Дар видеть духов

Диана Дикая
(Написано совместно. Соавтор - Хэйзел Шейд. Он за призрака...)

Дамиан чувствовал себя немного странно. Может, сказывалось напряжение сессии? Но он, как обычно, легко сдавал все зачёты и экзамены, даже особо не напрягаясь, потому что добросовестно проводил каждый день в читальном зале институтской библиотеки, разнообразя подготовку к экзаменам чтением художественной литературы. Домой юноша приходил только чтобы поспать - вечером, перед ночной прогулкой, и утром, перед уходом в институт. Может быть, именно этот необычный распорядок заставлял его ощущать какую-то нереальность происходящего, будто всё происходило во сне. Однако, это ощущение совсем не мешало, даже как будто было от него легче и спокойнее.
На ночных прогулках по Старому кладбищу Дамиан чувствовал себя вообще будто в другом мире. Ему иногда чудился шёпот или туманные силуэты, но это нисколько его не пугало, потому что он всегда считал, что так и должно быть. Гот был доволен, что наконец-то мог различать присутствие духов, которых раньше только интуитивно чувствовал вокруг. Несмотря на то, что последнее время он постоянно был в одиночестве, ибо сестра была занята своей любовью, Див занимался обольщением Юстиниана, а с Энди юноша сам решил пока не видеться, для его же блага, Дамиан не ощущал теперь дискомфорт от одиночества. Ему было спокойно, он чувствовал своих друзей даже на расстоянии, знал, что они тоже думают о нём.
Будто обретя долгожданное душевное равновесие, он с улыбкой бродил по «своим владениям», прислушиваясь и любуясь кладбищенскими пейзажами. Ощущение нереальности придавало ему уверенности в себе, он стремился полностью слиться душой со Старым кладбищем, пропуская сквозь себя его энергию и чувствуя отклик. Гот всё чаще замечал туманные силуэты и слабые огоньки и был готов к контакту с миром духов.
Вот и сегодня, обойдя кладбище, он лёг на траву, любуясь звёздным небом и вдруг остро почувствовал чьё-то присутствие совсем рядом. Оглянувшись, юноша увидел, как к нему приближается туманный силуэт. Возможно, раньше он бы испугался, но сейчас им владело всё то же странное ощущение нереальности. Страха не было. Он хотел пообщаться с этим неупокоившимся духом и, возможно, помочь ему обрести успокоение.
- Приветствую тебя. Ты пришёл поговорить со мной? Кто ты? – спокойно и доброжелательно обратился он к призраку.
Призрака можно было бы принять за человека, замученного бессонницей и пришедшего на кладбище в надежде урвать каплю сна у тех, кто закрыл глаза навеки, если бы не зыбкость контуров его фигуры, да пустота под капюшоном серой толстовки. Несмотря на то, что у него не было лица, его заинтересованность живым гостем, спокойно пришедшим в уголок торжествующей смерти, была более чем очевидной.
- Поговорить? Почему бы и нет, - произнес он, усевшись на высупающий из земли серым горбом старый надгробный камень, надписи на котором были давно стерты временем. - Но для начала скажи, почему ты здесь, почему именно сейчас находишься в этом месте?
- Мне здесь хорошо. Здесь какая-то особенная энергетика. Я ведь очень часто гуляю здесь, а теперь прихожу каждую ночь, потому что обещал дождаться тут одну девушку, которую когда-то встретил на этом кладбище... - Дамиан слегка задумался. - Я не знаю, почему именно на этом старом кладбище мне так спокойно и уютно, что я чувствую себя на своём месте и хочу остаться здесь навсегда...
- Навсегда... - было неясно, злую насмешку или мучительную тоску призрак вложил в это слово. - Человеческая жизнь коротка, и поэтому к ней неприменимо это слово. А если ты имеешь в виду не свою собственную жизнь, а вечность - ту вечность, которая простирается далеко за пределы смертного существования, то для тебя будет лучше отправиться туда, куда положено уходить людям. Поверь, год за годом бродить там, где гниет твое старое уютное тело, и не иметь возможности ни забыться, ни покинуть это место - сомнительное удовольствие.
- Возможно, это желание у меня ещё пройдёт, ведь моя жизнь только начинается, и я не собираюсь умирать в ближайшее время. Просто мне тут действительно хорошо, как будто здесь я дома. Я уже много лет постоянно гуляю по этому кладбищу, друзья и знакомые даже прозвали меня за это Призраком Старого кладбища... - гот усмехнулся. - Но мне бы действительно хотелось продолжать бродить в этом уютном месте и после моей смерти, иметь возможность изредка поговорить с теми, кто отваживается гулять здесь ночью, как я сейчас... Это было бы действительно прекрасно. Знаешь, я не хочу отправляться в рай или, тем более, в ад, после своей смерти. И если мне и при жизни так хорошо здесь, то будет хорошо и после смерти. Но я могу понять твои слова. Далеко не каждому это место кажется таким уютным, как мне. И, видимо, тебе совсем не хочется здесь оставаться? Почему же ты не ушёл туда, куда уходят все после смерти?
- Честно, не могу сказать точно... Возможно - страх перед небытием. Я никогда не верил ни в рай, ни в ад, ни в само понятие вечной жизни, и поэтому порой панически боялся смерти, причем самой страшной мне всегда казалась смерть неожиданная. Как и следовало ожидать, именно такая в итоге меня и подкараулила. Двадцать лет назад мое тело практически полностью сгорело при пожаре, и я даже не почувствовал этого, потому что задохнулся прежде, чем проснулся. Однако, по всем традициям, все то немногое, что осталось от моей оболочки, три дня стояло в доме, в закрытом гробу. Я видел, как льет слезы моя мать, как лживо скорбит девушка, клявшаяся мне умереть в тот же день, в который умру я, и не мог ни сказать им что-нибудь, ни просто подать знак, чтобы обнаружить свое присутствие. Потом мои останки были похоронены, и кладбище стало моим новым домом. Вот тут-то я и понял, насколько неверным и наивным был мой материализм.
- Материализм? Да, это неверно... Я раньше верил в перерождение душ, думал, что смерть - это смена тела, но между воплощениями дух может задержаться где-нибудь или попутешествовать. Но потом в мою жизнь вмешались демоны и ангелы, и показали мне ад... Один демон едва не затащил в ад мою душу. Это было поистине жутко... - юноша вздрогнул.- Но я нашёл в себе силы вернуть себе власть над своей душой. Я решил, что никто, кроме меня, не вправе ею распоряжаться. Я решил, что будет так, как я хочу. После пройденных испытаний я решил, что сделаю всё, чтобы моя душа не досталась ни демонам, ни ангелам, а осталась здесь, на земле. Я думаю, что если ты действительно захочешь и найдёшь в себе волю, то сможешь освободиться и направить свою душу туда, куда тебе хочется. Нужно только поверить в свою духовную силу, поверить в себя!
- Поверить в себя? Я слышал это слишком часто еще при жизни, но вера в себя, в то, что я могу изменить свое существование согласно собственным планам, всегда оставалась тщетной. Судьба сильнее, чем отдельный человек. Подумай, сколько коротких и бессмысленных жизней обрываются каждый день. Вот моя как раз была из их числа. Я всегда был слишком слаб. Да даже сильный силен лишь потому, что так должно быть. За проведенные здесь годы я пришел к выводу, что каждый наш шаг, каждый вздох предначертан заранее, и никто не способен поменять то, как все должно быть...
- Но никто не знает, что именно нам предначертано и существует ли это предначертание в единственном варианте или в нескольких вариантах. Жизнь слабых людей бессмысленна, потому что они не нашли свой смысл, а зачастую и вовсе не искали. Не найдя смысл, люди не могут проходить испытания и совершенствоваться, у них нет к этому стимула. Я пришёл к выводу, что жизнь - череда испытаний для совершенствования человеческой души. Даже если все испытания предрешены заранее, у нас всё равно остаётся выбор - пройти до конца или сдаться... - Дамиан взглянул на звёздное небо и улыбнулся. - Впрочем, я тоже не считаю себя достаточно сильным и часто плыву по течению жизни. Я просто упрямый и если что-то решил, то иду до конца. Но решения даются мне нелегко... Я верю не в судьбу, у меня своя богиня - я называю её Праматерь Тьма и верю, что она ведёт меня по жизни и выстраивает испытания для меня... просто потому что я в неё верю. Мне многие говорят, что это безумно. Но ведь у каждого - своя вера.
- Если бы еще и каждый получал по своей вере, как говорил герой одной великой книги - все было бы проще. Я получил бы небытие, которого всегда боялся... и, возможно, это было бы лучшим вариантом.
- Думаю, чтобы получить небытие, нужно было очень сильно его желать. Но ведь ты не хотел небытия, ты хотел жить, оставаться на земле. И ты всё ещё здесь, между жизнью и смертью, потому что ты боишься исчезнуть. А что ты хочешь сейчас? Может быть, отправиться в рай? Или раствориться в небытие? А может, родиться заново? Ты не пробовал направить на достижение своего желания все силы своей души, всю свою решимость?

Призрак промолчал. Казалось, он задумался, или, вероятно, слишком устал от беседы, контуры его тела постепенно становились все более расплывчатым. Но он не растворился в воздухе, не сбежал - всего лишь задумался и отвлекся от необходимости поддерживать свою видимую форму в человекоподобном состоянии.
Дамиан ждал ответа, наблюдая за собеседником с некоторым любопытством.
-Я не знаю, чего хочу, и хочу ли вообще. Интересно, можно ли сойти с ума, когда мозг давно сгнил... Похоже, нет, иначе я давно бы обезумел и стал бы местным полтергейстом, пугающим ночных гостей вроде тебя. Да, над твоими словами можно задуматься, но что будет в том случае, если мне не повезет, и я растрачу зря все то немногое, что поддерживает меня в нынешнем состоянии, или если единственное, чего я заслужил - это какой-нибудь котел со смолой или сизифов камень?

-А разве ты сам не знаешь, чего заслужил? Думаю, у тебя было время переосмыслить свою жизнь. Разве ты был так грешен, что заслужил ад? Думаю, демоны не упустили бы случая затащить тебя туда, если бы ты этого заслуживал...В конце концов, можно попробовать воззвать к Богу или к ангелам, попросить прощения за грехи. Ну я просто имел в виду, что ты можешь попытаться перейти в другое состояние, если действительно захочешь этого. Но может быть, тебя всё-таки устраивает твоё нынешнее состояние? Это, конечно, моё мнение, но по-моему совсем неплохо быть призраком, если ты всё-таки можешь проявлять себя, разговаривать с людьми, сохранять свою личность... Что такого ужасного в этом? - гот внимательно посмотрел на призрака. - Чего тебе не хватает? Может быть, тебе одиноко?
-Одиноко... да, иногда, но чаще я просто не чувстую абсолютно ничего. В моем состоянии, если задуматься, нет ничего плохого, но и хорошего тоже нет. Не все люди слышат меня, да и не каждый захочет поговорить с существом, какого принято бояться. Жалею я только об одном - о том, что больше никогда не смогу увидеть тех, кого в свое время любил.

-Да, я понимаю... Разлука с любимыми болезненна... Воспоминания часто доставляют боль. Но раз ничего уже не исправить, то можно попробовать отвлечься и занять свои мысли чем-то другим. Например... Разве ты не видишь эту красоту вокруг? Природа прекрасна и совершенна, наблюдать за ней - это такое удовольствие! Всё сливается в вечном цикле, оставаясь всегда неизменным... Одно уравновешивает другое... Посмотри на это звёздное небо над нами, где свет и тьма переплетаются и дополняют друг друга, образуя невыразимую красоту! Посмотри, как лунно-звёздный свет пронизывает тёмные заросли вокруг, отражается от травы, оттеняет тёмные кресты и памятники - разве это не прекрасный пейзаж? Посмотри на эту густую длинную траву - она здесь такая, потому что впитала из земли энергию, данную разлагающимися телами людей, ставшими пищей для новой жизни. Я почти вижу, как тела, похороненные здесь, пронизывают переплетающиеся корни растений, растворяя и превращая в энергию для новой жизни. Так смерть переплетается с жизнью, образуя совершенный природный цикл. Разве это не чудесно? Поэтому я хочу остаться здесь, наблюдая это переплетение света и тьмы, жизни и смерти, вечно любоваться этой красотой, растворяться в ней, становясь единым целым с этим местом, чувствуя, как пронизывает меня его энергия, и накапливая её в себе, чтобы иметь силы сохранять и защищать это прекрасное место... - Дамиан, улыбаясь, посмотрел вокруг, наслаждаясь красотой окружающего пейзажа, доступной не каждому восприятию, и ощущением жизни и энергии, рождённых из смерти и пронизывающих всё вокруг. - Не знаю, почему именно здесь я ощущаю себя на своём месте. Я чувствую слияние со Старым кладбищем, будто бы мне предназначено находиться здесь и хранить его... Только здесь я могу почувствовать успокоение и гармонию, спастись от болезненного диссонанса с реальностью. Тем более теперь, когда я уже не одинок, как раньше, и могу чувствовать поддержку друзей. В реальной жизни, среди людей, мне становится не по себе, я чувствую какой-то постоянный дискомфорт, как будто они чуждые мне существа, как будто я не человек на самом деле. Знаю, что это бред, мне уже советовали обратиться к психиатру. Но никакой врач не поможет. Я знаю, что на самом деле мне нужно просто как можно больше проводить время здесь, и я буду чувствовать себя прекрасно. Если предназначение в самом деле существует, то мне предназначено быть здесь, на Старом кладбище, сливаться с ним энергиями, хранить его и наслаждаться им... - юноша замолк на несколько мгновений и продолжил: - Я никогда до этого не видел призраков и не разговаривал с ними. Но я очень рад, что это случилось. Мне нравится беседовать с тобой. И тебе теперь будет с кем поговорить, когда захочется... Ведь я здесь почти каждую ночь.
-Вот только тебе вряд ли это будет интересно, я всегда был довольно обычным человеком, и, скорее всего, остался таким же и сейчас. Я чувствую, что ты отличаешься от всех тех, кто приходит сюда и уходит, едва ли не больше, чем отличаюсь от них я, твои необщие мысли и чувства не позаимствованы у других, а я... а что я? Всю жизнь что-то терял и тратил, что-то кому-то доказывал, целовал дегенератов, обещал вечную любовь слабоумной эпилептичке, обманывал и мечтал не о тех, о ком следует мечтать. Обычная серая жизнь. Короткая и напрасная. Из нее бы не получилась даже третьесортная книга, - призрак сорвал длинную сухую травинку и принялся что-то чертить ею на земле, - и самое забавное, что вот таких вот никчемных жизней - миллиарды, миллионы каждый день рождаются и умирают только для того, чтобы быть забытыми и ничего не успеть сделать. Скажи, тебе никогда не хотелось прервать этот человеческий круговорот?
-Нет... Круговорот жизни всегда казался мне чем-то совершенным. Я считаю, что у каждого человека есть шанс что-то изменить, не в этой, так в следующей жизни. Зачем это прерывать? Рано или поздно каждая душа обретёт свой смысл или погибнет, мне так кажется. Хотя мне часто хочется заставить людей задуматься о своём смысле жизни... Особенно тех людей, которые находятся рядом со мной... Жизнь - череда испытаний для самосовершенствования. Надо пробовать снова и снова, ошибаться, но идти вперёд, не сдаваться... Конечно, меня очень раздражают люди, не задумывающиеся о смысле жизни. Но ведь есть и другие, которые всё-таки идут по пути самосовершенствования, ищут свой смысл, живут ярко и оставляют след, который может вдохновить других... Наверно, дело в том, что я всё-таки оптимист... - Дамиан улыбнулся.
-А что вообще делает тебя оптимистом?
-Не знаю... Может быть то, что я романтик и могу видеть красоту даже там, где многие не видят. Мне говорили, что я наивный идеалист, отвергающий реальность. Возможно, это так и есть... Возможно, я смотрю на жизнь сквозь дымку романтики. А может быть, я просто отчасти сумасшедший... - юноша задумался, не зная, что добавить. - А может быть, я просто такой, каким меня создали...
-Реальность рано или поздно пожирает всех. Идеалы, мечты, надежды, какими бы они ни казались прекрасными, бессильны при столкновении с окружающим миром, все красивое слишком хрупко для того, чтобы быть долговечным. Возможно, через десять лет ты будешь насмехаться над чувствами и радостями нынешних дней, став одним из многих... хотя нет, это довольно сомнительно. Скорее, ты будешь держаться за свое до последнего.
- Я постараюсь не потерять себя. Я действительно достаточно упрям, чтобы держаться за своё до последнего. В худшем случае, я могу оказаться в психушке... - гот усмехнулся. - Но я точно сделаю всё, чтобы сохранять красоту, которую вижу вокруг себя. Я уже прошёл достаточно испытаний, чтобы обрести волю, духовную силу... Я не сдамся. И у меня есть смутное предчувствие, что я смогу овладеть куда большей силой, чем обычные люди. Не зря же демоны так старались заполучить мою душу... Хотя, возможно, мне это только кажется...
-Это может прозвучать странно, или просто показаться не заслуживающим внимания, но я в тебя верю. В конце концов, ты - первый, кто увидел меня за последние несколько лет.
- И я действительно этому рад. Ты интересный собеседник и я надеюсь ещё не раз побеседовать с тобой... Но я чувствую, что уже близок рассвет и нам пора попрощаться. Я должен идти домой... И... ведь мы так и не познакомились. Меня зовут Дамиан. Скажи мне своё имя? - юноша встал, отряхиваясь, и вопросительно посмотрел на призрака.
-Не уверен, что сейчас я могу называться тем именем, что носил при жизни, но тогда меня звали Олегом. Если снова захочешь меня увидеть - приходи сюда же. Всего хорошего... - его голос казался несколько взволнованным.
-До встречи, Олег... - тепло улыбнулся ему Дамиан и взглянул на бледнеющее на востоке небо. Когда он перевёл взгляд на своего ночного собеседника, тот уже исчез.
Лёгкий порыв ветра встрепал длинные чёрные волосы, и гот уверенно направился к выходу с кладбища. Он был почти счастлив из-за своей способности видеть духов и от того, что эта ночь не прошла впустую, а была наполнена столь интересной беседой.
"Надо рассказать Дивъяру... Интересно, а он сохранил способность видеть духов?" - думал юноша, не в силах сдержать улыбку.
-Это так прекрасно... - в восторге прошептал он. - Благодарю тебя за этот дар, Праматерь Тьма...

15.09.12

(Сын Ночи. Том 4. Глава 41.)