Баба Нина

Полина Жеребцова
документальный рассказ

Танцуют в огне саламандры – маленькие ящерицы. Лапками машут и пляшут. Кто повелевает ими? Какие силы их вдохновляют? Я сижу в подъезде на стопке книг, рядом с выложенной из кирпичей печкой, черной от копоти. Мы готовим еду. На улице тяжело ухают снаряды, попадающие в верхние этажи нашего дома.
Это идет Война
Куда она идет? Зачем? Почему не спит?

Хлеба давно нет – его заменяет лепешка. Немного растопленного снега, сода и стаканчик отсыревшей муки. Это следует смешать в миске и вылить на сковороду. Масла нет. Но лепешка будет хорошей, если успеть ее вовремя перевернуть. Главное – не бояться осколков и страшного гула!
Мне девять лет и я помогаю взрослым. Мы с бабушкой Ниной сложили кирпичи в виде буквы «П» около нашей двери, в подъезде, – это печка. Я слежу за готовкой, а бабушка Нина спорит со мной: она хочет готовить лепешки на книжках. Я не даю ей жечь книги. Там стихи: Ахматова! Гумилев! Лермонтов! Пушкин!
Бабушка Нина не читает книжек – она не понимает, почему я кричу и плачу. Но соглашается поискать дрова во дворе.
– Стреляли из пушки! – сообщает она, – Балконы нападали! Много досок, щепок! – старушка бежит, пригибаясь от пуль и осколков. Она круглая, как колобок.
На мне старая рваная куртка и перчатки. Но руки все равно мерзнут. Холодно. Я смотрю на огонь в печке. Саламандры пляшут. Мне кажется, что я вижу их властелина – это огненный рыцарь и в руках его рыжее знамя…
Ба–бах! Взрывная волна отбросила меня к стене. Дико завыла собака на улице, закричали испуганные женщины. Выскочила мама. Затащила за шкирку в квартиру:
– Нечего в подъезде сидеть. Убьет!
– Мама, там лепешка…
–Замолчи.
– Мама, лепешка…
Пытаюсь встать из коридорной ниши между кухней и стеной подъезда.
Как можно испугаться? Что подумает обо мне властелин саламандр?
Заскакивает бабушка Нина:
– Голову дворовой собаке оторвало снарядом! А другой – лапу! Женщину ранило…
– А вы как же?
– Упала на землю. Успела. Вот лепешка! С одного края только подгорела….
Есть! Есть! Есть!
Мы едим при коптилке. Коптилка это банка с керосином. Коптит наш мир маленьким языком пламени в коридорной нише, где мы прячемся от осколков.
Бабушка Нина – наша соседка. В ее квартиру попали снаряды. Она с внуками и дочкой прибежала к нам – теперь нас в одной комнате одиннадцать человек. Маленькие, взрослые, старенькие.
– Я есть хочу! Я еще лепешки хочу! – просит один из внуков бабы Нины.
Дров нет. Стрельба.

– Бабушка Нина! – прошу я: – Расскажи что–нибудь.
– Помню огонь, – говорит седая Нина, поправляя съехавшие на нос очки, – Горели кони. Бежали и горели…
Какие кони? В огне пляшут саламандры…
Бомбит самолет, стреляют танки. Нам страшно. Младший внук и я жмемся к бабе Нине.
– Город Грозный бомбили фашисты… Горела нефть, лились огненные реки, бежали кони, бежали люди…
– Расскажи о себе, бабушка Нина.
– С Окраины я.
– Откуда? Откуда?
– С Украины. Только раньше говорили не Украина, а Окраина. Приехала я с сестренкой в Грозный еще задолго до войны с немцами. По 17–ть лет нам было. Двойняшки. От голода детей из Украины на Кавказ отправляли. Народ тут хлебосольный – всем помогали, много приемышей взяли ингуши и чеченцы в свои семьи. Мы с сестренкой взрослые были, в общежитии жили. Работали на хлебозаводе. Хлеб пекли! Вставали задолго до того, как проснется солнце. Потом сестренка умерла, я осталась одна. Немцы в Грозный не заходили, а бомбили… Страх!
Самолет бросил бомбу на дома рядом – нас осыпала штукатурка.
– Когда эти фашисты перестанут нас убивать? – Бабушка Нина закрыла голову руками.
– Бабушка Нина, это не фашисты, это Россия. Это она нас бомбит!
– Это идиоты–правители простой народ опять одолели… Делят нефть и алмазы, проклятые заразы!
Мы засмеялись, несмотря на то, что было страшно.
Младший внук Нины, мой ровесник, сказал:
– Бабушка, нас не только самолет бомбит, там еще и вертолет!
Вертолет с оглушительным ревом, пролетел над крышей.
Бабушка Нина, обняв нас, запела песенку:
– Прилетит к нам волшебник
В голубом вертолете
И бесплатно покажет кино….

Мы стали просить:
– Расскажи про любовь, бабушка Нина!
– Что сказать? Давно это было. Полюбила я парня. И он меня полюбил.
– Вы поженились?
– Замуж я ужо выскочила. Он женат был. У обоих дети. Мы хотели развестись, пожениться, да все не получалось как–то… А потом старые стали и о мечте позабыли.
– Так не бывает!
– Бывает, внучатки. А бывает так, что идет война, а мир все же есть.
– Где мир, бабушка Нина?
– Здесь, – показала старуха на сердце. – Здесь и любовь, и горе. И нет более ничего.
Гудел тяжелый самолет–бомбардировщик: он нес смерть маленьким людям, которых даже не видел. И плясали саламандры в костре под рифмы Ахматовой…
Жарилась новая лепешка.



P.s

Я недавно узнала о том, что баба Нина из моих дневников, умерла. В нищете. От рака.
 Узнала от ее внука, с которым случайно столкнулась на сайте.