На тропе охоты

Леонид Карантаев
Как-то в январе мой приятель, назовём его Гроссмейстер - больно уж  любитель выигрывать в шахматы, решил привадить меня к охоте на лис. С гончей. И пригласил приехать в воскресенье в Шевинское, что по муромской от Коврова дороге. Нужды нет говорить, согласился ли я? Конечно! С радостью новичка.
Проснулся, не было и 3-х утра. Глянув на дивные узоры, что за ночь нарисовал на окнах Дед Мороз, быстренько оделся, как на Северный полюс, сгрёб в охапку приготовленную с вечера амуницию и спустился на лифте к ночевавшей во дворе девятиэтажки «Ниве». Мороз жесткой лапой вцепился в щёки, мягкие ото сна. Лучистые горошины звёзд лепились по небу. Фонарь, как всегда, не горел. В темноте угадывались очертания прижавшейся к столбу машины. Громкий скрип снега под валенками, казалось, разбудит всю округу. Нет! Нигде ни огонька. Город спит. На моё счастье, у наглых от безнаказанности любителей пошуровать в ночующих на улице машинах был выходной, и уже 15 минут спустя отечественная охотничья формула 4х4 «made in Тольятти» поднимая позёмку начала наматывать на «рифлёнку» первые километры.
Луны нет. Глухой ночью свет фар узким языком лижет передо мной  грязное от песка и соли полотно дороги, выхватывая на поворотах, то справа - то слева, такие же неопрятно-грязные сугробы обочин. Порой дорога рассекает спящие под снегом деревеньки. Ни огонька. Да и с чего бы? Нормальные люди в час «быка» нежатся в тёплых уютных гнездышках, крепко прижавшись друг к другу, сладко причмокивая губами во сне. И только я, полуночник, бодро жму на газ, устремляясь в неизвестность с надеждой добыть  «старухе» воротник.
Поплутав всласть на пустынных развилках ночных дорог, все же попал точно в назначенное место. И слава богу, вовремя! Вялый рассвет едва начал прорисовывать контуры заснеженных деревенских крыш. Кое-где из труб потянулся дымок, прямёхонько к потухающим звёздам. Морозно, однако…
А вот и знакомый синий «УАЗ»ик, окутанный плотными клубами выхлопных газов. Подъезжая, я понял, что Гроссмейстер, как ковбой, нетерпеливо пришпоривает педалью газа своего стального коня. Заметив меня, он рванул вперёд. Сначала по дороге, потом по снежной целине, полем, прямо к лесу…
Хотя в середине зимы снегу подваливает всегда достаточно, мы на российских внедорожниках (впереди «УАЗ», за ним «Нива») уверенно бороздим свою колею. У леса лихо развернув на ход своих разгорячённых «мустангов», вышли из машин.
Кроме Гроссмейстера выпрыгнули в сугроб две русские гончие – Султан и Фейка, за ними и трое местных охотников. Стали знакомиться. Бригада – что надо! Быть успеху!
После тёпла кабины холодок, забравшийся за воротник, быстро вызвал озноб. Быстро собрали ружья и сразу марш-марш по сугробам вперёд – до лисьего «Клондайка» ещё километра три. Пока  гуськом шагали след в след, я не только согрелся, а и взмок, стараясь не отстать от товарищей. Хотя, где ж мне за такими «рысаками» угнаться!  Когда запыхавшись, наконец, добрался до места, собаки вовсю работали…
Голоса их звонко раздавались в притихшем лесу. Опытные охотники, как и положено, уже попрятались под ёлками и теперь махали руками, показывая, где нужно затаиться и мне.
Замерев на указанном месте, почти не дыша, я напряжённо стал слушать мелодию, что выводил гончий дуэт. Голоса то сливались, то расходились на октаву, то умолкали, то переходили от просто лая к непрерывному трубному звуку. Чудно!
Вот они стали удаляться в сторону – по сигналу гроссмейстера сместились и мы. Стою неподвижно, слушаю гон, вглядываюсь в лес и по линии стрелков. Очень важно не попасть в соседа или, что важнее, не получить от него горячий «привет». Конечно, рядом люди бывалые, но бережённого Бог бережёт. В общем, не зевай!
Вот собаки подались обратно, мы вернулись на прежние места. Встал поудобнее на заячьем лазу, спиной к голосам, чтобы, в случае чего, стрелять в угон – больше времени на прицеливание. Для меня, новичка, очень и очень важно не опозориться с первого раза перед новыми знакомыми. Посматриваю направо, налево: как там, где кто, не проскользнул бы зверь между нами.
Солнце ослепительно, до рези в глазах, блистает в бездонной синь-синеве! Ярко светит, но не греет! Высокие сосны, спасаясь от крепчающего мороза, поглубже нахлобучили снежные шапки.
Осторожно оттираю леденеющие щёки. В бесплодных попытках хоть как-то согреться, напрягаю мышцы живота, рук, ног…
Вдруг почудилось, что охотничья удача сегодня, сейчас, может повернуться ко мне лицом и во весь рост. Вроде собаки стали выводить свои рулады ближе ко мне. Вроде идут прямо на меня!? Не веря себе замер! А вдруг!? Напряжённое ожидание – неужели повезло, неужели сейчас услышу лёгкий шум осторожного зверя? Неужели увижу его? Справа или слева? Вот-вот! Вот сейчас!!! Собаки накатываются всё ближе и ближе. Одна мысль, как дятел долбит в мозгу: «Не дай Бог промазать!». И верно ведь засмеют.
Вот шорох в кустах. Справа. Вскидываю ружьё! И!… На дорогу, в шагах пятнадцати от  меня, вылетает Султан! Крутнулся вправо-влево и - прыг в кусты на другую сторону. Через пару секунд в изящном броске перелетела дорогу и Фейка.  …!???
Возбуждённый, недоумевающий, готовый взорваться от избытка эмоций, держа в горячих руках, заиндевевшее на морозе ружьё, ринулся вперёд. В голове мелькают тысячи, миллионы мыслей, вопросов, догадок и ответов возможных и невозможных. Где, как, кто, почему!?? И всего-то за пятнадцать шагов!!! Но ясно только одно, и оно уже свершилось – проморгал. И если новые товарищи промолчат, то уж подумают наверняка. Новичок, он и есть… На дороге кроме собачьих следов нет больше никаких. Значит, зверь махнул бесшумно одним прыжком через дорогу в тот момент, пока я оглядывался на соседа.
Да!… Ну и жарища! В пору свитер снимать, вслед за откинутым полушубком, шапкой и рукавицами. Ну и жарища! И почему только снег не тает?… Уф!!!… рукавом утираю пот с разгорячённого лица.
Но гон продолжается, постепенно круговерть мыслей приходит в порядок. Начинаю ощущать, что мороз не ослабел. Одеваюсь, встаю снова на номер. Постепенно голоса собак удаляются. И вот их уже не слышно. Стало ясно – зверь ушёл, уводя собак…
Время к полудню. Подтянулись охотники. Вернулись собаки. Жаркий обмен мнениями вылился в короткое производственное совещание. Кое-как оправдываюсь, объясняю вяло: то да сё. Разобравшись в следах, кто где стоял, пришли к мнению – есть вероятность, что любой на моём месте мог не заметить. Ну, и, слава Богу, как-то легче стало.
Кто-то, стоя на номере, видел, как впереди собак прошёл огненно-красный лисовин с белым кончиком пышного хвоста. Ну, здоров! Ну, хорош! Но ушёл! А, хорош!
Опытные собаки подняли в этот день ещё пару лис – увы, бригада не смогла поддержать класс гончих. Бывает! Был азарт. Были эмоции. Особо огорчённых не было.
В пылу охоты не заметили, как солнце добралось до горизонта. В лесу стало мрачно. А скоро совсем стемнеет. Зимний день короток. Пора охотникам и честь знать – завтра на работу! Вот хватило бы сил добраться до машин – ноги налились свинцом. Теперь попробуй ими двигать по сугробам, в темноте. Звёзды бриллиантами усыпали чёрный бархат неба. Чистый снег, казалось, освещает нам путь домой.
Отдохнули прекрасно. А «воротник» подождёт…
До Коврова ещё полста километров.


д. Шевинская 1999 г.