46. Холмик с каменным обелиском

Сергей Шишков
46. Холмик с каменным обелиском

На следующий день Иван пошёл в геологический институт справиться о работе, где ему предложили должность руководителя отдела.
Наконец, он займётся своей любимой работой, от которой его отлучила война.
После почти трёхмесячного перерыва он написал письмо в Златоуст, в котором рассказал о трагических обстоятельствах гибели жены и отца. Написал он и о сыне, а также о предстоящей работе. Письмо было адресовано Ростиславу Викторовичу. Послал он письмо и в Почеп.
А примерно через неделю после дня рождения внука Надежда Петровна предложила мужчинам побывать на могиле отца.
Иван, понимая, что там нужно будет приводить её в порядок, приобрёл в магазине лопату, кисть и краску. Чтобы каждый почувствовал внимание к родному человеку и своё участие в наведении порядка на месте захоронения, он раздал орудия труда: себе оставил лопату, Серёже дал кисточку, а бабушке в сумку вложил краску.
До кладбища, где похоронили Николая Петровича, ехали на трамвае, который шёл медленно почти два часа.
Бабушка из окошка показывала внуку виды города, рассказывала о них, читала ему детскую книгу.
Иван сидел задумчивым и редко вступал в их отношения. Ему нравилось, что бабушка и внук так хорошо понимают друг друга.
Наконец, трамвай привёз их на пустырь, где они вышли и направились на окраину кладбища с названием «Красненькое».
Могилу нашли не сразу. Она затерялась среди одинаковых каменных столбиков, которые не выделялись особенными приметами. Надежда Петровна предполагала такое обстоятельство, поэтому в день похорон мужа по углам могилы положила четыре камня, случайно найденные на пустыре.
За пять прошедших лет всё заросло травой, и камни оказались укрытыми зеленью. Пришлось очень внимательно рассмотреть несколько могил, пока кирпичи не были обнаружены. Холмик из земли с невысоким обелиском, наклонившимся на бок и заросшим высокой травой, вызвал у сына чувство горечи.
Надежда Петровна, почувствовав себя виноватой в том, что не смогла привести могилу мужа в должный порядок и, объясняя причину этого, сказала:
-«Ваня, я не могла навестить могилу твоего отца, потому что работала всю блокаду, на это не было ни сил, ни времен. Ждала тебя, да и одна боялась здесь появляться».
На что Иван ответил:
-«Мамочка, я не обижаюсь. Теперь мы всё сделаем, поставим красивый памятник с фотографией, чтобы память о нём всегда была с нами».
Иван лопатой срыл траву, выросшую высоко над могилой, а затем поднял и выровнял холмик земли, выправил и обелиск, на котором он краской написал фамилию, имя, отчество отца, прочитав её вслух:
-«Шишков Николай Петрович».
Обращаясь к Серёже, он сказал:
«Сынок, здесь похоронен твой дедушка. Он защищал Ленинград и погиб. Запомни это. Бабушка тебе об этом потом расскажет».
Надежда Петровна подтвердила, что обязательно расскажет ему о блокаде.
Вернулись они уже вечером, опять пришлось ждать трамвая, а потом медленно возвращаться домой.