Николай Анненков

Владимир Плотников-Самарский
Грани и кадры

21 сентября 1899 - 30 сентября 1999
 
Настоящая фамилия — Кокин.

Герой Социалистического Труда.

Заслуженный артист РСФСР (1937), народный артист РСФСР (1949), народный артист СССР (1960).


Лауреат Сталинских (Государственных) премий СССР (1947, 1948, 1949 — за театральные работы); лауреат Премии мэрии Москвы (1999 — за уникальный вклад в развитие культуры Москвы); лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1999 - «За долголетие и доблестное служение театру», посмертно); кавалер  Орденов «Знак Почёта» (1937), «За заслуги перед Отечеством» II степени (1999).

Один из титанов «Дома Островского» - 74 года на сцене Малого театра! С 1946-го -  преподаватель в Театральном училище имени Щепкина, а с 1961-го — профессор. Воспитал плеяду выдающихся исполнителей, среди которых Виктор Павлов, Никита Подгорный, Виталий Соломин, Олег Даль и др.

«Дебютную роль» сыграл на тамбовской сцене в 20 лет, она «сосредоточилась» в «эпохальном» предложении: «Мне бы теперь только пирожок с капустой и маленькую рюмочку водки».

По настоящему первой крупной работой в Малом театре - сразу после сдачи экзаменов в Высшие театральные мастерские (теперь Щепкинское училище) – считается Дмитрий Самозванец («Борис Годунов», 1922). Там же начался долголетний творческий дуэт великого Николая Анненкова с не менее великой Еленой Гоголевой (здесь - Марина Мнишек).

Знаменитый Александр Остужев доверил юному Николаю роль Мити («Бедность не порок»). Однако наибольшую известность в «молодежный период» творчества снискал роменроллановский Рюи Блаз из одноименной постановки. К 75 годам Анненков воплотил до 200 главных сценических образов! А в 80 оставался бодр, азартен, крепок, красив, остроумен (отлично помню юбилейную передачу к 80-летию).

Историки театра единодушны во мнении: Николай Анненков – это лучший Черкун (горьковские «Варвары»), а Черкун - это высшее достижение Николая Анненкова.

Вероятно, широчайший диапазон (от холопов до князей) объясним не только громадным природным даром, но и происхождением: Николай Александрович родился в селе Инжавино на Тамбовщине, но при этом в купеческой семье. Отсюда осанка, выступка, гонор, тембр и... незаёмная «народность»…

До последних дней 100-летний артист выступал в «возрастных ипостасях»: Фирс («Вишнёвый сад») и Луп-Клешни («Царь Борис Федорович» А.К. Толстого).

Сегодня ему бы было 110*. А посчастливилось перешагнуть за вековую отметку. В свое время - самый старый «действующий» (!) артист страны, а, может, и мира.

К сожалению, непростительно мало знаком с его творчеством. В кино: «Гибель «Орла»» (1938) - капитан Чистяков, «Тимур и его команда» (1940) и «Клятва Тимура» (1942) - отец Жени и Оли бравый полковник Александров, «Поэма о крыльях» (1979) - конструктор Жуковский. А также ряд телеспектаклей по произведениям А. Островского, А.К. Толстого, Гоголя, Чехова и Горького. Особенно, запала роль Плюшкина в «Мертвых душах». Более гоголевского скупердяя так доныне и не повстречал, даже в интерпретации других исполинов.

Был красив и величествен: воплощение русского Артиста, соединившего строгий аристократизм дореволюционных традиций со сдержанной гордостью советских художников: и тем, и тем счастливо выпадали Спектакли, Фильмы, Роли и Признание.

А львиный рык Владыки сцены не перепутать ни с кем...

Лучшие роли в кино и телеспектаклях: профессор Добротворский («Суд чести», 1948), инженер-путеец Черкун («Варвары. Сцены в уездном городе», 1953), секретарь обкома Каштанов («Первый эшелон», 1955), Георгий Валентинович Плеханов («В начале века», 1960), адмирал Макаров («Порт-Артур», 1964, 3 серии), Басов («Дачники», 1966), Николай Кирсанов («Отцы и дети», 1974), отец Павлин («Достигаев и другие», 1975), Ихменев («Униженные и оскорбленные», 1976), майор Васин («Русские люди», 1979), Граф Глостер («Король Лир», 1982), Гаев («Вишнёвый сад», 1983»), Яков Бурцев («Загадочный наследник», 1987), Веденей («Холопы», 1988)…


* Подготовлено в 2009-м.