Сегодня, в день рождения выдающегося английского писателя и общественного деятеля Джонатана Свифта сотрудник негламурного журнала «Экспромт» М. Михайлов, набравшись смелости, вступил с ним в воображаемую беседу.
Джо;натан Свифт (30 ноября 1667 года, Дублин, Ирландия — 19 октября 1745 года, там же) — англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель, англиканский священник.
Наиболее известен как автор сатирико-фантастического романа «Путешествия Гулливера», в котором остроумно высмеял человеческие и общественные пороки. Жил в Дублине (Ирландия), где служил деканом (настоятелем) собора Святого Патрика. Несмотря на своё английское происхождение, Свифт энергично защищал права простых ирландцев и заслужил искреннее уважение с их стороны.
Вот запись их беседы:
М. – Уважаемый г-н Свифт, Вы прославились как великий сатирик. Часто ли люди обижались на Вас, узнавая себя в Ваших произведениях?
Д. С. – Сатира – род зеркала, в котором каждый, кто глядит в него, обычно обнаруживает лица всех, кроме своего собственного.
М. – Это облегчает положение сатирика. Однако, чтобы бичевать людские пороки, надо их ясно видеть, что нередко приводит к мизантропии.
Д. С. – Вообще говоря, я питаю ненависть и отвращение к животному, называемому человеком; но я сердечно люблю Джона, Питера, Томаса и так далее.
М. – Понятно: каждый отдельный человек всегда лучше, чем организация, корпорация, наконец, общество в целом. Не потому ли мудрые люди во все времена предпочитали уединенный образ жизни?
Д. С. – Мудрый человек менее всего одинок тогда, когда находится в одиночестве.
М. – Я тоже так думаю. Тогда можно беседовать с лучшими умами человечества, читая книги.
Д. С. – Когда я читаю книгу, все равно умную или глупую, мне кажется, что она живая и разговаривает со мной.
М. – Часто бывает, что в произведении и тема вас интересует, и автор – умный и эрудированный человек, но написана так тяжеловесно, читаешь книгу с большим трудом. Что Вы называете хорошем стилем?
Д. С. – Нужное слово в нужном месте – вот верное определение стиля.
М. – А нужные слова горькой истины, сказанные с юмором, меньше ранят и легче доходят.
Д. С. – Много правды говорится в шутку.
М. – Уважаемый сэр, Вы многие годы были священнослужителем. Много ли Вам приходилось встречать среди Ваших прихожан людей смиренных и любящих ближних как себя?
Д. С. – Мы достаточно набожны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно набожны, чтобы любить друг друга.
М. – Как это грустно! Вероятно, Вам как пастырю приходилось слышать немало жалоб от своих духовных чад друг на друга, на ближних и дальних, и на жизнь вообще.
Д. С. – Жалобы – наше самое обильное приношение небесам и самая искренняя часть нашей набожности.
М. – Похоже, люди не меняются. Все те же слабости и пороки. Вот, например, тщеславие – это слабость?
Д. С. – Тщеславие скорее признак ничтожества, нежели величия.
М. – Тщеславие обычно питается лестью.
Д. С. – Лесть, говорят, пища глупых, между тем сколько умных людей готовы от времени до времени отведать хоть глоток этой пищи.
М. – Конечно, свои слабости присущи и умным людям. Иногда совсем неглупые и даже талантливые люди страдают таким пороком как зависть. Она толкает их на интриги, ложь и клевету.
Д. С. – Клевета наносит удары обыкновенно достойным людям, так черви предпочтительно набрасываются на лучшие фрукты.
М. – Если удел достойных – клевета, то что ожидает человека гениального?
Д. С. – Когда на свете появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы по тому, что все тупоголовые соединяются в борьбе против него.
М. – Под этим высказыванием непременно подписался бы великий философ
А. Шопенгауэр, родившийся через 43 года после того, как Вы покинули наш мир. Кроме того, он не жаловал женщин и был противником брака. А что Вы думаете по этому поводу?
Д. С. – Венера, прекрасная и добросердечная женщина, была богиней любви; Юнона, женщина ужасно сварливая, – богиней брака; и они всегда люто враждовали между собой.
М. – Ваше мнение понятно. Но человеку надо ведь иметь близких, на кого можно рассчитывать в трудную минуту. Если не жена, то, возможно, друг придет на помощь?
Д. С. – Помоги себе сам, и друзья тебя больше полюбят.
М. – Это точно. Но если друг не помогает делами, то с ним можно, по крайней мере, обсудить сложную ситуацию и получить ценный совет. Вы часто прибегали к дружеским советам?
Д. С. – Никто не принимает советов, но все принимают деньги; стало быть, деньги лучше советов.
М. – Да, возможно, Вы правы. Деньги – это наше все. Однако если кто-то принимает деньги, то есть и кто-то, их дающий. Хотелось бы думать, что именно друг. Иногда мы теряем друзей, совершив промах, случайно нанеся обиду и не умея признать свою неправоту. Как этого избежать?
Д. С. – Никогда не следует стыдиться признать, что мы были не правы: ведь тем самым мы, в сущности, говорим, что сегодня мы умнее, чем были вчера.
М. – Как это верно! А что бы Вы сказали о человеке, легко впадающем в гнев и не умеющем себя сдерживать?
Д. С. – Отдаваться гневу – все равно что мстить себе самому за вину другого.
М. – Да, конечно. Но у нас обычно начальники, получив нагоняй от вышестоящих, мечут громы и молнии, приводя в трепет своих подчиненных. Таким образом, они мстят одним за грубость других – так тоже бывает. А как вели себя руководители в Ваше время?
Д. С. – Двум правилам должен следовать каждый сановник: всегда сдерживать свои чувства и никогда не сдерживать своих обещаний.
М. – К сожалению, не только сановники и политики не держат свои обещания.
Ложь – это то, с чем сталкиваешься на каждом шагу.
Д. С. – Казалось бы, ложь – дело обычное и вовсе не трудное; однако не помню, чтобы кто-нибудь из моих собеседников – даже из тех, кто слывет мастерами по этой части, – удачно солгал хотя бы три раза за вечер.
М. – Удачно или нет, но люди постоянно обманывают друг друга. Однако никто не может обмануть время – однажды приходит старость.
Д. С. – Каждый хочет жить долго, но никто не хочет стареть.
М. – Вы заметили, что некоторые люди, прожившие довольно бурную жизнь, к старости становятся истово религиозными и праведными?
Д. С. – Когда люди на старости лет становятся добродетельными, они всего лишь посвящают Богу то, чем побрезговал дьявол.
М. – Замечательно сказано! Уважаемый сэр, Вы прожили долгую и достойную жизнь. Скажите, какая главная ошибка мешает людям хорошо использовать время?
Д. С. – Лишь очень немногие живут сегодняшним днем, большинство готовится жить позднее.
М. – Да, во все времена мы с надеждой глядим вперед, не замечая того, что есть сегодня. Что Вы можете сказать об этом изменчивом мире?
Д.С. – В этом мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства.
М. – Увы, это так. Что бы Вы пожелали нам, живущим в XXI веке?
Д.С. – Дай вам Бог жить все дни вашей жизни.