Немного умных рассуждений

Юрий Басин
      Я пишу это вовсе не для того, чтобы показать, какой я умный. Умными слывут те, кто рассказывает людям и без того хорошо им известные вещи. Я же как раз собираюсь порассуждать о вещах мне самому недостаточно понятных.
     Последнее время я много пишу о своём фотике-мыльнице Canon Power Shot A590 IS. Он работает отлично, однако до недавнего времени были проблемы с батарейками для него. По техническому руководству, он должен на паре свежих батареек формата АА делать несколько сотен снимков. А он выбрасывал на экранчик сообщение "Поменяйте батарейки" после нескольких десятков снимков. Так было до тех пор, пока я не наткнулся в форумах на рекомендацию http://fixim.ru/support/canon/p117446-powershot_a540 "обнулить" (reset) автоматику камеры следующим образом: вынуть батарейки, и подержать нажатой в течение 30 секунд кнопку ON-OFF включения питания камеры. Этот простенький приём помог не только мне, но судя по отзывам в форуме, ещё и многим другим пользователям фотаппаратов с питанием от батареек формата АА.
     Что же там в фотоаппарате может происходить при таких действиях? К сожалению, электрической принципиальной схемы контроллера фотоаппарата мне в интернете найти не удалось, да и вряд ли производители фотоаппаратов будут охотно делиться со всеми такой информацией, которая наверняка составляет коммерческую тайну. Но некоторые предположения можно сделать.
     Сообщение "Поменяйте батарейки" наверное появляется по сигналу какого-то порогового устройства, срабатывающего при снижении напряжения питания до заданного уровня. Судя по техническому руководству к моему фотоаппарату, этот уровень должен быть близок к 2В (1,00-1,05В на каждой батарейке). Однако мои измерения напряжения на батарейках тестером с высокоомным входом сразу после появления сообщения "Поменяйте батарейки", показали, что их ЭДС составляла 1,29-1,30В. То есть уровень срабатывания порогового устройства приблизился к напряжению питания фотоаппарата!
     Как известно, пороговое устройстве содержит источник опорного напряжения, к которому присоединён один из двух входов компаратора. То есть причиной ошибочного срабатывания порогового устройства может быть либо рост опорного напряжения выше заданного уровня, либо неисправность компаратора. Если источник опорного напряжения построен на стабисторе, то такой значительный уход уровня опорного напряжения трудно объяснить. Более вероятной причиной может быть отрыв затвора компаратора от цепи опорного элемента. Не исключена любая умышленная подлянка со стороны технологов-разработчиков микросхемы контроллера по заказу производителя. Не зря эта неисправность проявляется чаще всего на втором-третьем году эксплуатации фотоаппарата.
     О том, что причина неисправности лежит не в цифровой, а в аналоговой части контроллера, говорит длительное время восстановления первоначального уровня срабатывания порогового устройства при нажатии кнопки ON-OFF. Для "обнуления" цифровой логики контроллера было бы достаточно нескольких миллисекунд или даже микросекунд. А в данном случае при замкнутой кнопке ON-OFF накопившийся на входе компаратора "лишний" заряд медленно стекает через какие-то высокоомные цепи. Скорей всего, разряд происходит тепловым током наноамперного порядка через обратное сопротивление защитного диода "от дурака", очевидно имеющегося в аппарате на случай ошибочного вставления батареек в неправильной полярности.
     В любом случае полезно вытаскивать батарейки из аппарата или по крайней мере открывать крышку с контактами, закрывающую гнёзда батареек, если в ближайшее время не предстоит фотографирование (например, на ночь). Если этого не сделать, то происходит медленное натекание заряда на входе компаратора наноамперным тепловым током от батареек через закрытый p-n переход ключа подачи питания на контроллер. А перед вставлением батареек или закрытием крышки желательно подержать с полминуты нажатой кнопку ON-OFF, чтобы с гарантией сбросить нежелательный заряд.
     Я должен ещё сказать, что Ni-MH аккумуляторы формата АА меня в очередной раз разочаровали. Я ими два года не пользовался из-за их быстрого саморазряда и довольно низкого стартового напряжения при полном заряде (1,4В против 1,5В марганцево-цинковых солевых и щелочных батареек). И вижу, что за эти два года положение не изменилось. В длительные поездки лучше брать обычные (марганцево-цинковые) батарейки Duracell или Energizer. А Ni-MH аккумуляторы можно применять при выходах из дома на несколько часов, предварительно их подзарядив до максимума. И перед вставлением батареек не поленитесь полминуты подержать нажатой кнопку ON-OFF. Полной гарантии успеха нет, но многим (в том числе мне) это помогло.