Друг ты мой хороший

Иванов Михаил Данилович
     Они устроились в стороне от тропы на поваленной березе, и голоса их далеко разносились по предзимнему парку. Один - в шляпе, при галстуке, второй - в кепке блином рокотал левитанским басом, урезонивая своего не в меру горячего друга:
     - Глотни-ка лучше коньячка. Хоть он и твой, но угощаю я.
     - Не затыкай мне рот коньяком! - сопротивлялся его друг. - Вижу, к чему клонишь, не дурак.
     - А я тебе говорю, - продолжал бас, хлебнув из бутылки, - что ты, Матвей, поймешь ситуацию только тогда, когда твой Гришка загремит к праотцам вместе со своим бизнесом. Вон сколько уже этих бедолаг отстреляли. Или ты слепой, не видишь, что вокруг творится?
     - Не трожь Гришку! - завопил Матвей, - его бизнес не с неба свалился. Он просто умница. А мы с тобой - дураки! Жили и копейки считали. Социализм… А какая разница? Ну скажи, какая?
     - А такая, что я был спокоен за детей, внуков. И не спрашивал, кто ко мне в дверь стучит. На-ка лучше хлебни, успокойся. А за копейками нашими нынешние миллионы не угонятся, сдохнут.
     Миновав их, я замедлил шаг. Интересно было узнать, чем кончится перепалка этих двух людей, в дружбу которых, как я понял, вломилось наше окаянное время.
     - Гришка твой, конечно, не виноват, - продолжил бас, - виновен капитал, который поглотил не только его, но и тебя.
     - Как это так - поглотил? - прокашлявшись после коньяка, спросил Матвей.
     - А так, - отвечал бас. - Раньше ты сына в гости ждал, а теперь его "Мерседес". Что бы ты делал на свою гулькину пенсию?
     - Завидуешь?! - опять взвился Матвей. - Капиталов не имеешь, вот и несешь чепуху!
     - Дурак ты, - громыхнул бас. - Для меня капитал - это возможность иметь необходимое и не больше. А вот для жиреющих хапуг - этого мало. Тут уже выглядывает морда хищника. Вот что такое капитал!
     - Дался тебе этот капитал! В нем ли дело?
     - Верно, не в нем. А в том, в чьих он руках, кто им ворочает.
     Наступила пауза. Похоже, Матвей осмыслял ситуацию. Наконец, он заговорил, но уже более сдержанно:
     - Не пойму я тебя, Иван. Из партии тебя вытурили. Да ты от нее ничего и не имел кроме лагерных страданий. Не понимаю я тебя. Не понимаю!
     - Партия тут ни при чем, - обрезал Иван. - Она состоит из людей, а дураков и проходимцев везде хватает. Ты мне лучше скажи: за кого голосовать будешь? Опять за "демократов"?
     - Не знаю, - ответил Матвей, - надо подумать.
     - Ну так вот и подумай! А чтобы лучше думалось, глотнем-ка еще разок, друг ты мой хороший!