Ваша честь!

Юрий Лучинский
Это пафосное обращение к судьям явочным порядком введено в нашу судебную систему в первое десятилетие сверхновой истории. С последующей легитимацией в новом Уголовно-процессуальном кодексе.

(Интересно, что авторы нового Гражданского Процессуального Кодекса в такой чести судьям отказали. И цивилисты обращаются проще: "Уважаемый суд!")

Полагаю, что процент лиц, обладающих какой-либо честью, в судейском корпусе примерно равен аналогичному среди остального российского  населения.

Так что легитимация данного выражения, прописанного в новом Уголовно-процессуальном Кодексе, вполне адекватна времени. И теперь судьи, разъясняя права и обязанности участникам процесса, требуют от них и «вашей чести».

А как эта «честь» болезненно прививалась…


***

Есть у нас в Конституционном суде некто Зорькин.

Судья. Председа-а-атель!

Полковник милиции, кстати! Когда-то преподавал государственное право в Академии МВД. И это существенная характеризующая черта.

Попытаемся разобраться. В данной черте.

Сначала о специальностях.

В тоталитарной системе, с точки зрения личного спокойствия и легкости жизни, всегда лучше заниматься непрофильной для данного места деятельностью. Среди массы инженеров завода неплохо живется одинокому юрисконсульту. И не менее безоблачно может жить какой-нибудь инженер по оборудованию, скажем, в институте права среди массы юристов.

В мрачные времена ГУЛага люди в массовом порядке умирали на так называемых «общих работах». То есть в шахтах и карьерах. И прилично выживали на местах «придурков» - в хозобслуге, медицине и т.п.[1]

Да и в армии мечта многих защитников родины – служить хлеборезом, кладовщиком, свинарем, на худой конец. Но только подальше от оружия, «боевой и политической», и прочей героики.

Теперь о ведомствах.

Ведомственные учебные заведения априори проигрывают по уровню обучения минвузовским. Потому лишь, что не только занимаются учебной и научной работами. Но и выполняют план родного ведомства по подготовке кадров. А в военизированных ведомственных ВУЗах это проявляется еще рельефнее.

В том числе и в МВД. Спецдисциплинам будущих ментовских начальников еще кое-как учат. Но вот юридическая подготовочка там проводится ни шатко, ни валко. Будучи довольно средним выпускником «нормального» университета, я в свое время нередко замечал эту слабость у своих милицейских  коллег, окончивших  ментовские «вышки».

А теперь попробуем примерить к этой схеме преподавателя МВДшного ВУЗа – господина Зорькина. Да еще и преподавателя совершенно непрофильной юридической дисциплины – государственного права.

Нужно это право ментам, как зайцу триппер.

Для более красочного портрета судьи Зорькина нужно еще учесть его низкий рост и  убогую внешность. А в этой связи - большую желчность.

Такой вот набор второсортных факторов сделал данного господина весьма вредным и, естественно, очень коммунистичным.

Но зато при поддержке коммунистов Съезда Народных Депутатов РСФСР Зорькин стал судьей Конституционного Суда первого набора, еще в ноябре 1991 года. А по принципу присущей советскому обществу «презумпции убожества» полковник стал первым Председателем данного Суда.

И не было более опасного врага для новой власти в России, чем этот председатель. Особенно в тяжелом 93-м году это хорошо проявлялось.

Но это тема для отдельного разговора.

***

Я это потому так глубоко анализирую Зорькина, что в начале 1993 года пришлось мне по одному из дел выступать у него в  Суде представителем стороны.

Выхожу, значит, к трибунке и обращаюсь к суду: «Господа судьи».

Зорькин прерывает меня ударом молотка в медную тарелку.

- У нас здесь принято обращение «уважаемые судьи!»

- Приношу извинения, я этого не знал, - мои лицо и голос выражают полную покорность высшей судебной власти, - но к вам я хотел обратиться “ваша честь!”.

В зале наступает тишина.

Облажанный Зорькин торопит меня «говорить по существу» и процесс продолжается...

    ***

...А теперь эта "честь", со всем своим судилищем, еще и функционирует в моём Петербурге, проживая в даче на заповедном Каменном Острове.
________________

[1]  Да что ГУЛаг? И сейчас в «зонах» также.


2001-2012 г.г.