Запад о проблеме ОМП Сирии

Иван Муткогло
Запад о проблеме ОМП Сирии

Ситуация вокруг имеющегося у Сирии арсенала ОМП (оружия массового поражения) остаётся беспокойной. Озабоченность Запада вызывает как возможность его применения Башаром Асадом, так и практически неконтролируемыми силами повстанцев. Численность сил, противостоящих правительству Сирии, растёт. Полагают, что каждая из них хотела бы получить в свои руки любой из компонентов опасного арсенала Сирии. Реальность такова, что обладание таким оружием или передача его третьим лицам с возможным его применением является острой проблемой. Звучат призывы к международному сообществу о принятии соответствующих мер.

Курды имеют свой, отдельный интерес. Сосредоточившись на северо-востоке Сирии, они обеспечили свою безопасность с начала восстания до настоящего времени. Однако их желание занять свою нишу, возможно, в партнёрстве с курдами Турции, Ирака и Ирана, беспокоит некоторых аналитиков. Демократическая Объединённая Партия (PYD), отказавшаяся от участия в восстании, и Курдская Рабочая Партия (РКК) являются активными политическими игроками в этом вопросе.

Премьер-министр Тайип Эрдоган заявил, что Турция не будет мириться с перспективами создания курдского региона в Сирии и призвал PYD и РКК избегать взаимного сотрудничества. Подобное предупреждение, напротив, может побудить курдских лидеров активизировать попытки захвата части арсенала Асада, надеясь, что обладание химическим либо биологическим оружием укрепит их позиции в борьбе с турками и поможет продвигать собственные интересы.

При поддержке FSA (Свободной Сирийской Армии) и расположенного в Стамбуле Сирийского национального совета (SNC) появились подразделения, представлявшие внешние интересы восстания. Однако SNC вместе с потерей доверия теряет и помощь. Некоторые обозреватели сетуют, что те слишком близки к таким иностранным державам, как Катар и Турция. Исходя из этого, существуют мнения, что они не смогли убедить христиан и прочие меньшинства, в том числе алавитов, в соблюдении гарантий религиозного и политического плюрализма после вероятного конца правления Асада. Европейский союз, принимавший SNC в ноябре прошлого года с распростёртыми объятиями, дистанцировался от него. В настоящее время западные лидеры в поисках фигуры с командой, которая могла бы эффективно возглавить новое правительство переходного периода. Коротко и дипломатично говоря, в Сирии неразбериха и беспорядки, что увеличивает беспокойство Запада за имеющееся там ОМП.

На текущий момент избыток подвижных элементов, каждый из которых по своему влияет на хаотичность ситуации в стране. Западные спецслужбы заявляют, что, чувствуя опасность, Асад выводит ОМП тонкими ручейками из страны. Его защитники – милиция и военные – несут тяжёлые потери. Он поддержал лояльность основных элементов – алавитов, укрепляя их позиции вокруг Латакии. Это ещё более увеличивает неопределённость.

Россия, Китай и Иран не проявляют интереса к свержению Асада. Пока некоторые делают ставки на успешный исход восстания, Россия и Китай противодействуют иностранной интервенции, ссылаясь, во-первых: на нелегитимность подобных экстренных мер, направленных на подавление внутреннего инакомыслия; во-вторых: на недопущение прецедента, который может быть использован против них самих.

Россию также раздражает то, что Запад использует в своих политических целях санкции ООН против гуманитарной деятельности в Ливии. Она не допустит подобного повторения в Сирии. Главным беспокойством России остаётся окружение её. Здесь помнят о движении Грузии и Украины в НАТО. Версия положительного исхода восстания если и имеет право на существование, то российское и китайское руководства озабочены содействием извне развалу режима в Сирии. Однако это не означает, что обе страны не желают сыграть положительную роль относительно ОМП.

Иран оказывает материальную и политическую поддержку Асаду. Сирия рассматривается им как мост к своему союзнику Хезболле, и поддержка режима будет сохраняться. Чувствительный к прессингу по развитию собственной ядерной программы, Иран вряд ли будет предпринимать действия, направленные против арсенала Сирии.
Крах Асада может поставить арсенал под угрозу захвата различными силами. Революции грязны, хаотичны и бывает трудно заранее определить победителя. Так как восстание набирает ход, а сопротивление Асада ослабевает, хаос только углубляется. Важнейшей целью остаётся содержание арсенала ОМП в безопасности. Запад рассчитывает осуществить это путём его захвата либо уничтожения, а также сдерживания Асада от его применения.

Цепь последовательных шагов не лишена смысла, однако непродуманные разговоры об иностранной интервенции следует пресекать. Предоставление разведывательной информации, технической поддержки и вооружения, чтобы сбивать вертолёты Асада – это одно. Отправка сил вторжения – совсем другое. Такие сложные операции влекут за собой боевые действия в городских условиях, и нет армии, готовой взяться за такую «работу». Запад понимает, что отрыв от действительности чреват большими последствиями и предпринимает следующие шаги.

1. Сирийские военные посредством дипломатических каналов предупреждаются, о том, что любое использование ОМП против какой бы то ни было стороны незаконно и подлежит международному уголовному преследованию. Это предупреждение касается любой передачи ОМП в другие руки. Международное сообщество призывается к разработке порядка передачи управления возможному новому стабильному правительству, вызывающему доверие относительно сохранности арсеналов, не исключая вариант уничтожения их под международным контролем.

2. Бывших сирийских военных-перебежчиков, таких как Манаф Тлас, убеждают связаться со своими сослуживцами и убедить их отказаться от каких-либо действий по использованию любого ОМП.

3. Ныне действующее сирийское правительство предупреждено, что использование любого ОМП вынудит западные страны снять действующий запрет на физическое устранение главы государства.

4. Предполагается предупредить алавитское сообщество о том, что как этническая группа они будут испытывать глобальное презрение в случае применения их лидерами ОМП против соотечественников.

5. Доведено до сведения Асада, что использование любого ОМП спровоцирует международное вмешательство (не военное вторжение) – удары с воздуха и другие специальные операции.

6. Поддерживаются предложения создать «безопасную гавань» для беженцев, исключая при этом неверное толкование о возможном использовании ОМП вне их.

7. Российские и китайские интересы согласуются с тем, чтобы никакое ОМП не попало в руки экстремистских группировок. Мировое сообщество с помощью соответствующих спецслужб поддерживает достижение этой цели, не зависимо от того будет ли Асад управлять всей страной или только её частью.

Для осуществления всех этих шагов не лишне было бы располагать проверенными точными данными в отношении наличия в Сирии ОМП и мест его хранения, чтобы не допустить повторения ситуации с Ираком. Так, например, информационное агентство FOXNews сообщало, что США не располагает подобными сведениями. Источники из FSA могли бы предоставить более точную картину в этом вопросе.

Если Сирия попытается передать ОМП за пределы страны, возможны удары с воздуха силами стран региона такими, как Катар, Иордания и Турция. Но не всё так просто. Сирийские ПВО сосредоточены в западной части страны, где большое скопление арсеналов. Для успешных ударов с воздуха требуется подавление, прежде всего, этой обороны. Ещё одной проблемой является то, что воздушные удары могут вызвать выброс в воздух вредных веществ, представляющих опасность для мирных жителей.

Даже при наличии в FSA внутренних разногласий, она призывается к пониманию, что любой грабёж ОМП будет вызывать резкую реакцию международного сообщества, заинтересованного в сохранении его вне рук той или иной политической фракции, до тех пор, пока те не пройдут процедуру признания.

Дни господства режима Асада в Сирии, возможно, сочтены. Его полный крах, кажется, менее вероятен в связи с созданием анклава, базируемого в Латакии. Вариант с отступлением Асада на базу алавитов со своими арсеналами не служит причиной для сохранения или уничтожения их, однако все вышеуказанные действия, в условиях сохраняющегося политического хаоса в Сирии, должны быть задействованы для сдерживания их применения или передачи.