Письмо к Татьяне

Виктор Нефедьев
    Татьяна Владимировна преподавала в школе литературу и русский язык. В прошлом году её назначили руководителем восьмого «Б» класса. Конечно, тяжело. Ведь она ещё сама только четыре года назад, окончив институт, начала преподавать, а дома своему озорнику уже третий год и он очень скучает без мамы. Конечно, девятый класс это не первоклашки, но иногда такое вытворяют, что и малышам не снилось! Трудно, но интересно с ними. А через два года улетят и, наверно, мало кто вспомнит о ней.
  Сейчас готовясь к уроку в своём, теперь уже девятом, опять подумала о Николаеве. Был ведь хорошим учеником, занимается ещё и в музыкальной школе, увлекается спортом. Но что-то происходит с ним последнее время. Вдруг  перестал учить уроки. Вернее литературу, и всё шло нормально, но как будто, что-то случилось. Вызывает его к доске, а он: «Я не учил», и садится, но сочинение написал на пятёрку. Скоро полугодовые отметки выставлять. У него по всем предметам «хорошо» и «отлично». А по литературе уже несколько двоек. Наверное, придётся родителей вызывать, может что-нибудь дома случилось?
   Сегодня нужно его обязательно спросить. Он из «Онегина» уже в прошлом году некоторые отрывки наизусть знал, может быть, исправит двойку. Надо его в конце урока спросить. Если опять не пойдёт отвечать, то оставить после урока и поговорить.
   Звонок. Пора идти. Класс встал.
- Здравствуйте!
- Здравствуйте Татьяна Владимировна!
   Они всегда так отвечают, хотя это и не обязательно, но ей приятно.
- Садитесь. Так, староста, кого сегодня нет?
  Она знает, что одна девочка болеет, остальные на месте, но спросить надо.
- Феоктистова болеет, остальные присутствуют.
- Ну, и хорошо, начнём урок. Что было задано на сегодня? Так, «Письмо Татьяны к Онегину». Кто хочет отвечать? Понятно, как и ожидалось - ни кто. Ну, хорошо, пока соберитесь с мыслями, а спрашивать я буду после нового материала.
  Урок проходил как обычно. Несколько раз посмотрела на Николаева. Он, наверное, заметив внимание учителя, сидел, склонив голову, но она  уловила несколько его взглядов в её сторону. Видимо, действительно что-то дома, надо поговорить с родителями.
   До конца урока осталось пятнадцать минут, пора спрашивать.
- Фролова, к доске.
- Молодец, хватит. Пять. Садись. Кто следующий? Ну, кто смелее?
  Осталось всего четыре строфы, и он должен ответить.
- Николаев, к доске. Продолжи, пожалуйста.
   Пока ученик медленно поднимался из-за парты, про себя думала: «Только не останавливайся, ответь как-нибудь, ну хоть на троечку!»
Николаев стоял у доски бледный, какой-то отрешённый, и как бы собравшись с мыслями:

Я к вам пишу - чего же  боле,
Что я могу ещё сказать?

   Хотела остановить, ведь нужно только закончить отрывок, но: «Пусть, может быть, он концовку забыл».

Уж много лет нас в средней школе
Всё заставляют повторять.

   Но, это же не Пушкин! В классе послышались смешки, подсказки вслух. Ученик продолжал, как показалось Татьяне Владимировне, не слыша и не видя никого. И она сделала жест рукой, что бы не мешали.

И мы, заучивая рьяно,
Не думая порой всерьёз,
Всё повторяем плач Татьяны,
Не понимая её слёз.

Она письмом, забыв сомненья,
Пошла приличьям поперёк.
Как жаль, что ветреный Евгений
Понять её тогда не смог.

Сюжет такой меня не манит,
И я, приличия храня,
Пишу своё «письмо к Татьяне».
Теперь послушайте меня.

Да, Вы учительница наша,
И слышим мы день изо дня,
То плач Татьяны, то Наташи.
Для вас мы просто ребятня.

Но это в книжках, а вот в жизни
Не знают, что и ожидать.
Дороги у любви капризны.
А всем так хочется мечтать.


И совершенно мне не грустно
Хотя взаимности не жду.
Настанет время эти чувства
Я как-нибудь переживу.

Смотреть на вас мне наслажденье.
Хочу, чтоб голос ваш звучал.
Меня не мучает сомненье.
В вас вижу я свой идеал.

  - Да, что же это такое? Ведь это он мне написал!
Татьяна Владимировна почувствовала, что краснеет:

А на уроках, вы простите,
Ловлю я взгляды ваших глаз.
Прошу лишь только не сердитесь
Я не хотел обидеть вас.

Вы скажете что увлеченье
Мальчишки безразлично вам.
И будет только развлеченьем.
Для вас ученика роман.

Быть может, вспомните когда-то,
Пройдёт наверно много лет,
Что знали вы в своём девятом
Ученика один секрет.

Я прочитал «письмо к Татьяне»
И знаю, что смеётся класс.
Возможно, показался странным.
Но не судите вы сейчас.

Наверно это неприлично,
И тем не менее, скажу:
Мне мненье класса безразлично.
Но об одном сейчас прошу -

Давайте будем непритворны.
«Онегиным» закончу я:
«Любви все возрасты покорны».
Смешна вам исповедь моя?


   Лицо ученика уже покрытое румянцем, излучало необыкновенное вдохновение, которое так часто выдаёт влюбившихся женщин, но это было так неожиданно для мальчика.
  Татьяна Владимировна посмотрела в класс. Почти три десятка взглядов устремились на неё. Смешливые, восхищённые, растерянные, задумчивые, но все в каком-то ожидании. А она, понимая, что произошло,  может быть, важнейшее событие не для одного ученика, а для всех сидящих здесь, не знала что сказать, как реагировать на происшедшее, только подумала: «Ну, где же этот звонок?»
  - Юрий, садитесь, пожалуйста.
  Сама не заметив, она обратилась к ученику на «ВЫ».
  Прозвенел звонок.
  - Николаев, останься, пожалуйста, остальные могут идти домой.
  В опустевшем классе сидел, понурив голову, её ученик. Она подсела к нему:
- Юра, это не только не смешно, а, по-моему, очень серьёзно. Ты это сам написал?
- Да.  А вы не сердитесь на меня?
- Большое спасибо тебе за такое стихотворение. У меня сейчас ещё урок, давай мы с тобой обо всём поговорим попозже. А сейчас иди домой. Я завтра тебя обязательно опять спрошу, надо же нам исправлять двойки. Договорились?
- Договорились. До свидания Татьяна Владимировна!
   Ещё несколько минут посидела за партой: «Какие уже взрослые мои ребята!». Открыла журнал и, зачеркнув три двойки, подписала: «Ошибочно». Расписалась, поправила волосы и улыбнулась.
   Она была действительно красивой женщиной.