Лаврентий Берия

Андрей Лебедевъ
Либретто оперы   «Берия» (Лаврентий)

Действующие лица:

Берия (лирический тенор)
Хрущев (баритон)
Марианна – любовница Берии (сопрано)
Маленков (драматический тенор)
Булганин (баритон)
Манана – жена Берии (меццо-сопрано)
Маршал Москаленко (бас)
Маршал Конев (бас)

Народ, солдаты



Увертюра

Действие первое
Картина первая:
(Москва Красная Площадь)

 Женский хор:
Умер тиран. Тиран умер. Скоро откроются двери тюрем.
 Мужской хор:
Придет новый тиран. Тирания будет вечна.
 Женский хор:
Умер тиран. Настанут светлые времена.

Появляются Хрущев, Маленков и Булганин.

Хрущев:  Тиран умер, но есть опасность. В Кремле вырос новый тиран.

Маленков: Кто это?

Хрущев: Это Берия. Он всех нас посадит в тюрьму. Всех нас, если мы не опередим его и не отрубим гадине голову.

Маленков: Это опасно. Не лучше ли подождать? Мы же ведь жили при прежнем тиране – так проживем и при новом.

Хрущев: Нет, не получится. Берия всех нас посадит в тюрьму, всех, и первого меня.

Булганин: Да, Никита прав, надо опередить Берию, пока он нас не посадил.

Маленков: Хорошо, давайте пойдем к нашим военным, без них нам не справиться с Берией.

Хрущев:   Пускай же Берия умрет, и тогда мы сможем уверенно смотреть в будущее.

Маленков: Идем же к военным, они помогут нам!

Женский хор: Пусть умрут все тираны.

Картина вторая:

Берия в покоях своей любовницы Марианны

Берия: О, Марианна, как я люблю тебя, я готов все сделать для тебя.

Марианна: О, дорогой Лаврентий, ты должен теперь освободить угнетенный народ, теперь, после смерти тирана.

Берия: Я все готов сделать ради моей любви к тебе, о, Марианна, я освобожу этот народ от тирании.

Марианна: Любимый Лаврентий, ты освободишь и моих братьев и отца, томящихся в тюрьмах, ради нашей любви.

Берия: Я на все готов ради твоей любви, Марианна.

Марианна: Знай, я беременна, я жду от тебя ребенка.

Берия: О, Марианна, как я счастлив, наш сын будет жить в свободном от тирании мире.

Картина третья:

Генштаб Советской Армии

Хрущев, Маленков, Булганин, маршалы Москаленко и Конев

Москаленко:  Зачем вы пришли к нам в Генштаб? Здесь не Центральный Комитет, здесь не место штатским. Только тиран, который был генералиссимус – мог входить сюда к нам.

Хрущев: Мы пришли к вам спросить, как вы относитесь к Берии? Ведь Берия это новый тиран и он посадит вас в тюрьму, как прежний тиран посадил  маршалов Тухачевского и Якира!
 
Конев: Да, мы опасаемся этого. Берия это новый тиран.

Маленков и Булганин (дуэтом): Вы должны помочь нам и себе и избавить мир от нового тирана. Арестуйте его, расстреляйте его, и мы сможем вздохнуть свободно.

Москаленко: Надо подумать. Однако, взамен мы потребуем нам вольностей.

Хрущев: Вольности вам я обещаю, только убейте Берию.

Конев и Москаленко (дуэтом): Мы арестуем Берию, мы убьем Берию

Действие второе:
Картина первая:
Квартира Берии
Его жена Манана и Берия

Манана: Лаврентий, ты должен стать новым тираном, чтобы взять в стране всю власть.

Берия: Ты хочешь быть царицей в новом царстве нового тирана? Но я хочу дать этому народу и этой стране свободу!


Манана: Этот народ не достоин свободы, он радуется ярму, радуется цепям и покорно жует свою жвачку.

Берия: У меня скоро будет сын, и я хочу, чтобы он жил в свободной стране.

Манана: Сын!? У тебя будет сын? О боже! Эта шлюха Марианна родит тебе сына? Не бывать этому, я убью её!

Берия: Манана, я не люблю тебя, я люблю Марианну, и я дам свободу ее братьям и ее отцу. Которых посадил прежний тиран, и наш сын будет тоже жить в свободной стране.

Манана: Иди прочь! Я проклинаю тебя.
Я проклинаю тебя.

Картина вторая:
Генштаб

Маршалы Москаленко и Конев

Москаленко: Когда мы убьем Берию мы, армия, должны будем взять власть в этой стране.

Конев: Да, мы должны опередить Берию, пока он не арестовал нас, но мы не знаем, где он скрывается.

Москаленко: Когда мы убьем Берию, мы поставим армию во главе страны и все будут носить погоны и ходить строем. Все будут жить в казармах.

Конев: Но мы пока не знаем, где скрывается Берия, он может опередить нас и арестовать нас.

(появляется адъютант, он приводит Манану)

Москаленко: (в ужасе) Манана? Вы здесь? Что? Сейчас придет Берия и нас арестует?

 Манана: Нет, я пришла выдать вам своего мужа. Своего неверного мужа. Я укажу вам место, где он скрывается.

Москаленко и Конев (дуэтом): Мы пойдем и арестуем тирана, мы пойдем и убьем гадину!

Картина третья:
Квартира Марианны

Марианна и Берия

Берия: О, Марианна, как я счастлив, я порвал с Мананой, теперь я принадлежу только тебе.

Марианна: О, Лаврентий, ты освободишь моих братьев и моего отца, а я рожу тебе сына и он будет жить в свободной стране.

Берия: Мы все будем жить в свободной стране.

(Входит Манана и за ней маршалы Москаленко и Конев и солдаты)

Манана: Вот они, хватайте их!

Берия: Манана! Ты предала меня!

Москаленко: Попался тиран, ты арестован, теперь мы отвезем тебя в тюрьму.

(солдаты хватают Берию и Марианну)

Берия: О, Марианна!

Марианна: О, Лаврентий!

Действие третье:
Картина первая:

Застенок Лубянки

Берия один

Берия (ария Берии)
Я так мечтал о свободе, о свободе для своего народа, о свободе для своего сына о котором я так мечтал. Счастью не суждено сбыться, счастье невозможно. О, боже, только бы была жива Марианна, и был бы жив наш сын.

Входят Хрущев и Маленков

Хрущев: Ну что, тиран? Сидишь? Кончилось твое время, мы опередили тебя. Теперь тебе конец.

Берия: Я не прошу пощады для себя, я прошу вас пощадите Марианну и нашего не родившегося сына.

Хрущев (показывает Берии кукиш): Вот тебе, гадина, твое семя умрет вместе с чревом твоей наложницы.

Берия: Она не наложница, она моя жена.

Хрущев (смеясь): Твоя жена предала тебя. Она выдала тебя.

Хрущев и Маленков (дуэтом): Так умри, тиран, умри! Умри, умри, тиран!

Картина вторая:

Женская тюрьма:

Марианна

Ария Марианны: О, счастье было так близко, я так хотела свободы своим братьям и своему отцу, я так хотела свободы всему народу, но злые люди арестовали моего Лаврентия, моего Лаврентия, отца моего сына.

Входит Манана

Манана: Так вот ты какая – моя соперница! Так знай, что ты теперь умрешь здесь в застенках и в тебе умрет не родившийся ублюдок.

Марианна: Я любила Лаврентия, а ты не любила его, и поэтому ты предала его.

Манана: Я прокляла его, будь он проклят, он умрет! Умрешь и ты, моя соперница.

Дуэт Мананы и Марианны: Я люблю его, я люблю его. Я люблю его, О, Лаврентий!

Манана выхватывает нож и убивает Марианну.


Картина третья:

Красная площадь

Народ. Солдаты, маршалы Москаленко, Конев, члены политбюро Хрущев, Булганин, Маленков

Хрущев (обращаясь к народу): Народ, мы казним нового тирана и дадим тебе свободу.

Хор: Свобода, свобода. Смерть тирану!

(солдаты приводят Берию)

Хрущев: Вот он, тиран, смерть ему!

Хор: Смерть, смерть тирану!

Берия: О, люди, я хотел дать вам свободу!

Хрущев: Не слушайте его!

Берия: О, люди, я хотел свободу вам дать!

Хрущев (маршалам): Скорее стреляйте и скорее избавьте нас от тирана!

Москаленко и Конев (достают пистолеты): Умри, умри, тиран!

Стреляют. Берия падает.

Хор: Свобода, свобода, нет тиранов.

Занавес