Осенние святки

Тина Гай 2
Христианство, пришедшее на смену язычеству, не смогло его победить. После тысячелетней борьбы оно вынуждено было сменить тактику: перейти от прямого запрещения язычества к его «воцерковлению» и «обоживанию». Сегодня все христианские праздники тесно переплелись с народными языческими, неся на себе «народные отметины». Природа стала христианкой.


Ранние осенние церковные праздники, начиная с Успения (28 августа) и заканчивая праздником Покрова (14 октября), по народным приметам и поверьям означали прощание с летом, переход к новому времени года - осени.


Праздник Рождества Богородицы – граница лета, осеннее равноденствие, после которого день становится короче ночи, а календарь меняет окрас природы. Осень с 22 сентября вступает в свои права. Существовала народная поговорка:

«Первая Пречистая – жито засевает, Вторая – дождем поливает».

В этот день лето приказывало осени долго жить.


Вторые осенины соединяли в себе два начала: земное и духовное. Земное – праздник урожая, духовное – Рождение Матери Иисуса Христа.


Праздник Рождества Богородицы (21 сентября, по-старому – 8 сентября) - переход от лета к осени. В этот день продолжаются по всем законам гостеприимства народные гуляния: проводы лета, праздник урожая, встреча осени. Вторые осенины сменили Первые – Успенские. К этому дню с полей все должно было перейти в амбары: зерно, лён, овес. С огорода – в погреба: лук, картошка, свекла, репа, морковь. Овощной урожай дал еще одно название дню – Луков или Огородин день. В этот день также  заготавливали калину. Селяне благодарили и чествовали Землю, образом которой была Богородица.


Праздник Рождества Богородицы в народе был «Пасековым» днем. Им заканчивался сбор меда, пчелы впадали в зимнюю спячку, в ульи на зиму закладывали сахар. Существовал близкий по смыслу обряд «Похороны мух»: ловили муху или иное насекомое, закладывали его в «домину» и относили на поле, зарывали в могилу. Это знаменовало собой оцепенение насекомых на зиму.


Осень, богатая на красоту и урожай, дает еще одно удивительное название Празднику Рождества Богородицы - «Богач». С ним связаны особые обряды, напоминающие новогодние святки (вторые осенины - «други святки»), настраивающие на то, чтобы в доме всегда были доброта, тепло и достаток. Все в день Богача друг другу желали: «Будь богат как осень!». Молодежь в этот день гадала.


Существовал и другой обряд, связанный с этим днем: с каждой семьи брали по ложке зерна, собирали его в общий лубок. Потом с ним обходили дворы, как бы очерчивая магический круг. Круг должен был хранить от болезней, бед, напастей и несчастий. Люди верили в действенность обряда: он придавал им психологическую уверенность, настраивал на позитив и исполнение желаний.


В России Богач постепенно начинает обретать новую жизнь. Желающие выбираются в осенний лес, участвуют в особых обрядовых действиях, программирующих на материальное благополучие, успех в делах, удачу в достижении цели, организуют общую трапезу, в старину называемую братчиной, которая также имела глубокие народные корни.


В день Рождества Богородицы народ собирал в одной из изб большую трапезу, к которой заранее готовились, запасая свежие продукты. Готовилась кутья с медом из круп нового урожая, пеклась кулебяка с рыбой, варилось пиво, закалывали барана, готовился студень. Участникам трапезы подавали испить из общей чаши свежего пива, славя Богородицу, Мать – Землю. Праздник, в зависимости от урожая, мог длиться от нескольких дней до недели.


В этот день принято было родителям и крестным обходить дома молодоженов, смотреть, как они живут, как устроились. Хозяин показывал двор, утварь, хозяйка – свое хозяйство. Молодые подносили гостям угощение. Поэтому праздник назывался еще «Поднесеньев день».
В праздник Рождества Богородицы заканчивалось бабье лето, все было готово к встрече осени. Народ любил этот день и отмечал его как начало осенних святок.