Высшая математика

Марина Эл
Я сидел на скамейке около детской площадки и полусонно наблюдал за копошащимися в песке малышами. Солнце припекало, и меня, что называется, разморило. Неожиданно я почувствовал, как кто-то сел рядом. Я открыл глаза. Хорошенький мальчик лет шести, в синем комбинезончике, умостился на краю скамейки и с любопытством заглядывал в отложенную мной газету. Там на верхней странице была напечатана фотография маленького гиппопотама.

- А это кто, бегемот?

Детям чужды условности. Взрослый никогда не подойдёт к незнакомцу с подобным вопросом. Этот же карапуз был полон  достоинства и спокойно ждал ответа.

Я не стал отрицать очевидного факта.

- Да, бегемот. По-научному - гиппопотам. 

- А я уже умею читать! - поделившись этой потрясающей новостью, мальчик замер в ожидании похвалы.

-Ух ты! - восхитился я. - Что, правда, можешь?

- Да!

- А можешь мне что-нибудь почитать?

К моему удивлению, малыш с готовностью схватил газету и принялся довольно бойко разбирать: с-т-р-о-и-т-е-л-ь-с-т-в-о   н-о-в-о-г-о   з-о-о-п-а-р-к-а.

- Ого! Молодец!

- А ещё я умею считать - малыш как бы задался целью меня удивлять. - И складывать! И вычитать!

- О! И сколько будет один плюс один?

- Два!

- Молодец! А один плюс два?

- Три!

- А три минус один?

- Три минус один... - Малыш запнулся. - Три минус один будет... один плюс один.

- То есть два? - немного озадаченно спросил я.

- Нет, не два. Три минус один будет один плюс один.

- Но ведь один плюс один и будет два, - с недоумением сказал я. - Ты же сам это только что посчитал. Значит, три минус один – это два. Вот смотри. - Я вынул из кармана три ириски. Когда садишься на скамейку около детской площадки, такими вещами лучше запасаться заранее. - Смотри. Вот я кладу одну ириску - это один. Потом кладу ещё одну - один и один - два. Потом ещё одну - два и один - три. Правильно? А сейчас я одну ириску забираю и даю тебе - я протянул конфету малышу. - Сколько их осталось? Две! - торжествующе закончил я, довольный своими логическими рассуждениями. Ну, понял?

Малыш как-то неуверенно посмотрел на оставшиеся две конфеты. Потом подобрал какой-то сучок и начал что-то рисовать на земле. Вид у него был строго-сосредоточенный.

- Вот смотри - сказал он, проводя по земле линию и рисуя над ней глазки. Это - мама. Значит, один. А это - на земле появилась ещё одна линия с глазками - папа. Один и один - два. А это - рядом с первыми двумя линиями возникла маленькая третья - это я. Два и один - три.

Ну, - недоумевающе сказал я. - Всё правильно.

- Но когда папа от нас ушёл, мама осталась одна, - сказал мальчик. - И я остался один. - А потом тихонько добавил: один плюс один.

У жизни своя математика, - подумал я, глядя на маленького философа. - Которая куда сложнее, чем та, которая в школе.

Я молча протянул малышу оставшиеся две ириски и ободряюще пожал маленькую липкую ладошку.