Фашизм как состояние души

Марина Балуева
Слово фашизм так популярно в современном политическом и бытовом лексиконе, что значение его уже стремится к самому широкому толкованию, вплоть до просто «нехороший человек», «враг». Слово  стало популярным ярлыком , тем самым профанируется суть  далеко не простого явления, которое оно обозначает. Явления, актуальность и опасность которого не ослабевает со временем.

Для меня фашизм – особая тема. Трогательные фото деток в нагрудном кармане эссэсовца, заправляющего газовыми камерами, феномен, который будит вопросы о реальной цене «гуманитарных ценностей» в каждой отдельно взятой душе. Что человек способен озвереть – это не новость. Что он способен озвереть вполне , если так можно сказать, культурно – это парадокс, очень слабо осознаваемый и по сей день.
 
Тема фашизма на личностном уровне поднята еще Генрихом Беллем в его знаменитом романе «Бильярд в половине десятого». Но с тех пор почти не разрабатывалась. Чаще уделяется внимание политическому аспекту термина. Как гласит Википедия,  «фашизм( итал.fascismo  от fasciо «пучок, связка, объединение») обобщенное название специфических крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа, характерным признаком которых является культ личности, милитаризм, тоталитаризм.» Это в целом  достаточно объективное объяснение.  Но оно ничего не говорит о личности тех людей, которые исповедуют данную идеологию и потому мало что объясняет.

 Я бы сказала ( если бы меня спросили,конечно), что фашизм  - это союз посредственностей, объединенных эксзистенциальным страхом и интеллектуальной ленью. В различных формах «порядка» и агрессии эти люди пытаются  найти иллюзорную защиту от тех законов бытия, которые требуют мужества и неутомимых размышлений.
 
Несмотря на то, что отдельные направления фашизма используют религии в своей идеологии, в целом фашизм противоположен вере и религии онтологически, ибо отвергает одинокое предстояние человека перед Богом, уникальность каждого жизненного пути и неизбежность  ежеминутного выбора. Вместо этого фашизм предлагает опору на стаю и вождя во главе ее, предпочитая человеческое, временное, плотское любому варианту трансцендентного. В этом смысле к фашистским направлениям без колебаний можно отнести и  современный глобализм вместе с его следствиями – мультикультурализмом, ювенальщиной и технологизмом в гуманитарных областях.Евразийство также используется как идеология фашизма в современной России. Еще одно прикрытие - "геополитика."Впрочем, можно взять любое слово и повесить его на знамя фашизма. Суть явления не изменится, а слово быстро поменяет свой исходный смысл.