День 11. 08. 65

Гордеев Роберт Алексеевич
               http://www.proza.ru/2012/09/21/715

        7 ч. утра. Кажется, сидим на мели в 10 м от берега. Лёгкий туман. Но это ещё не Касимов.
        Оказывается, это мель. Стояли всю ночь из-за тумана. Говорят, в Касимове будем к вечеру…
        Ого! В 8-мь пришли в Копаново с опозданием на 7 ч. 30 мин. Значит, в Касимове будем в 4-5 часов.
        Очень красивые берега вплоть до самого Касимова; кое-где карьеры портят берег, а так – очень хороши. Около 3-х показался Касимов. Я, конечно, его не узнал сразу. Собственно, Касимов весь сокрыт излучиной реки, а на виду прямо по курсу – Утюжный завод. Что это уже Касимов, нам сообщила одна женщина – и тут я сразу же понял, что это и есть Утюжный завод. Берег у завода весь в отходах, шлаках, завален неимоверно. А вправо уже видны головки церквей и дома, но пристани и моста ещё не видно. Над домами буквально царит голубой купол какой-то церкви.
        Но тут же мы повернули и встали к заправочной барже взять мазута.
        Интересно, когда я думал в Ленинграде о том, какие чувства, вероятно, я буду испытывать, подъехав к Касимову, мне представлялось, что я буду потрясён, весь заполнен волнением.
        Ещё на подъезде я смотрел на правый берег и искал то место, где был пионерлагерь. Тот, откуда удрал Женька. Мне помнилось, что когда мы ходили купаться из лагеря на Оку, то купались у самой середины – в реку вдавалась длинная мель. Мы по ней ползали и кричали друг другу «а я плыву!» Ближний, левый берег реки был в кустах и близко, я вокруг не узнаю ни берегов, ни места лагеря.
        И вдруг на удалённом правом берегу – маленькая, буквально игрушечная пристань и на ней надпись «Дом отдыха». А от пристани вверх на высокий и крутой берег ведёт деревянная белая-белая лестница и рядом с ней еле заметная тропинка.
        И я узнал эту лестницу! На ней в то время были выбиты многие ступеньки, бегать по ним нам не разрешали, а ходили мы по тропке рядом. Но кроме лестницы - ничего знакомого вплоть до самого города.
        У этой самой нефтеналивной баржи я долго соображал – а где же Затон? Был он, был – это абсолютный факт!
        Тронулись от баржи, миновали Утюжный завод, огибая мыс, отвернули вправо – и тут я увидел впереди наплавной мост и слева – два дебаркадера. А справа – большую песчаную косу. А ещё, ещё правее – глубокий залив и в нём баржи и пароходы. Затон!
        И тут же быстро мы приблизились к дебаркадерам. Надпись «Касимов». И мы пристали.
        Дебаркадеры – один с колонками, вычурный светлозелёного цвета, другой (к которому пристали) – охряного цвета, не голубого. Вещи оставили в камере хранения и пошли.
        Прямо над пристанью, над дебаркадерами здание речного вокзала. Бетонный куб и большой амбар. Вдоль отлогого подъёма на набережную 3-4 старых дерева. Раньше деревьев было значительно больше. А вот там, правее был однодневный привал, лагерь пленных немцев. В сорок четвёртом летом, наверное тоже в августе.
        Мост не на том месте, ближе к пристани метров на 30-40. Весь на понтонных бочках, а не деревнный, разводная часть тоже из бочек, а не баржи. Заречная часть вся изъезжена машинами, и по прямой линии от моста через этот заливной луг идёт дорога, переходящая вдали в просеку через лес. А там, где был мамин заречный детсад – большой посёлок. А те высокие тополя, что стояли за дорогой почти напротив нашего маминого участка картошки – стоят. Времени осмотреть всё подряд не было, но осмотрим.
        Поднялись на набережную. Асфальт. Деревянные столбики ограждения. И очень близко от пристани – гораздо ближе, чем мне казалось – крутой подъём в гору, а перед ним слева – домик одноэтажный беленький и - надпись «Столовая». Та, Ариф Абдулыча…

        (директор столовой Ариф Абдулыч иногда подкармливал нас, всегда голодных эвакуированных, невкусными чёрными макаронами. Бесплатно, бескарточно – просто так. Официантки косились)

        Сам подъём неасфальтированный, мощёный, зелени слева нет. По бокам от мостовой идут тротуары-пандусы со ступеньками, по ним поднялись до рядов. И почти перед ними брошенный одноэтажный домик без окон и двери. Я узнал его – бывшее РОНО.

        («ряды» очень похожи на те, что встречаются в старых и старинных городах, торговые. А заведующим РОНО был Невский, пославший вместо меня в Артек своего сына)

        Милка спрашивает «а где рынок?». «Слева», говорю я и – точно! Слева надпись крупно «Колхозный рынок». Между ним и РОНО – новый магазин.
        Прежде, чем идти на рынок заглянули направо – к церкви и больнице, где заведовала мама. Домик больничный жив, но надпись – «ясли». А церковь значительно меньше, чем мне казалось. И вообще всё меньше. Не очень уж сильно, но – меньше.

                http://www.proza.ru/2012/09/21/1560