Хор мальчиков из Ганновера очаровал тюменцев

Юрий Хозяинов
   
             На сцену тюменской филармонии под аплодисменты публики вышли ребята разного возраста, от десяти до двадцати пяти лет. Фактически два хора: мужской - юноши в черных  костюмах, белых рубашках и серых галстуках - и собственно «кнабенхор» - хор мальчиков в черных пиджаках, серых брюках и белых рубашках. В наш город они приехали в рамках концертного тура по России, в котором дали ещё концерты в Москве и Перми.
Накануне на пресс-конференции я узнал, что хор был основан в 1950 году профессором Хайнцем Хеннингом (Heinz Hennig), который руководил им более пятидесяти лет. В 2001 году основателя сменил Йорг Брайдинг (Jorg Breiding). В хор поступают мальчики с десяти лет и сразу начинают разучивать сложные произведения. Хор всегда серьезно относится и к себе и к публике, не упрощая произведений. Живут дети дома, с семьями, а на репетиции приходят три раза в неделю. Гастроли обычно планируют на каникулы, а дома для публики поют по воскресеньям.
            Ганноверский хор мальчиков - это не только подготовка выступлений с  песенными программами различных жанров, но и школа традиционного немецкого хорового исполнительства. В хоре за эти годы получили фундаментальное музыкальное образование свыше 2000 юношей. С этим коллективом охотно сотрудничают знаменитые европейские дирижеры, а также известные оркестры и ансамбли. У него большой репертуар, который постоянно пополняется. Со своими концертами мальчики объездили весь мир, бывали они и в России. В Тюмени  выступают впервые.
Программа двух тюменских концертов ганноверского хора называлась «Воспойте Господу песнь новую» и состояла в основном из духовных сочинений Иоганна Себастьяна Баха, Генриха Шютца, Феликса Мендельсона. Публика восторженными аплодисментами встретила совместное выступление хора мальчиков и Хоровой капеллы тюменской филармонии. Вместе они исполнили две песни из «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова под управлением Йорга Брайдинга и Анжелики Таланцевой.
              Брайдинг смело экспериментировал на новой для себя концертной площадке. На первом концерте часть хора ушла к дальнему выходу и как бы эхом повторяла фразы, спетые на сцене. На втором концерте хор рассредоточился по боковым проходам, взяв партер в кольцо - руководитель дирижировал из центрального прохода. Звучание хора в обоих случаях было непривычным и очень красивым. Хоры поразили меня не форсированием голосов, а удивительной чистотой исполнения. Никто из певцов не кричал, не надрывался,  но был слышен каждый звук, каждое слово.
Ребята пели действительно сложнейшие хоры или невероятно сложные «мотеты для двух хоров», и пели так легко, будто это эстрадные шлягеры. Кстати, высокие профессионалы и шлягер исполняют как шедевр.   Сюрпризом для тюменцев было исполнение очень популярной у нас «Песенки бременских музыкантов» на русском языке. 
Закончился концерт совместным исполнением фрагмента из оратории Георга Генделя «Мессия» - «Алилуйя!».  Хоры пели так слаженно, словно выступают вместе не один сезон.  Йорг Брайдинг после концерта сказал мне, что камерный хор тюменской филармонии - высокопрофессиональный коллектив, от работы с которым он получил огромное удовольствие.  «После приезда я попрошу правительство земли Нижняя Саксония (Ганновер - её столица) пригласить тюменцев на гастроли в Германию».