Серая мышка

Владимир Капустин
        В 90-е годы, после «шоковой терапии» Гайдара, когда шок был, а про терапию забыли, после приватизации «по Чубайсу», венцом которой стала грандиозная финансовая афера, крупнейшая в мире, средняя зарплата по России, по сравнению с 80-ми годами, упала в пять раз. На большинстве заводов ее не платили вообще, по много месяцев. Народ мгновенно обнищал. Многие люди уволились с работы, бросили свои НИИ, сменив научную деятельность на челночный бизнес. Учителя, врачи, инженеры перебрались на городские рынки, в качестве торговцев своим или чужим товаром. В общем, все выживали, как могли – меньшая, удачливая часть обогащалась, другие, наоборот, расставались с нажитым за многие годы.
        На большинстве рынков, в том числе и на «Зеленом» в городе Челябинске,  процветал бандитизм, не прикрытый рэкет, мошенничество, игра в наперстки. Вокруг торговцев шныряли беспризорники, просили милостыню многочисленные попрошайки старой, рядом находилась церковь, и новейшей формации. Рынок представлял собой хаотическое нагромождение торговых контейнеров, с натянутыми внутри них веревками, на которых развешивался товар, а кто не имел постоянного места, раскладывал товар на ящики или просто клал его на грязную землю, на полиэтилен.  И в каждой торговой точке покупателя подстерегала опасность быть запросто обманутым, обвешанным, с впаренной в руки одной штаниной джинсов, вместо двух, или с неправильно выданной сдачей.
        Однажды на рынке я обратил внимание на одну нищенку, стоящую у входа в самом людном месте. Одета она была крайне скромно, во всем сером: платок, длинное, старое пальто в талию, валенки – все в одной цветовой гамме. Когда она поднимала на спешивших мимо прохожих свои глаза с поволокой, в которых отражалась  боль и скорбь невеселой женской доли, люди, натыкаясь на ее взгляд, по крайней мере, замедляли шаг, а когда ее волнующе-искренний, проникновенный голос произносил:
        - Вы не будете так добры, дать мне немного денег? – а ее глаза с надеждой смотрели на человека, то тот поневоле, как бы он отрицательно не относился к нищим, тянулся к своему кошельку.
        Спустя некоторое время я, при случае, поведал об этой женщине одному своему близкому приятелю, который работал в областном управлении внутренних дел. А он, в свою очередь, рассказал мне о том, что эта самая нищенка хорошо известна их соответствующим службам, и что она приезжает на Зеленый рынок в своем мерседесе в сопровождении охраны. Далее «нищенка», а дело было зимой,  снимает шубу из соболей,  драгоценности и оставляет все в машине, переодевается во все серое, накладывает грим, надевает парик и идет на работу просить милостыню, а вечером все повторяется в обратном порядке, и она отбывает в сопровождении водителя-охранника к себе домой в шикарную благоустроенную квартиру. Офицеры неоднократно замечали эту женщину в самых дорогих ресторанах города, одетую в элегантный вечерний туалет, в обществе респектабельных бизнесменов новой волны. Кроме того, народная артистка, а звание подходит ей в самый раз, держит в кулаке всю армию нищих на Зеленом рынке и, по всей видимости, они ей неплохо платят за право работы на территории.
        Вот такая серая мышка прописалась на Зеленом рынке.

1994г.