Гегель о перевороте в общественной жизни

Сергей Корягин
«Легкомыслие, как и скука, распространяющиеся в существующем, неопределенное предчувствие чего-то неведомого – все это предвестники того, что приближается нечто иное. Это постепенное измельчание, не изменяющее облика целого, прерывается восходом, который сразу, словно вспышка молнии, озаряет картину нового мира». Я вспоминаю, как умирал большевистский режим у нас, приход Горбачева, начало перестройки, Ельцина, революцию 90-х, реформы, попытку стабилизировать хаос.

«Однако совершенной действительности в этом новом так же мало, как и в новорожденном младенце; и существенно не упускать этого из виду. Первое выступление есть лишь его непосредственность или его понятие. Как здание не готово, когда заложен его фундамент, так достигнутое понятие целого не есть целое. Там, где мы желаем видеть дуб с его могучим стволом, с его разросшимися ветвями, с массой его листвы, мы выражаем неудовольствие, когда вместо него нам показывают желудь… Начало нового духа есть продукт далеко простирающегося переворота многочисленных форм образования, оно достигается чрезвычайно извилистым путем и ценой столь же  многократного напряжения и усилий». Да, «здание не готово», наступило время нудной, скучной, кропотливой работы целого ряда поколений России. До начала следующих  кардинальных перемен, когда новая «вспышка молнии» озарит более высокую ступень развития.

«В то время как первое явление нового мира, с одной стороны, есть лишь свернувшееся в свою простоту целое или его общее основание, для сознания, напротив того, еще не потеряно воспоминание о богатстве предшествующего наличного бытия». (Все цитаты - из предисловия к "Феноменологии духа".) Тоскуют по прошлому сегодня не только коммунисты, но и граждане, жизнь которых была тесно связано с «наличным бытием» советской власти.

Несоответствие устройства производственных отношений (исторических форм, общественных форм, форм собственности) уровню развития производительных сил играет существенную роль в осознании политической элитой необходимости перемен (постепенных или кардинальных – здесь все зависит от того, как глубоко зашла болезнь), однако решающим является осознание несоответствия общего качества жизни созревшим возможностям. А качество жизни – это не только экономика, но и безопасность, отношения в семье, уровень развития науки и образования, нравственное состояние общества, цена человеческой жизни, развитие чувства красоты. И свобода – экономическая и духовная. Что дал российским гражданам режим, установленный по проекту Маркса? Он обесценил человеческую жизнь, он ввел реальное рабство в лагерях и духовное рабство в Большой  зоне. И на этом фоне все его прочие достижения меркнут, теряют значение. Четверг, 20 сентября 2012 года