Дипломатия и торговля

Николай Серый
     Я полагаю, что многие неудачи российской дипломатии проистекают от подсознательного следования наших руководителей правилам социалистической торговли.
     Социалистическую торговлю отличал дефицит товаров, а не денег, и поэтому условия торговли диктовали продавцы, которых потенциальные покупатели всячески ублажали: давали взятки, дарили сувениры и оказывали множество мелких услуг. Взамен покупателям милостиво продавали дефицитные товары. Так называемый «блат» был гораздо важнее денег.
     Похоже, что некоторые должностные лица были в детстве психологически травмированы системой социалистической торговли, и поэтому они доселе не понимают, что главным в сделке «купли-продажи» является покупатель. В сущности, все взаимные отношения людей строятся на принципе «продавец – покупатель». Как же определить: кто продавец, а кто покупатель? Для этого существует незыблемое правило: кто первый обратился, тот является «Продавцом». Значит, «Покупатель» может выдвигать свои условия, поскольку у него есть преимущество.
     Даже если Украина обращается к России с просьбой снизить цену на газ, то всё равно продавец – Украина, и её предложение следует трактовать, как попытку продать России некую реальную ценность за цену, эквивалентную снижению цены на газ. Нужно непременно спрашивать, что именно Украина предлагает России купить за эту цену.
     В противном случае получается так, что Россия, заплатив деньги вперёд, начинает выбирать подходящий товар, а ей очень многое отказываются продать под разными предлогами: это-де свято для нации, а то-де даже оскорбительно требовать. Суверенитетом-де не торгуем!..
     Особенно великолепна Белоруссия!.. она постоянно требует от России очень дорого покупать невесть что! Американцы, например, предлагают России купить за реальную и очень высокую цену систему противоракетной обороны, которая даже не начинала строиться. Ранее России очень дорого и неоднократно продавали право считаться демократической страной. Арабским нефтяным шейхам такое даже не предлагают, поскольку эти прирождённые торгаши на такое фуфло заведомо не поддадутся.
     Прибалты требуют от России неисчислимые компенсации за оккупацию. Поляки – за Катынь в надежде на то, что русские, наконец, скажут правду, что убивали польских офицеров немцы, те возмутятся, начнёт распря, в которой поляки наверняка рассчитывают иметь некий гешефт.
     Когда к России обращаются с подобными требованиями или корят её за имперские амбиции и за неготовность к равноправному диалогу, то отвечать нужно так.
     - Вы сами не хотите равноправного диалога, поскольку ставите такие условия, какие можно требовать только от сателлита. Вы требуете от нас денег, но что вы  предлагаете взамен. Того, что при хорошем настроении хамить нам перестанете?
     Слова очень дорого стоят. Маргарет Тэтчер однажды Советский Союз обозвала Верхней Вольтой с ракетами. Похоже, что Михаила Горбачёва такое определение очень задело. Вместо того чтобы резонно ответить, что у Верхней Вольты не может быть таких ракет, поскольку только великая держава может их создать и содержать, генеральный секретарь потерял лицо, засуетился, стал угождать… и всем известно, чем это кончилось…
     Несколько лет назад Россию за попытку поднять цену на газ или нефть непременно упрекали в имперских амбициях и попытках экономически задушить молодые демократии, пока чья-то умная голова не придумала великолепную отговорку. Имперскими-де амбициями как раз и являются низкие цены на нефть и газ, поскольку взамен всегда намерены  требовать политических уступок. А рыночные цены на газ и нефть – обычная коммерция, которая не предполагает политического давления или шантажа.
     И России не надо сетовать на двойные стандарты со стороны Запада. Нужно предложить ему совместно прочесть эти стандарты демократии. Ибо любые стандарты-де обязательно должны быть написаны.
     А ещё можно сказать зловредным партнёрам, которых долго и без особого толка Россия упрекает в двойных стандартах, что у русских есть пословица: «Своё дерьмо плохо не пахнет». Хотя, конечно, формулировка может быть и более вежливой…
     Полезно запомнить, что если к вам кто-либо обратился первым, то покупатель – вы! И поэтому именно вы ставите условия, а не продавец…