Италия! Своеобразная музыкальная Мекка для исполнителей всего мира, страна лучших вокалистов и родина оперного искусства! Посетить Италию даже рядовым туристом – безмерная радость для любого музыканта. А как передать словами восторг, переполняющий сердца наших кокшетауских триумфаторов, победителей международного конкурса на приз города Монтезе? «Мы счастливы», - в один голос заявляет «великолепная пятерка», покорившая музыкальные вершины Италии и вернувшаяся в родные пенаты «со щитом». Призовой кубок и диплом за первое место в номинации «камерный ансамбль» - это уже второй «трофей», привезенный в Кокшетау из Монтезе. Ровно год назад баянист Владислав Петрович Сорокин и его ученик Адам Кисабиев успешно выступили на этом же международном конкурсе. Прошлогодний успех подстегнул нашего корифея баянной музыки к новым начинаниям, и полный поистине юношеского задора и неисчерпаемого энтузиазма мэтр организовал своеобразный квартет. Флейта, виолончель, баян и фортепиано – таков инструментальный состав этого новоиспеченного коллектива, в который вошли личности, небезызвестные в музыкальных кругах города. Анна Батлукова (флейта), Людмила Багапова (виолончель), естественно, сам Владислав Петрович и его дочь Татьяна Сорокина (рояль). А «венцом творенья» стал великолепный тенор директора музыкального колледжа имени Биржана Жакыпа Кушкембаева.
- Жакып Мухамадиевич, чем же вы так потрясли искушенного итальянского слушателя?
– Ну, во-первых, оригинальным составом ансамбля, красочным и свежим сочетанием инструментов. Кроме того, я пел на итальянском языке. Казалось бы, что тут удивительного? Но больше никто из участников почему-то не подумал об этом. А итальянская публика любит слушать пение на своем родном языке – здесь я попал в десятку - и меня принимали с криками неподдельного восторга. Я пел неаполитанскую песню Куртиса «Не плачь» и бессмертный шлягер всех времен и народов – «Песенку герцога» из оперы «Риголетто» Верди. Что любопытно, на конкурсе была только одна азиатская физиономия – моя (смеется). И когда они увидели азиата, да еще и поющего на итальянском, они просто пришли в какой-то неописуемый экстаз. Говорят, что в следующем году ожидается «экспансия» китайцев, которые недавно узнали об этом конкурсе. А в этом году были участники из Германии, Греции, Италии, России, Белоруссии, Украины, стран Балтии.
- Кто является организатором конкурса?
– Конкурс в Монтезе появился одиннадцать лет назад благодаря известному баянисту, дирижеру, композитору Владимиру Зубицкому, который возглавляет жюри этого международного состязания. Выступления проходят в двух номинациях: сольное и ансамблевое исполнительство.
Уровень конкурсантов - сильнейший. Раньше конкурс проходил в костеле с хорошим акустическим залом на 60 мест. А в этом году построили современный зал на 100-150 мест со всеми необходимыми атрибутами, с электророялем.
- Как проходил конкурс?
– Сначала была экскурсия по городу. Монтезе – это высокогорный городок с красивыми старинными музеями, великолепной природой в окрестностях, поэтому было, что посмотреть. Вообще, Италия очень располагает к себе, мягкий ласковый климат прекрасно настраивает конкурсантов. Организаторам удалось создать атмосферу сотрудничества, а не вражды. Еще до начала конкурса в новом зале состоялась апробация акустики. Вечером прошел гала-концерт в честь открытия конкурса. В числе именитых гостей выступал известный баянист из Германии, в прошлом - наш соотечественник, Петр Гертер. Мы тоже приняли участие в гала-концерте, квартет исполнил «Танго» Пьяццолы, а я – «Не плачь» Куртиса. В первый конкурсный день выступали солисты, во второй – ансамбли. Наш ансамбль привлек всеобщее внимание, по результатам голосования мы набрали 98 баллов из 100 возможных, и нас даже пригласили на международный конкурс в Прибалтику. Это уже о многом говорит: прибалты не станут льстить, ведь у них очень сильная школа.
- А внеконкурсные впечатления?
- После награждения победителей всем участникам предложили экскурсию во Флоренцию. Конечно, соблазнительное предложение – ведь это город, в котором зародилась опера. Но мы оставались оригиналами до конца: своим ходом поехали в Венецию. Провели там двое суток, остановившись в отеле «Гранд-Венеция» на берегу большого канала. В Венеции нам очень понравилось полное отсутствие обычного транспорта. Только катера, гондолы.
– Удалось прокатиться?
- Да, за 10 евро на человека мы ощутили себя настоящими венецианскими гондольерами. А затем наша «делегация» отправилась в Милан. До нашего рейса «Милан-Москва» оставались сутки, и мы сломя голову кинулись к главной цели визита – оперному театру «La Scala».
- Что смотрели?
- Мы смотрели… театр (заразительный смех в течение полуминуты). Попасть на спектакль – нереально! Билеты на галерку – до 200 евро, на балконы - 500-700, партер – от 1000 евро. Мы походили по зданию театра, прикоснулись к его древним стенам, сфотографировались на фоне афиши Марии Каллас – уже от одного этого дух захватывает.
Конечно, ни о какой поездке и речи бы быть не могло, если бы не поддержка наших спонсоров. Большое спасибо заместителю акима области Кадырхану Махмудовичу Отарову, областному департаменту культуры, генеральному директору «Кокшетауминводы» Аскару Алиеву и главному врачу санатория «Бурабай» Кайырлы Хамзиновичу Курманову. Думаю, мы полностью оправдали их доверие и еще раз подтвердили высокий уровень нашей музыкальной культуры.
«Курс», №40 (332) 6.10.2005.