Приветствия от полицейских

Камиль Дави
Туристическое агентство, которое я возглавлял находилось  в небольшом офисе расположенном на первом этаже старого дома в центре Баку. Содержание самостоятельного офиса заставляет быть готовым к решению любых, самых невероятных вопросов и требует явных и неявных расходов,  порой даже абсурдно-комедийных. Но таковы реалии нашего сюрреалистичного общества, приходилось давать мзду определенному набору лиц, среди которых хочу рассказать о полиции охраняющей порядок на вверенной им территории.

По негласной традиции, полицейским низших чинов, ответственным  за общественный порядок  на территории в виде благодарности каждый «объект» отстегивает небольшую сумму в месяц.  В то время, а это начало 2000-х, в месяц полицейским, их было четверо, две смены по два человека, отстегивали по «ширвану» на брата. «Ширваном» в Азербайджане называли купюру в 10000 манат, которая была в обращение с 1994 по 2007 года, до того как была осуществлена деноминация  национальной валюты. На купюре был изображен Дворец Ширваншахов, и народ очень быстро после её появления прозвал «ширваном», и даже использовал уменьшительно-ласкательную форму - «ширик».

Так вот  упомянутые полицейские получали исправно от меня по «ширику» в месяц, и весьма оригинальным образом пытались его отработать. Их попытка отработать ежемесячную мзду сводилась к тому, что встречая меня на улице, они резко подбегали ко мне, здоровались, справлялись о делах и непременно озвучивали коронную азербайджанскую фразу – «бизя гёря бир гуллуг», что в дословном переводе означает – «можем ли мы оказать вам какую-нибудь услугу». К слову отмечу, что дом где я жил располагался недалеко от офиса, и также находился на подконтрольной им территории, тем самым я фактически несколько раз неделю удостаивался таких почестей с театральной начинкой на глазах любопытных прохожих, которые очень удивленно, а некоторые с нескрываемым восхищением в силу интеллекта, наблюдали эту сцену.  Я про себя думал, что наверное прохожий народ думает что я на ментов работаю или может быть какой-то молодой их начальник в гражданской форме. Среди таких почетных приветствий со стороны «ширванных полицейских» особенно запомнились два случая.

Возвращаюсь вечером домой, уже подхожу к блоку, мои друзья-полицейские видят меня и резко бегут в мою сторону чтобы в очередной раз отработать фактически трудовой законный «ширван». Мой сосед увидев эту картину пугается, решив что они бегут схватить и арестовать меня, резко мчится и кидается перед ним чтобы остановить и не дать скрутить меня.  Все это происходит за доли секунды, полицеские отпрыгивают прочь, сосед кидается обнять меня защищая, я  будучи в его объятиях, успокаиваю соседа проявившего неожиданно такой благородный жест,  объясняю что они просто так тепло здороваются, полицейские  сами смущены ситуацией.  Все мы друг с другом душевно прощаемся и каждый продолжает свой путь. Но ситуация с героическим прыжком-поступком соседа была потрясающей.

Второй случай также произошел у дома. Выхожу из дома со своей мамой. Только вышли, полицеские находясь рядом,  резко подбежали, поздоровались со мной,  с претензией на галантность поздоровались с моей мамой, произнесли коронные фразы и  учтиво театрально откланялись. Мама -  человек советского воспитания весьма неординарно воспринимает такую картину и очень серьезно спрашивает меня – и что ты такое им хорошее сделал, что они так рьяно побежали здороваться и проявить свое почтение. Меня пробирает смех, я говорю маме -  клянусь тебе, что только один «ширван» в месяц, но каждому. Мама была сильно впечатлена этим эпизодом.

Вот такова еще одна непридуманная история из собственной жизни.  Если что вспомню еще, обязательно напишу, поделюсь.