Пока на костре закипает уха...

Константин Маслюков
Мой давний друг, Виктор Павлович, завзятый рыбак. И он, как человек прагматичный и здравомыслящий, с недоверием и даже с насмешкой относится к моим мистическим опытам и экспериментам. И его искренне удивляет то, что находятся люди, которые готовы и деньги платить, и тратить свое время для участия в моих авторских семинарах по методу «Экзистенциального реагирования»
.
И каждый раз, когда мы с ним вдвоем выезжаем на рыбалку и под вечер садимся у костра, он, так или иначе, снова заводит разговор о том, как «ловко», по его мнению, я сумел устроиться в жизни.
 
«Другие вот, работают, не покладая рук, изо дня в день «горбатятся», чтоб зашибить «лишнюю копейку – помешивая деревянным черпаком закипающую уху, говорит Виктор Павлович – А ты книжки пишешь, да людям головы морочишь этой своей мистикой. И живешь себе припеваючи, ведь денежки-то, наверное, со всех сторон к тебе, так сами и капают».

Я давно уже оставил попытки всерьез говорить со своим приятелем, например, о том, какую замечательную пользу могут принести человеку практики медитации. И меня не напрягает его предвзятое отношение к тому, что, якобы, только «полные идиоты», по мнению Виктора Павловича, могут верить в разную «мистическую хреновину».  Понимаю я и то, что и меня самого он, не говоря об этом вслух, относит, вероятно, если не к идиотам, то все равно, с точки зрения Виктора Павловича, я человек и несерьезный, и легкомысленный.

Тем не менее, мы с удовольствием поддерживаем наши отношения. И я, в первую очередь, ценю в нем врожденный талант моего приятеля к рыбацкому делу, ведь мы с ним никогда не возвращаемся домой без хорошего улова. Правда, такие наши выезды на рыбалку случаются не часто, ведь свободное время, в отличие от меня, у Виктора Павловича выпадает редко.

Он работает экспедитором в какой-то крупной торговой фирме и действительно, сутки напролет мотается, доставляя их продукцию клиентам. Бывший военный офицер, он в душе ненавидит эту свою работу, но держится за нее изо всех сил и даже считает, что ему, мол, еще повезло. Ведь за время кризиса его бывшие сослуживцы, вообще нигде толком не смогли устроиться и перебиваются случайными заработками.

«Я вот, только здесь у реки и отдыхаю душой и телом – говорит мне Виктор Павлович – Дама-то, и жена пилит, да и детей у меня, как ты знаешь, трое. Кормить их и одевать надо, а затем и на учебу их как-то пристроить. Где деньги-то взять на все это? От таких мыслей, знаешь, голова кругом идет. Зато, как только я удочку закину, как сяду я у воды, так меня «нелегкая» и отпускает. Ясно, так на душе становится. И никакие дурные мысли больше в голову не лезут. Отключаюсь я, как телевизор, если у него шнур из розетки выдернуть».

Слушая его, я с грустью думал о том, что Виктор Павлович, как человек, не признающий медитацию, сейчас, по сути, рассказывает мне о своем опыте спонтанного проживания именно такого состояния расслабления тела и мышления, которое, как раз, и называется «мудреным» словом медитация.

Естественным образом, Виктор Павлович, глядя на воду, достигает измененного состояния сознания, но сам даже об этом не догадывается. И ему также невдомек, что не только на рыбалке, но и, например, у себя на работе, он тоже мог бы легко и просто, образно говоря, «отключаться» от повседневного напряжения.

«Ты я вижу, задумался о чем-то – сказал Виктор Павлович, осторожно поднося к губам черпак с закипевшей ухой – Я вот и говорю о том, что у воды или здесь, вот, у костра жизнь-то начинаешь воспринимать иначе, чем в городе. Эх, хороша ушица получилась. Минут десять пусть еще покипит и будет нам с тобой ужин, что надо».

Закурив, он сел поближе к огню и замолчал надолго, не сводя глаз с пламени костра. А затем, со вздохом заговорил о том, что живут они всей семьей в «хрущебе» двухкомнатной, а он всегда мечтал жить не в городе, а в деревне. И, чтоб можно было выйти в свой огород, да вот также развести костер.

«Так, что же не продашь свою квартиру и не переедешь с село»? – спросил я. «Куда там – ответил огорченно Виктор Павлович – Жена у меня городская. Да и дети тоже родились и выросли в городе. По их мнению, жить в деревне – это «полный отстой». Вот я с ними и мыкаюсь».

«А для чего тебе мыкаться»? – подумал я, но даже не стал задавать этого вопроса своему приятелю. Ведь он, как и многие из других людей, искренне убежден в том, что его собственные желания мало, что значат. И он уже давно и добровольно смирился с этим.

И даже находит себе удовлетворение в том, как это, якобы, правильно, когда человек ставит крест на собственной жизни, чтоб не создавать проблем и неудобства, например, для семьи. И ему при этом, даже в голову не приходит, что можно поступать иначе.

Одина из моих книг серии «Мистика жизнелюбия», а также и семинар ЭР-метода, например, так и называются «Эгоист с Ангелом в сердце». И, сколько же упреков я получил от самых разных людей из-за того, что, по их мнению, я, мол, пропагандирую, не высокую духовность, а «эгоизм». Оказалось, что уже само название, и этой книги, и одноименного курса, вызывает у некоторых людей чувство раздражения и внутреннего протеста.

Впрочем, такая их реакция мне, вполне, понятна. Так срабатывает устойчивый стереотип их мышления. Ведь «всеми», как бы, принято считать, что быть эгоистом – это плохо!

А, вот, образно говоря, спускать собственную жизнь «в канализацию» и отказываться от реализации собственных желаний и потребностей и делать это только затем, чтоб следовать и соответствовать ожиданиям и желаниям окружающих людей – это, якобы, замечательно. Это, мол, достойно и похвалы и уважения. И, как часто поведение конкретного человека по факту обусловлено и определяется не его устремлениями, а тем, например, осудит ли его людская молва!

Однажды я невольно стал свидетелем довольно безобразной сцены. В одном дворе, но в разных квартирах жила моя знакомая с дочерью-студенткой и рядом, в соседней парадной, жили ее престарелые родители.

Я, как раз, зашел навестить свою приятельницу и буквально, вслед за мной явился ее 67-летний отец. Обычно сдержанный и приветливый Сергей Геннадиевич на этот раз выглядел угрюмым. Он непререкаемым голосом потребовал от дочери, чтоб та разбудила его внучку. И, не стесняясь моего присутствия, в сердцах стал кричать о том, что он больше не станет мириться с этим бардаком. Что он, если надо, возьмется за ремень и заставит внучку вести себя порядочно.

Как вскоре я понял, причиной конфликта в семье  оказалось то, что восемнадцатилетняя девушка в три часа ночи вернулась с дискотеки. И поначалу беспокойство деда показалось мне даже оправданным. Мало ли, что могло с ней произойти в такое позднее время? Хотя и в этом случае, вряд ли ему стоило, настолько грубо обращаться с любимой внучкой.

Между тем, дед не унимался, кроя уже внучку трехэтажным матом и уже доведя и мать и ее дочку до слез. Я все еще наивно думал, что эта его истерика обусловлена ночными страхами и переживаниям и его искренней заботой и беспокойством о благополучии девушки.

Но неожиданные я услышал от него слова, которые проявили истинную суть того, что, на самом-то деле, вызвало такую вспышку ярости у этого мужчины.

Задыхаясь от распиравшего его возмущения, Сергей Геннадиевич прокричал в лицо своей, уже разрыдавшейся взахлеб, внучке: «Ты ведешь себя, как последняя потаскуха! Что из-за тебя обо мне подумают соседи»!

Эти его слова, буквально, ошеломили меня. Дед-то, и себя самого, едва не довел до инфаркта, и он, как говорится, безжалостно «по стене размазал» и свою дочь и свою внучку. А причиной всему этому оказался его нелепый страх по поводу того, что, мол, о нем «подумают и скажут» соседи!

Отведав с удовольствием ухи, я рассказал своему приятелю-рыбаку эту историю. И он долго и многословно возмущался тем, как мог дедушка поступить так со своей любимой внучкой. А я, слушая Виктора Павлович, думал с грустью о том, что он, в свою очередь, так и не понял, что его собственное поведение, мало, чем отличается от поведения Сергея Геннадиевича.

Да, в совершенно других обстоятельствах, но, по сути, из тех же опасений о том, «как меня осудит молва», Виктор Павлович, вероятно, никогда не решится переехать из города в деревню. И для него гораздо проще отказаться от своей мечты, чем поступить, как «последний эгоист» и для начала, хотя бы, рассказать своей семье о том, как он хочет жить дальше.

Случается так, что под вечер к нашему с Виктором Павловичем костру, приходят соседние рыбаки. Кто-то из них приносит с собой бутылку водки или банки с домашним вином. Я в таких случаях, чтоб не портить людям компанию, обычно после ужина ухожу к реке, чтоб долго не объяснять нашим гостям, почему это я, вроде бы, здоровый с виду мужик, отказываюсь с ними выпивать.

Да и, кто, например, в здравом уме поверит, что занятия медитацией мне давно уже приносят гораздо больше удовольствия, чем выпитый стакан водки? В одном из своих прежних видео сюжетов «Алкоголь, творчество и медитация» я уже говорил о том, что по своему физиологическому воздействию на мозг человека и алкоголь и наркотики, влияют поначалу, таким же образом, как и практики медитации. Человек за счет этого достигает измененных состояний сознания. Его способности воспринимать и себя, и окружающий мир, становятся иными. В теле появляется состояние легкости, настроение и самочувствие улучшаются.

Люди творческих профессий, оказавшись в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, часто воспринимают его, как «искру Божью» или говорят о том, что их «посетила Муза». И Вы, вероятно, удивились бы тому, сколько, по-настоящему, значимых и выдающихся произведений искусства были созданы их творцами, когда они находились «под кайфом».

Все это так, но известно и то, что у каждой «медали» есть оборотная сторона. И в этом смысле, привычка за счет алкоголя или наркотиков вызывать и стимулировать «приход» долгожданной «Музы», срабатывает только до определенного предела, а затем наступает этап саморазрушения и распада личности.  С физиологической точки зрения, если иметь в виду мышление человека, то оно, образно говоря, угасает.

А вот, выход на измененные состояния сознания за счет практик медитации, наоборот, ведет к интенсификации мыслительных процессов и к последующему раскрытию таких внутренних ресурсов, а также способностей и возможностей человека, о которых он прежде даже не догадывался. И в том числе, в виде замечательного и своеобразного «бонуса», человек, практикующий медитацию, учится проживать и осознанно вызывать у себя такие новые состояния радости и удовольствия, которые прежде были ему недоступны.

И сейчас я говорю об этом, вовсе, не из «книжного знания», а исходя из своего личного опыта. В прежнее время, работая в бюрократии, а затем в бизнесе, я тоже мог запросто влить в себя немало водки с пивом и вполне искренне считал, что для мужчины это наиболее эффективный, быстрый и доступный для него способ снять напряжение после рабочего дня. А еще я с трудом прежде представлял себе секс без алкоголя и охотно повторял расхожую поговорку о том, что «не бывает некрасивых женщин, а просто бывает мало водки».

И не удивительно, что при таком образе жизни, примерно к сорока годам, а это уже было лет шестнадцать тому назад, у меня начались серьезные проблемы со здоровьем. Да еще в этот период, один за другим, ушли из жизни несколько моих близких друзей.

Таким образом, и я тоже оказался, как говорится, у опасной «черты». И я в какой-то момент понял и почувствовал, что «шутки» закончились и гамлетовский вопрос «быть или не быть…» приобрел для меня тогда значение практического выживания или смерти.

Говоря сейчас об этом, я вовсе, не ратую за, так называемый «трезвый образ жизни»! И, в общем-то, не мое дело, как кто-либо из Вас решит распорядиться собственной жизнью. Я не «моралист» и я не «учитель». И я признаю и уважаю право каждого человека поступать так, как ему заблагорассудится. И, если Ваш выбор состоит в том, чтоб и далее с усердием торопливо «маршировать» по дороге на кладбище, то, как говорится, «флаг Вам в руки»!

Хотя, возможно, что найдутся и такие люди, которым захочется, например, подольше пожить на этом свете. И еще, возможно, им захочется расширить, образно говоря, « палитру красок» своей жизни. В таком случае для Вас, как минимум, есть простая возможность дополнить свой прежний жизненный опыт, в том числе, за счет знакомства с практиками медитаций.

И для начала, хотя бы, из любопытства попробовать на себе то, а, так ли они хороши и полезны, как об этом говорят и пишут. И, возможно, что такой Ваш «эксперимент» превзойдет по факту Ваши самые смелые ожидания.

Если же этого не произойдет, то тоже, как говорится, не беда! Вы, в таком случае, сможете утешиться и, например, найти для себя мстительное удовлетворение в том, что впоследствии и уже «со знанием дела», сможете развенчать «шарлатанов». А также, с умным видом знатока, можно будет, при удобном случае, рассуждать о том, как разные приходимцы «пудрят мозги» легковерным людям своими «пустыми небылицами», о якобы, «чудодейственных» практиках. Т.е. в любом из вариантов Вы уже получите пользу!

Понятно, что у костра в компании захмелевших рыбаков я даже не пытаюсь заводить разговор об этом. Ведь не напрасно говорится, что «со своим уставом в чужой монастырь не входят». Именно поэтому, отведав ушицы и сославшись на то, что надо проверить удочки, я ухожу к реке полюбоваться тем, как в ней отражаются звезды и, как расстилается по воде лунная дорожка.

В такие минуты я иногда вспоминаю тех необычных и даже удивительных людей, с которыми я был, либо долго знаком, а с некоторыми из них я, всего-то, случайно пообщался пару-тройку часов. Их жизненные истории бывают порой, настолько невероятны, что нередко мои собеседники и сами удивляются тому, как это могло с ними произойти. И иногда я слышу их признания о том, например, что прежде они охотно делились с другими людьми всем тем, что было ими прожито

Но, оказалось, что, во-первых, им мало, кто верил. А, во-вторых, даже их близкие родственники начинали после этого относиться к ним, как к людям, чья психика теперь нарушена. И с сочувствием рекомендовали вообще забыть и выбросить из головы все, что с ними происходило.

 «Устал я быть «белой вороной» - так однажды начал со мной разговор Сергей Сергеевич. Оказалось, что он, как и я, тоже сторонился шумных посиделок у рыбацкого костра, и он искал для себя не собутыльников, а собеседника. До этого мы уже пару раз встречались здесь, на рыбалке и заочно были знакомы.

И кто-то мне рассказал с сожалением о том, что прежде Сергей Сергеевич был летчиком-испытателем, но попал в какую-то аварию и после этого, якобы, мужик, по-тихому, «поехал мозгами».

И он, мол, теперь всерьез считает, что выжить в той аварии ему помогли Ангелы-Хранители. И именно они на своих крыльях вывели его падающий самолет из смертельного штопора. Его потом из авиации комиссовали, вот, Сергей Сергеевич, после всего пережитого и «ударился» в религию.

Он, мол, всем здесь «присел на уши» с этой своей «историей про ангелов». Хотя, во всем остальном он мужик тихий и безобидный. Его, мол, здесь в компании терпят и даже жалеют, хотя и относятся к нему снисходительно, как к «городскому сумасшедшему».

 «Я вижу, что и Вы здесь тоже, как свой среди чужих» - сказал Сергей Сергеевич, присаживаясь рядом со мной прямо на землю и безразлично поинтересовавшись тем, есть ли поклевка. Рыбалка, судя по всему, его интересовала мало, впрочем, как и меня тоже.

«А с чего Вы решили, что я здесь свой среди чужих»? – спросил я. «Люди, как выпьют, так языками чешут. Меня, вот, здесь тихим сумасшедшим признали. Я, правда, на это не обижаюсь - махнул рукой Сергей Сергеевич – А о Вас говорят, что Вы тоже человек странный. Не пьете, опять же. Общество игнорируете. Да и не рыбачите, а все больше сидите себе у реки. Но приятель Ваш, Виктор Павлович, горой за Вас стоит. Он тут всем растолковал, что Вы писатель и приезжаете сюда, чтоб обдумывать свои новые книги. А Виктор Павлович, как заправский рыбак, здесь у народа в большом авторитете. Так что, благодаря ему, и к Вам здесь люди тоже относятся с пониманием и даже уважительно. Хотя, конечно, своим «в доску парнем» они Вас не считают».

Помолчав немного, Сергей Сергеевич с любопытством поинтересовался тем, действительно ли я писатель. И, словно бы, извиняясь, пояснил, что сам-то он книги читает редко, но ему, тем более, интересно было бы познакомиться и поговорить с живым писателем.

«По поводу «писателя», то это слишком сильно сказано – ответил я. – Несколько книжек у меня действительно есть, но это не художественная литература».

«А, что же, тогда»? – удивился Сергей Сергеевич и я даже не сразу нашелся, что ему на это ответить. Заводить долгий разговор о психологии или о мистике мне не хотелось. Тем более что, гораздо интересней мне было послушать его, чем говорить самому. «Знаете – сказал я. – Сейчас, как раз, я пишу новую книжку об Ангелах».


Я мог предположить, что, услышав об этом, Сергей Сергеевич удивится. Но реакция его оказалась совершенно иной. Он посмотрел на меня беспомощно и разочарованно. Вздохнул, чтоб скрыть свою обиду, а затем сказал огорченно: «Зачем же Вы, так? Я ведь просто хотел поговорить, а Вы тоже, оказывается, решили надо мной посмеяться. Извините, что отвлек».

Опершись рукой на землю, Сергей Сергеевич начал неловко подниматься, чтоб уйти. И мне, вслед за ним, пришлось тоже торопливо вставать. И я, взяв его за руку и с силой удерживая на месте, пояснил, что он напрасно воспринял мои слова, как насмешку.

Ведь я на самом деле пишу новую книгу об Ангелах и поэтому наша с ним встреча и начавшийся разговор, для меня и важен, и интересен. И, поневоле, мне пришлось ему рассказать о том, что уже несколько лет, как я, странным образом, заинтересовался мистическими практиками и экспериментами. И мне тоже, не понаслышке, известно, что значит быть «белой вороной» и сколько насмешек и сарказма вызывает у людей здравомыслящих и серьезных то, чем я сейчас занимаюсь.

Слушая меня, Сергей Сергеевич постепенно успокаивался. Я видел, как в его глазах чувство незаслуженной и горькой обиды, сменилось сначала надеждой, а затем даже в его взгляде появился интерес.

«Вот, уж, я не ожидал ничего подобного» – впервые, с искренней и доброжелательной улыбкой, произнес Сергей Сергеевич. И добавил осторожно, что, если все, о чем я ему рассказал, правда, то ему в это даже трудно поверить. Ведь он уже давно отчаялся и перестал ждать встречи с человеком, который, как минимум, не будет над ним посмеиваться и считать его ненормальным.

С продолжением публикации Вы, при желании, сможете познакомиться в материалах сайта "Жить с удовольствием", адрес которого выставлен здесь же в портале на моей странице