День второй- Зарницы памяти

Александр Жгутов
    На фото ( для пояснения к этой главе) изображен единственный полусгнивший дом Алёничевых, но в прошлом году и он сгорел.Справа от дома большой куст вместо нашего домишка-баньки. Вот на этом месте и стояла когда-то моя деревенька Ступново.
   В зеркале автомашины видна соседняя деревня Назарово. Рядом с рощей можно рассмотреть нашу Назаровскую начальную школу.

               
                День второй- Зарницы памяти.


       Давным-давно,в середине того века,я жил в глухой лесной деревушке Ступново,в которой вся цивилизация сводилась;- к телеге и резиновым сапогам летом,  валенкам и дровням или саням зимой.
А ещё;- к чтению, зачитанных до дыр и не со всеми страницами,книг из сельской библиотеки,при тусклом свете коптящей керосиновой лампы.
     Был у нас и волшебный праздник; Новый год с подарком–бумажным кульком с   пряниками мятными,да конфетками-ирисками «Буратино» или «Ледокол».
     А как забава для взрослых и пацанвы,святочные гулянья с ночными шалостями;  вымазыванием сажей окон в домах односельчан,чтобы утром хозяева путали день с ночью (часов во многих домах тогда ещё не было и время угадывали по «солнышку»), затыканием труб на крышах,чтобы дым из печки в избу шел.
Ну и "святое дело",припереть двери,чтобы поутру хозяева не сразу на улицу вышли.
  Вот и всё кино в деревне,где "огни не погашены ".

  И вот,в том далеком-вдалеке,вечером, лежа на горячей печке,под завывание вьюги в печной трубе,я вспоминал сказку Сергея Трофимовича Аксакова "Аленький цветочек".
  Задремывая от печного тепла мне мерещились картины из этой сказки;

- на белой мраморной стене высвечивались красными буквами словеса;
- аленький цветочек вырывается их рук девушки и сам прирастает к стеблю;
- кольцо волшебное не только координаты измеряет,но и мгновенно перемещает человека из одного места в другое;
- только подумала письмо батюшке написать,на столе и бумага и перо;
- только написала письмо,оно тут же неведомым путем улетело к батеньке.

     НУ и что это?
  Не сегодняшние ли это возможности Интернета и Глонаса в этой сказке расписаны?
А тогда я  фантазировал разные иные способы как это в стародавние времена всё могло бы происходить?
И надо же,ведь дожили мы до тех времен,когда сказки стали былью.

       С детских лет меня интересовала история Древнего мира и нашей страны.
В глуши вологодских лесов,в Назаровской начальной школе,в которой я практически жил, на столе у учительницы стоял старый–престарый глобус.
От многолетнего использования, на месте Северного и Южного полюсов, время вытерло на глобусе две больших дыры.
     К своим 12 годам я искрутил этот глобус по часовой и против часовой стрелки.
 Перечитал все мифы,легенды и сказки,которые хранились в шкафу в учительской комнате.
 А к тому же измусолил, все,имевшиеся в школе, исторические и географические карты.
     К 5 классу мне казалось,что знаю о мире древнем и мире сегодняшнем всё; ну,или почти всё.
    К окончанию учебы во втором классе я мог с легкостью ответить на любой вопрос по истории или географии,заданный ученику четвертого класса.
     В нашей школе,когда я учился, в четырех классах училось всего около 20 учеников.
И все мы,с первого по четвертый класс,размещались в одном большом классном помещении.
    Учительница Ефремова Наталья Петровна,которой тогда было чуть больше 30 лет, казалась мне совсем не молодой,но мудрой и строгой учительницей.
Ученики её побаивались и вели себя пристойно. 
    Наталья Петровна жила в деревне Тарасово, рядом с селом Чаромское. Поэтому она, практически неделями,проживала в школе,а ночевала в учительской комнате.
Моя мать работала уборщицей в школе,поэтому и я почти всё время проводил там же.
    Вечерами Наталья Петровна варила вкуснейший суп с мясом,картошкой,луком и с чесноком,которым всегда угощала меня. Потом,после такого ужина,мы с ней пели песни.
     Телевизоров и радиотрансляционных точек в нашей деревне тогда ещё и в помине не было. Длинными зимними вечерами мать и Наталья Петровна вели беседы о жизни,или обсуждали прочитанные книги. Меня же укладывали спать прямо в классе на длинную,как стол, парту,которую на ночь передвигали к печке.Через тонкую перегородку я слышал все разговоры в учительской.Особенно мне запомнилось совместное прочтение книги "Великий Моурави". Какое-то время мне даже снились сны,в которых я видел Георгия Саакадзе и себя в боевых доспехах среди его воинов.      
      Годы своей жизни и учебы в начальной школе я и по сей день считаю лучшими.
    Наталья Петровна ни чем не выделяла меня среди других учеников,даже наоборот,предъявляла повышенные требования.
     Её участие в моем обучении,воспитании и судьбе сыграло такую важную роль, что она в моем сердце занимает материнское место.
      Прошли годы.
Я за свою жизнь исколесил не малую часть Земли,изображенной  на том старом школьном глобусе.