, подавшейся в Свидетели Иеговы, с «научными», т.е. «неоспоримо верными» доказательствами материализма. 

               
                ПИСЬМО СЕСТРЕ, ОСЕНЁННОЙ
                НОВЫМ ФИЛОСОФСКИМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ
Здравствуйте, родные мои!
Мы тут существуем помаленьку. Только мы с Ирусей спланировали жить «по-крупному»,
в связи с переходом моим на новую работу, как бабах! Кризис на нашу голову. И снова мы
в том же интимном месте, где и были. Судьба.
Извини, Марина, что долго не писал. Уж больно серьёзную задачу ты мне поставила. Сходу на неё не ответить, поэтому хожу так долго вокруг твоих писем и не решаюсь начать ответ. Однако вот собрал волю и сел за письменный стол.
К сожалению, житейские проблемы не дают мне расслабиться, что бы сесть и основательно изучить твои книжки. Постоянно какие-то вводные, которые надо решать.
Я только медкомиссию три раза проходил (уже работая на новом месте) и до сих пор нет уверенности, что всё, наконец решено. Это всё из-за ноги. Конечно, следуя вашей логике, нынешняя жизнь – дерьмо, и нужно наплевать на неё и заниматься будущим вечным процветанием, однако, как-то рука моя не поднимается отнять у дочки и без того маленький кусок хлеба, на зарабатывание которого я трачу  время, и со спокойной совестью начать  тратить его на пение псалмов.
Однако кое-что я прочитал, и у меня появились вопросы. Два – три для начала. Надеюсь, конец света не на этой неделе, и у нас хватит время, что бы продолжить дискуссию.
Я тебе уже говорил, пойми правильно, что я не настроен на критику, как, к примеру, какой ни будь политический оппонент. Я хочу разобраться, убедиться сам. Согласись, что объявить себя верующим, не убедившись основательно,  не честно.
И так. Марина, я прошу тебя обратить внимание и помнить об этом тогда, когда
будешь отвечать, на то, что  книги, которые ты мне дала, написаны с претензией на научность, т.о. я имею право получить на каждый вопрос, если не математически точный, то хотя бы конкретный чёткий ответ, а не размытый, типа того, что отвечала ты мне на вопрос: что будет с миром, если все государственные люди, работа которых заключается в том, что бы держать в руках и применять оружие для защиты своих близких (как, например твой муж, твой сын и твой родной брат), что будет, если все они, повинуясь заповеди: «не убий», отставят оружие в сторону и пойдут спасать свою душу. Ты ответила: «Бог не допустит насилия». Это не ответ. Потому что допускал, допускает и,
следовательно, почему вдруг не допустит?
И так конкретные, чёткие ответы.
ВОПРОС 1: Почему расширение вселенной нужно считать доказательством Начала нашей вселенной? Не является ли это движение колебанием? От расширения к сужению и обратно?
ВОПРОС 2: Нужно ли Богу, что б мы знали о Нём?   Почему так скудны наши знания о Нём, при Его могуществе? Почему Он не «обновляет» наши знания своей волей, как обновляет вселенную, борясь, так сказать, с энтропией наших знаний об истине, а довольствуется лишь старой книгой (Библией), которую написал-таки человек, и которую люди трактуют, как им заблагорассудится. Отсюда множество религий на её основе, зачастую враждебных друг другу. Где тут логика (если Он личность), Если Он действительно хочет спасти людей, почему бы Ему не дать более убедительный знак о себе, чем простой смертный (не так уж много людей видели, что он бессмертен) проповедник из Назарета.
ВОПРОС 3: Как вы относитесь к людям, исповедующим другие религии? Они глупы? Недогадливы? Невежественны? При том, что во все века среди них были великие учёные и мыслители, как вы объясняете то, что они заблуждаются в своей вере, а вы нет?
То, что количество ваших приверженцев растёт – это не доказательство и не ответ. Почему, к примеру, недогадливому Солженицину Александру Исаевичу не хватило пол жизни размышлений в лагерях для того, что б разубедиться в православии, а догадливой Марине Николаевне Поповой (Буяновой) хватило для этого пол года – год.
ВОПРОС 4: Появление жизни на земле. Есть такая теория больших чисел. Я не силён в математике, но суть её я улавливаю и вижу в том, что СЛУЧАЙ, соприкасаясь со средой больших чисел, обретает совершенно иное значение, Например фокус с часами. Ты
никогда не видела? Один «экстрасенс» из Англии «чинит» часы усилием воли. Выступая перед телевизионной аудиторией, просит поставить перед экраном сломанные часы и в течение минуты махает руками и шепчет заклинания (как наш Чумак). Вся загвоздка в том, что его смотрят миллионы человек. И, согласно теории больших чисел, хотя бы у сотни из них должны в этот момент, просто случайно, пойти часы. И вот эта сотня и шумит на весь мир.  Всё дело в человеческой психике. Их впечатляет факт «починки» часов и, к сожалению, не впечатляет слово «миллион», что в этом случае, гораздо весомей
на самом деле.
А теперь представь (хотя, как видно из примера с часами, это человеку сделать крайне трудно) какое гигантское количество времени (где миллион – просто ноль)  было у вселенной, что бы произошёл всего один случай. Появилось белковое соединение. Вероятность этого случая и всех других последующих за ним, очень мала, но не равна нулю. Она имеет право на существование. Нас впечатляет появление такого чуда (на наш взгляд чуда), как жизнь и всё её разнообразие, а масса (я даже не могу подобрать определения. Его просто нет ни в одном языке), а (пусть будет) масса времени остаётся при этом в тени, хотя с научной точки зрения, это не справедливо. Плесень появляется сама за короткое время. Этим процессом не руководит разум, сложились условия. Кстати,
вы апеллируете к красоте в доказательстве своей версии, но редко кто назовёт красивой плесень (хотя, тут уж, конечно, виноват Сатана, очень удобно). Морозные узоры ростом,
которых, тоже ни кто не управляет, разве не красивы?
Родилась жизнь. И потекла в своём развитии, как река, которая сама выбирает себе русло, туда, где меньше сопротивляется грунт. Как ветки морозных узоров, как кристаллы снежинок.
Всем этим изложением я хочу сказать, что я не отвергаю Бога, но ваша версия бытия – всего лишь версия. Гипотеза, а не доказательство. Я – личность. Как всякая личность, со всеми своими недостатками, я должен поступать логично. Прежде, чем съесть кусок пищи, я должен убедиться, что он съедобен и качественен, пользуясь всеми данными мне органами чувств. Убедиться однозначно, подчёркиваю, т.е. ответ должен быть один – ДА съедобен, либо НЕТ – не съедобен. А принять веру, это не кусок колбасы съесть. Это – поменять всю свою жизнь. К сожалению мои органы чувств не получили однозначного ответа. Я не вижу оснований нестись, сломя голову, в собрание. Я не верю молодым верующим, не вкусившим сполна жизни. (Кстати, никто ко мне не приходил из них). Если я в сорок лет не уверен в том, что устою перед соблазном, покажи мне, скажем, миллион долларов, что бы я стал атеистом, то молодому человеку уж подавно трудно это сделать. Поэтому я прошу тебя им не писать и не просить их встретиться со мной. Надеюсь среди твоих «братьев» есть солидные убеждённые и образованные люди, что бы  ответить на мои вопросы.
Это что касается научной стороны дела. Есть ещё одна сторона, она существует, от неё не отмахнёшься, и я хочу, что б ты знала и её. Это моё личное, чувственное отношение к твоей «научной» деятельности. Всё это время, как ты уехала, я думал каждую свободную минуту и сидя в будке с пулемётом, о том, что произошло с тобой. Я не читал ни каких атеистических книг, ни с кем не говорил на эту тему, и даже с Бубой не общался после твоего  отъезда, когда человеку не хватает органов чувств, что б убедиться в истине, он включает в себе такую штуку, как интуиция. Внутренний голос мой оказался грубоват по отношении к твоей деятельности. Хочу я этого или нет, но во мне, почему-то, как ил со дна всплывает негодование и чувство потери. Ты стала другой, ту, которой ты была, мы потеряли. Посмотри хорошенько вокруг себя, может быть не один я из родных это ощущаю. Разве можно не оставить следа в душе у родных людей, растаптывая традиции, веру и могилы предков? Жирные кавычки в этом сочинении в слове твои «братья» поставил не я, а мой внутренний голос, которому трудно обуздать свою ревность (какие братья, кроме меня?!) И дай я ему волю, он не разглагольствовал бы здесь, пачкая бумагу научными доводами, а грубо бы отрезал: «Марина, ты занимаешься ерундой, глупыми играми для взрослых. Не испытывай наши чувства и вернись к нам».
Как бы разум мой не желал Бога и вечной жизни, идея привлекательна и почему бы мне отказываться от неё, но упрямая интуиция говорит мне, что всё это пустое, извини за грубость, духовный онанизм, когда возбуждаешь в себе любовь к тому, чего нет.
После разговоров с тобой, я вообще стал более склонен к атеизму, чем до разговоров. Когда ещё оставлял лазейку в душе для православия – носил крест, которым меня крестили в детстве родители и бабушка, ходил иногда в церковь. А когда такой авторитет, как старшая сестра, не моргнув глазом, в один миг превратила всё это в ничто, в душе моей осталась только апатия и пустота.

                ОТВЕТ НА ОТВЕТЫ
                СЕСТРЫ ОСЕНЁННОЙ НОВЫМ ФИЛОСОФСКИМ
                МИРОВОЗЗРЕНИЕМ.

Здравствуйте, родные мои!
       Живём помаленьку. Пока тихо мирно всё протекает. Мы с Ирусей работаем, Юля учится, параллельно романы стряпает по двести страниц. Я работаю сутки через трое, а в феврале решил по двое суток в подряд  работать. У нас в учреждении такое практикуется, т.к.средств на существование катастрофически не хватает.
Марина, ты не ответила не на один мой вопрос. Я подозревал, что так оно и будет.
Я про Фому, ты про Ерёму. Поговорили. Я спрашиваю: «Сколько время?», ты отвечаешь:
«А потому что», и делаешь многозначительный вид исчерпывающе ответившего человека.
Обидно. Мой «научный трактат» пошёл в помойку. В пустоту распинался на пяти страницах.
Слушал я не так давно по приёмнику радиостанцию «DEUS» (так, вроде бы, называется), религиозную. Люди звонили и задавали вопросы. Единственное, что я понял, - проповедники большие мастера уходить от ответа, как наш Михаил Сергеевич Горбачёв.
Эта «наука» называется демагогия. Я надеюсь, ты искренне пыталась ответить, но просто
не вникаешь. Я с самого начала просил тебя обратить внимание на то (подчеркнул это) при ответе, что книги ваши написаны научным языком. И надеялся, что разговор наш пойдёт на этом языке, на сколько нам позволяют наши знания, а не на эмоциях. Свои эмоции я всё-таки предъявил, так сказать, но отделил их от вопросов. На них можно было не отвечать.
Вот к примеру. Я спрашивал: Как вы относитесь к людям другой веры? Они глупы?
Недогадливы? Невежественны? У Достоевского, Солженицина не хватило УМА принять
правильную веру? Или что-то ещё? Ты отвечаешь: «каждый вправе выбирать себе веру».
Я спрашивал не о том в праве они или не вправе выбирать, а ЧТО, на ваш взгляд, НЕ ХВАТИЛО Достоевскому и Солженицину принять истинную веру? Ума? Знаний? Времени? Согласись, что не один из подчёркнутых возможных ответов не подходит.
Нужно ли Богу, что б мы знали о нём? Если рассуждать, повторяю, научно, это значит объективно, без эмоций, логично – одной книги  и одного проповедника человека не достаточно, что б заявить о своём существовании. Недостаточно, хотя бы потому, что
ИСТИНУ знают не самая большая часть человечества – свидетели Иеговы. Извини за, может быть, не корректный пример, но если Жириновский захотел, что б знали не только его, а и его политические взгляды, он этого добился без особого труда. Его знают? Знают.
И почему-то ни у кого не возникнет вопрос: существует ли Жириновский, или его придумали? И нет, грубо говоря, Жириновцев-баптистов, Жириновцев-православных, Жириновцев-католиков.
Создаётся впечатление, что если Бог и есть, то Он махнул на нас рукой: «Живите, как хотите». Если нет, почему тогда Он молчит? Он всемогущ. Почему бы Ему не дать какое-то ясное, очевидное и однозначно трактуемое знамение? Что б не приходилось проповедникам всех мастей доказывать часами, день за днём, годами, веками, что ОН ЕСТЬ.
Пытаясь ответить мне, ты постоянно цитируешь  Библию, но объективно, логично,
т.е. научно, это не корректно. Я с таким же успехом могу цитировать, скажем, «Похождения Геракла» и говорить, что Бог – Зевс. Сбывающиеся пророчества – вещь сомнительная, потому что их можно трактовать по-разному, что и делают люди. Кстати, забавная вещь. Я тут прочитал свою «виршу», которую написал в двенадцать (обрати внимание) лет, под названием «Жизнь моя смешная». Там я описываю свои выдуманные похождения. Герой поступает в ПТУ, служит в армии шофёром (я был действительно в дальнейшем приписан в автомобильные войска), в рассказе появляется родственник, который устраивает героя в авиационное училище, из которого его выгоняют. По ходу сюжета герой летает в Харьков (!) к родне. И все похождения сопровождаются беспробудными пьянками. Чем не пророчества? Даже в самом названии.
Когда я впервые взял в руки одну из ваших книг, ещё до твоей «религиозной миссии» ко мне, одна пожилая пара подошла ко мне на улице и дала мне книгу. Она называлась «Жизнь на земле», если не ошибаюсь. Голубенькая такая. Так вот, когда я взял её в руки, я даже обрадовался, т.к. судя по объёму, по сравнению с жидкими листочками, которые не давали ни каких вразумительных объяснений, я решил, что уж на сотне-то страниц наверняка я найду соответственное количество доказательств. Но там обсасывался лишь один ваш аргумент, основной и единственный, как я понял позже, - красота и гармония мира. Вообще-то красота – не научная категория. ВОСТОРЖЕННОСТЬ и наука – не совместимы. Когда вникаешь в явление гармонии и красоты с точки зрения объективной логики, то красота становится ясней и проще. Какие красивые узоры в калейдоскопе! Но ведь это всего лишь несколько зеркал и цветных стекляшек. В принципе такая простая конструкция могла появиться в природе случайно. Я повторяю, что всё дело во ВРЕМЕНИ!
Ещё одна вещь настораживает в вашей организации. Бюрократический подход к выдачи «пропуска» в рай. Посещаешь собрание – будешь в раю, нет – не будешь. С какого момента считать, что человек совершает грех, изменяя жене? С того, как в ЗАГСе  поставлен штамп? Но ведь жизнь сложна. Много бывает неоднозначных ситуаций. Может человек женился по принуждению или ещё, что-либо подобное.
Кстати о красоте. Красиво ли поступает человек, бросающий оружие, которым он защищает своих детей и своих близких в наше трудное время и идёт спасать свою душу, оставляя грязное дело другим? На мой взгляд, добро должно быть с зубами. Сильным. Врач причиняет боль, что б спасти больного.
Учение о райской жизни, как мне представляется, - это самая древняя утопия человечества, как научный коммунизм. НО. Я согласен с Достоевским, который  сказал:
«Если Бога нет, то его следует придумать». И ещё его слова: «Красота спасёт мир». Да. Я согласен, религия нужна человечеству, как святая ложь врача, который говорит больному раком, что он будет жить,
Всё это подтверждают ваши отношения друг с другом и с остальными людьми.   
Я бы хотел, что бы все люди были такими, как свидетели Иеговы. Я даже завидую вам.
Но мне   н е   х о ч е т с я   л г а т ь .  Я не вижу веских оснований, что б объявить себя верующим. Может быть ещё не пришло время? Как сказал один западный проповедник в
телевизоре (мистер Стенли, по-моему), не надо тужиться и напрягаться, делая богоугодные дела. Бог сам это сделает через вас и всё пойдёт естественно и непринуждённо. Как я не тужусь что-то прояснить для себя – ничего не выходит.
Марина, если ты затрудняешься ответить, я тебя прошу, не начинай снова сказку про белого бычка с цитатами, а покажи мои письма кому-нибудь из ваших. Только, пожалуйста, не говори мне, что я мог бы сходить в собрание по месту жительства. Ты же знаешь меня. При моей коммуникабельности я не промямлю и двух слов. Мне легче общаться письменно. Прости, если что-то грубое сказал. Может это очищение души так идёт своеобразно. Как очищение желудка, когда можно брызгами рвоты запачкать ненароком врача. Извини за такую аналогию. 


                Здравствуй, Володя!
Во-первых, спасибо за письмо. Во-вторых, извини, что долго не писал. Энтропия замучила. Дача разваливается, вынужден тратить много времени на ремонт.
Володя, давай договоримся, если диалог со мной – это титанический труд для тебя
(«упарился»), так сказать, христианский вынужденный долг перед сестрой по вере, то лучше не трудись. Я представляю твои ощущения: сорокалетний (почти) бугай, которому
лень сходить в местное собрание, требует, что б его обеспечили доказательствами.
Мне было бы приятней общаться с человеком, которому тоже интересен этот диалог.
Что плохого в том, что человек хочет быть уверен в своих знаниях об истине?
С рождения он привык получать информацию через свои пять органов чувств. И «болтуны» учёные, к которым ты с таким сарказмом относишься, придумали научный опыт и эксперимент, что б помочь людям. Не такие уж люди сволочи. Получи они явное доказательство существования Бога, я думаю,    б о л ь ш и н с т в о   бы   и с к р е н н е   
пересмотрели своё отношение к жизни. И так ли уж трудно будет Всемогущему (всё могущему) распознать «приспособленцев». Кстати, почему не «материализуется» сатана?
Он тоже «подсматривает» со стороны? Бедного человека с его средним и верхним образованием окружают тысячи проповедников сотен религий и каждый очень убедительно произносит (пишет)   с л о в а . А когда человек робко позволяет себе поинтересоваться: «а нельзя ль пощупать (увидеть, услышать)», его гневно одёргивают: ах ты жадный, алчный, как ты смеешь, червь, горшок глиняный!» («знак! знак! знак!»).
Не я начал разговор на научном языке (смешно звучит, с моим дилетантским рылом – о науке). Я открыл вашу книгу с научными терминами и доказательствами. Православные поступают проще. Они говорят – не задавайте лишних вопросов, а просто верьте. К ним у меня вопросов нет. Но даже с моими куцыми знаниями я прикидываю, и
что-то не сходится. Я хочу закричать «Эврика», иначе бы я не затеял этот разговор, но рука моя, протянутая к предмету вожделения, проваливается в пустоту снова и снова. Я злюсь, как обезьяна, которой подсунули пустую кормушку.
Кто дал начало колебаниям вселенной? А почему вообще должно быть начало? Я потому и заговорил о колебаниях, чем хотел сказать, что начала не было. Ведь материя не могла получиться из ничего, следовательно, она существовала всегда. Впрочем, на эту далёкую от нас тему можно фантазировать бесконечно и подгонять под любую теорию. Лучше поговорить о более близких нам вещах.
- В чём смысл нашей жизни?
- В том, в чём и у всего живого. Не слишком ли много человек берёт на себя? Не проще ли всё, чем человек возомнил о себе?  Ведь с научной (я не с православными разговариваю) точки зрения само строение всего живого отвечает на этот вопрос – руки, рот, зубы, желудок и прочие органы. И мозг тоже. Ведь чем умнее и хитрее животное, тем лучше оно питается. Просто человеческий мозг, обеспечив плоть питанием, остался без работы. Но ведь он «чешется». И тут он начинает философствовать и пыжиться. И чесалку надо взять для мозга побольше, т.е. – Наивысшая  Идея. Но все идеи, в конце концов, сходятся к одному – как бы поменьше двигаться, да повкуснее кушать. Разве не находишь ты ничего общего в халяве Коммунизма с вечной райской жизнью?
Я не говорю, что религия не нужна. Люди без совести передрались бы быстрее, чем дерутся сейчас. Это святая, но ложь. Я склонен к такому пониманию мира. Обрати внимание – «склонен». Я не говорю «нет» категорично, как вы говорите: «Мы знаем истину, остальные – нет». Уверенно я могу сказать только одно – «Я не знаю». Я могу только приближаться к истине, принимать ту или иную версию. Христианская версия нужна,  я повторяюсь, как святая ложь больному раком, что он будет жить. Но всякую полезную вещь можно довести до абсурда. Не знаю, как у вас, но у православных наивысший подвиг в вере – это юродство, затворничество от мира людей. Вы тоже не особенно-то жалуете нынешнюю жизнь, которую я вижу и осязаю, в отличие от вечной.
- Как быть людям с оружием? Согласно заповеди «не убий» им уже не спастись. Или им тоже надо наплевать на эту жизнь, бежать с поля боя, бежать спасаться? Пусть убивают и насилуют их детей. Красиво ли это? Конечно, не Бог создал им эти проблемы, но такие несовершенные «горшки» слепил Он. Как тотально не везёт Ему с этими «горшками». Слепил Адама – тот согрешил, Спас от потопа Ноя, но его потомков пришлось забросать
камнями и огнём за их грехи. Вывел из Содома Лота и тот тут же согрешил. Но сомнений в мастерстве гончара всё равно ни у кого ни должно возникать!
Как детей своих, Он любит людей. Даже даёт им право выбора! Как это великодушно! Но что-то я не припомню ни одного родителя, который, будь даже дитя его
самым отпетым преступником, закидал бы его камнями и огнём или утопил бы хладнокровно, как неудачно слепленный горшок.
- Как ты представляешь себе вечную жизнь, рай не земле? Сплошное благоденствие? Но хотим мы того или нет, существует закон единства и борьбы противоположностей. Он существует объективно, вне нашей воли. Его не придумал грешник-материалист. Суть закона в том, что плюс без минуса существовать не может. Если есть в мире Добро, то должно быть и Зло, без этого теряется смысл самого термина «Добро». Чтобы что-то назвать Добром, его надо с чем-то сравнить. Находясь в вечном благоденствии, люди не будут ценить его, не зная, что могло бы быть хуже. По-моему они умрут от скуки.
И ещё. Объясни мне, зачем Богу, что б его восхваляли? Если это инициатива людей
тогда понятно, но если это Его воля, то с точки зрения логики мне это действие не понятно.
       (Дата, подпись).             


              Но вот знаешь в чём я уверен, что всё-таки душа                бессмертна… В том смысле, что на фиг было затеваться
со всем этим мирозданием, если такая изящно сработанная
вещица, как человеческая душа, - одноразового пользования?
Это ж не рентабельно, а?
Поэтому я верю, что когда-нибудь всё устроится,  к
чёртовой матери. И со мной и с остальными… Вот верю и
верю, вопреки здравому смыслу и тому, что видят мои
собственные глаза… Верю и верю, что б со мной не делали…
                Дина Рубина. «И так, продолжаем…»

 
Однажды произошла вещь, сильно поколебавшая мой атеизм.
      Я брёл к метро, сильно измученный нарзаном, с мелочью в кармане, с утраченной надеждой на опохмеление. Ко мне подошёл грязный бородатый бомж и попросил закурить. И тут, я почему-то поступил не стандартно, так как обычно – презрительно посылая таких куда подальше; я дал ему сигарету и заговорил с ним. Он знал место, где недорого можно купить левого пойла. Моей мелочи в аккурат хватило. Мы с ним оприходовали это дело, закусили его заплесневелым плавленым сырком, и я поехал по своим делам.   «Следующая станция «пл. Восстания», Московский вокзал, переход на третью линию». Линия. Ли-ни-я… Ни я ли?
И вдруг в метро на меня нахлынуло чувство, чего со мной не бывало и в более пьяном состоянии. Я всех люблю, - глядя на пассажиров, вдруг почуял я. Из глаз потекло. Вряд ли того малька, что мы поделили на двоих, хватило бы на пьяные слёзы. Это было нечто другое, без сомнений связанное с тем  вниманием, что я уделим убогому этим утром.
Я выскочил на первой же попавшей станции и наткнулся на монахиню (тоже странная случайность). Весь в слезах, я рассказал ей о случившемся. Она, выслушав, пригласила меня посетить церковь при её монастыре. – Да, да, конечно.
     Но трезвый быт снова поволок меня по привычной колее. Случившееся стало стираться из памяти, исчезать, как облако. Как сон в повседневной яви. В церковь я не сходил.
Но уста мои иногда, едва заметно трогает улыбка понимания, когда я слышу людей говорящих об этом. Как, к примеру, в интервью с Борисом Гребенщиковым, когда  на каверзный вопрос журналиста, ожидающего с наслаждением ответного хамства, Б.Г. вдруг ответил: «Люблю я вас всех. Хорошие вы». Журналист в замешательстве, а я понимаю – Б.Г. тоже знает.               
                «Аннушка уже пролила масло
на рельсы.»
 М.А.Б.
.
Я стою на остановке, утро, народу мало. Пересечение проспектов Луначарского и Культуры образует довольно широкое пространство, что по праву могло именоваться площадью. На другой стороне «площади», кого-то ожидая, прогуливается мужчина. Вдруг происходит цепь случайностей столь мало вероятных, что войди она в сценарий какого-нибудь фильма, зритель не сдержал бы восклицания: «Ну, братцы, хватили! Такого не бывает!» У проезжающего мимо грузовика отрывается колесо и направляется прямиком на единственного прохожего. (Утро. Народу мало).  Мужичок, прогуливаясь в этот момент, не видит его, т.к. обращён к нему спиной. И поворачивается на встречу большой неприятности в момент, когда колесо уже рядом. Однако у него хватает реакции подпрыгнуть и невольно оседлать его.
Ранее я просто забывал о таких случаях, пока не настало время кумекать о смысле бытия (пора уж – шестой десяток). Задумавшись, я вспомнил не мало подобных оказий.
С точки зрения здравого смысла и материалистической логики, глупо поливать город с шестью миллионами судеб градом, ради того, чтоб дать какой-то знак одному ничем не приметному олуху (привет субъективным идеалистам Маху и Авенариусу).
Излагая ранее свои Love story на заводе «Арсенал», я вывел (в первой части) красивым почерком: «жизненные штуки подсказки посыпались на его глупую голову, как летний град, в виде юных симпатичных особей женского полу…». Минуло пару дней, как я поставил точку в этой фразе, и я встречаю Олю Боровикову с «Арсенала». Пошёл сильный град (лето), я прикрыл её зонтиком, мы перекинулись парой фраз и расстались.
Какова вероятность встретить в метро шестимиллионного города свою семью? Прикиньте, математики. Практически – ноль. Однажды я зашёл в тот же поезд, в тот же вагон и в ту дверь, которую выбрали не более получаса назад мои жена и дочь. Когда я встретил на Невском свою дочь Юлию, я уже скоррелировал сей знак с событием последующим за ним – очередной запой.
У папиной мамы (моей бабушки) было семь детей. Когда в сорок втором у них «погостили» незваные «туристы» из Дойчланд, все метрики (свидетельства о рождении) сгорели вместе с хатой. В следствии не малого количества едоков в семье, бабушка не помнила, кто когда родился. И папе пришлось придумывать себе день рождения для восстановления документов. Ровно через пятьдесят лет в этот день он скончался.
К стати о родственниках. Даты бракосочетания моих родителей и родителей жены полностью совпадают (кроме года). Может быть моя Ируся мне ниспослана судьбою?
К стати однажды, ещё не будучи с ней знаком, я видел её в дрёме. Я просто знал – это моя жена.
Родственники подтрунивают над моей племяшкой Светой,  над её трепетном квохтании над денюжками, словно хозяйственная хохлушка. Но именно ей не везёт с деньгами. То какая-то подруга украдёт у неё ценную бижутерию, то мои синие «подруги»
стащат её цепочки и крестик, когда она находилась у меня в гостях в неудачное время моего запоя. Невольно ей приносят убытки и её родные. Однажды она приехала в гости, к счастью я был в завязке, но был разгар перестройки – мне не платили зарплату, и ей пришлось не только угощаться самой за свой счёт, но и кормить меня. Братик её заказал ей купить CD (тоже за её денюжки), а папа Федя попросил взять в институте физкультуры, что он однажды закончил в Питере, какую-то литературу. Но он не ожидал, что она окажется не бесплатной. Бедная Света.
Зачем появился у нас на работе в упаковочном цехе мой «двойник»? Его малолетний сын увидев, однажды, меня на фото, изрёк: «папа» А кассирша, выдавая получку, сетовала на нас с Юрой: «Называйте фамилию! Совершенно одинаковые!» Но более всего было удивительно то, что у Юры Скозобцева, как и у меня была сломана левая ступня во время неудачного парашютного прыжка.
Убийца перед казнью полюбил всех, даже своих палачей. Защитная реакция? Химия? Стокгольмский синдром? Как моя знакомая кошка Шура. После того, как ее кастрировали, она стала лизать всем руки - дескать, с этими ребятами лучше не шутить. Что у них на уме - кто знает...
Честно говоря, я побаиваюсь писать обо всём этом. Потому что, как мне кажется, это должно оставаться тайной. Судя по всему, мы не должны знать, а тем более болтать об этом на право и на лево. Однажды я с удивлением услышал подтверждение сему в старом советском спектакле. Телеспектакле советского атеистического времени! Называется он «Лика». Героиня артистки Симоновой говорила: «…и знаешь, мне кажется, что это было не случайно. Судьбе необходимо было сказать мне что-то настолько важное, что она забыла о конспирации и почти не скрывалась…».
В лихие девяностые, когда демократия остро нуждалась в моей зарплате, моё не трезвое сознание однажды вдруг электрошоком пронзила одна штуковина. Ехидно лыбясь в лицо судьбе (ага, попалась!) я уличил таки её в присутствии и материальности (нет нет. это была не «белка»). Не получая зарплату уже год, я вдруг обратил внимание на то, что ни разу не оставался без средств к существованию. Как только финансы мои иссякали, вдруг появлялась, либо какая-то халтура, либо чья-то помощь. Мой жизненный опыт приучил меня к аксиоме – если нечто случается дважды – это случайность, если более – закономерность. Но эта «забота» о моём желудке длилась на протяжении всего безденежья. Если это пресловутый ангел-хранитель, то я благодарен своей бабушке, что настояла в своё время на моём крещении, игнорируя пресс идейно-партийного окружения. (Господи! Прости меня за мою болтливость!). 
Шесть миллиардов актёров и один зритель, он же режиссёр, дающий право актёрам на вольную импровизацию.
Достоевский устами князя Мышкина говорил:  атеисты, начиная рассуждать о Боге, толкуют совсем о другом, совершенно далёком от Него. Атеисты хотят простых ответов, типа: если Он сначала создал Свет, а после светила, это ли не очевидное противоречие? К сожалению (а скорее всего – к счастью) ответы не лежат на поверхности. И не надо материалистам тратить напрасный труд на поиски примеров в научных библиотеках, достаточно окинуть взглядом свою собственную жизнь. К примеру – мне трудно объяснить факт: при том, что любя людей, я страстно вожделею уединения – не есть противоречие. Не люди, а пороки их меня печалят и угнетают. Их одержимость в той или иной степени «лукавым».  И наедине с собой и с собственными мыслями я чувствую себя комфортно. Но так же я ценю и общение. Причём с любой категорией социума. Часто внешность человека в противоречии с его содержанием. Прав Александр Исаевич – линия добра и зла проходит в каждом человеке, а не между социальными группами или нациями. Я бы добавил – и социальными институтами. В церкви можно встретить негодяя, а в тюрьме праведника. Показная религиозность мне менее симпатична, чем скрытая доброта (суди человека по делам его). Мой одноклассник Дементьев из пресловутой хулиганской семейки из десяти братьев,  в школьном простонародье именуемой просто: банда Дементьевых, при нашем знакомстве оказавшись добрейшем и наивным парнишкой, возбудил в моём сознании больше душевного тепла, чем какой-нибудь правильный отличник.
        Внешне дикий и дерзкий Hard rock  (и Heavy metal)  люблю за минорность и нежность. Я сравниваю его с демоном художника Врубеля. Добрые и грустные глаза демона возбуждают больше любви и нежности, чем иная пастораль. У Лескова Н.С. в библейских рассказах праведником оказался не тот, кто раздал свои деньги и ушёл в пустыню совершать религиозный подвиг – стоять  столбом, а клоун, своим искусством приносящий добро людям.
Сдаётся мне, что не нужны Ему золотые купола и пение псалмов. Вообразите картину: вы создали агрегат для определённой работы, а тот вместо исполнения своих функций ходит за вами, благодарит вас и поёт хвалебные оды. Может поэтому атеистический мир с СССР во главе не был забросан камнями и огнём, спасённый безмолвными трудягами - рядовыми, «честными» коммунистами (если хоть один праведник найдётся в городе). Хотя, мне кажется, быть всемирным посмешищем более строгое наказание, чем погребение под   камнями.
Рискую оказаться под обстрелом отца Ефима Довитаса: «Главный и самый плодотворный путь ортодоксальный. Я не хочу облегчённого христианства. «Облегченцы», реформаторы, искатели не Бога, а удобной дороги к Богу. Но по удобной дороге никуда не придёшь.». (Л. Улицкая. «Даниэль Штайн, переводчик.».) Но я бы задал  вопрос ортодоксам: Что вы сделали для торжества любви и мира среди людей? И не вы ли благословили войны и насилие именем Высших сил? Какой смысл в искусственном создании для себя трудностей и страданий? Об этом позаботится Бог. У каждого свой крест и испытание. Каждый приговорён к смерти и почти каждый к болезням и страданиям. Это и есть чистилище, а не технически правильное исполнение обрядов.    
«Иисус потерпел поражение – сначала не понят своим народом и не принят, а потом принят многими другими народами, но не понят, а если понят – где новый человек, новая история, новые отношения между людьми?». (Л.Улицкая «Даниэль Штайн, переводчик» стр.542.
«Я не хочу никого увлекать за собой. Пусть каждый идёт за Богом тем путём, который ему открывается». Л. Улицкая.
Если уж говорить о выборе, то ближе мне т.н. «бахизм» - единство всех религий, отказ от догм. Земля – есть одна страна, и все люди – граждане этой страны. (Основатель
Эль Бах Сайид Али-Мухаммад Ширази). Но, сдаётся мне, мы не должны болтать, а должны работать – добывать хлеб насущный в поте лица, плодиться и делать добро.
«Не обязательно иметь непременно мнение по всем вопросам. Это ложное движение. Чего хочет Господь? Послушания? Сотрудничества? Самоуничтожения народов? Я полностью отказалась от оценок: не справляюсь. Совершенно не имеет значение, во что ты веруешь, а значение имеет только твоё личное поведение». Л.Улицкая.
Является человек в этот мир и с таким пафосом о себе заявляет всеми видами искусства, что сомнения все прочь уходят – пришёл на веки! (Человек – звучит гордо!). Но минует каких ни будь семь-восемь десятилетий и от него лишь прах, да землица.
Песчинки в часах неумолимо падают вниз, и чем меньше их остаётся, тем тяжелее свинцовая туча нависает над человеком недоумённым – и это всё?! Конец линейки с цифрами уже виден. Невесёлым юмором предстаёт пред человеком глупость и нелепость такого мироустройства. Не может быть! Что-то не так! – возмущается его разум. Портрету мироздания, писанному материалистами, явно чего-то не хватает. И замечает человек, в конце концов,  что портрет без головы. И только короткий ответ его недоумению – ОН есть! – ставит всё на место. И успокаивается его смятение и душа, вопреки всем его знаниям и наукам.
А чего я приходил-то? – я себя спрашиваю. Кому лучше стало от моего присутствия? (для себя живёшь – тлеешь, для семьи – горишь, для всех людей живёшь – светишь). Со своей праздностью и ленью за плечами протащился бесполезным грузом, прилипши к ботинку прогрессивного человечества? Что моя соломинка, за которую вытащат мя из угля и чада?
Может главарь пискарёвской шпаны Егор, что читал лирические стихи с кафедры учебного класса ПТУ-107, вдохновлённый моим творчеством?
Может мои сослуживцы по исправительной колонии – братцы вертухаи,  которых общество априори считает аморальными маргиналами. Которые, подражая старому авторитету Лёве, становились добрее.
Может курсанты и офицеры СВВАУЛа, чьи серые армейские будни я скрасил своим бумагомаранием?
Или моряки северного флота, сослуживцы моего друга Бубы, что ждали вместе с ним моих писем с комиксами?
Может быть Сания, что помнит меня до сих пор (я почти уверен) как и я её?
Может семья моя, добро, которой я принёс, может быть, перевесит,  я надеюсь, огорчения.
Не мне оценивать себя, да и не надо.


  Господи! Прости меня за болтливость!

P.S. Во  время арсенальных событий не пострадала ни одна девушка. Легкий флирт не доведен до логического конца ни в одном случае. Логический конец был обуздан ангелом-хранителем, который изумительно справился с задачей оберега меня от греха блуда. Не поверите! Моя жена почти первая и почти единственная женщина в моей жизни. Одно может оправдать «почти». Это случилось 06.06.06.
5 сентября 2012г.