Почему бьют полицейских?

Ирина Лежава
В пресс-центре «Комсомольской правды на Северном Кавказе»  состоялась пресс-конференция с участием начальника правового управления ГУ МВД России по СК Сергея Белика, зам. начальника управления по работе с личным составом ГУ МВД России по СК полковником Вячеславом Куликова,  зам. руководителя  отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления следственного комитета РФ по СК Владимира Заикина. Журналистам рассказали о том, как и почему участились случаи применения силы против полиции.       
 
МВД признаёт всплеск насилия в отношении своих подчинённых, по стране статистика такова: «В 2011 году в отношении 64800 стражей порядка были совершены противоправные деяния. Было учтено порядка 255 только вооружённых нападений на полицейских. Данные за 2012 год пока обобщаются». Особенно сложная ситуация, по данным ведомства, в Санкт-Петербурге. Порой за два дня на стражей порядка нападают по 4-5 раз. Предыдущий всплеск насилия по отношению к стражам порядка фиксировался в 2009 году. Это явление, в сущности, возникло после заявления тогдашнего главы МВД Рашида Нургалиева, когда на встрече с курсантами министр, отвечая на один из вопросов, разрешил россиянам применять силу к своим подчинённым, «если гражданин не преступник, которого задерживают, и ничего не нарушает».  После этого последовали известные случаи - деятельность «приморских партизан» на Дальнем Востоке, поджог дома зампредседателя Волгоградского областного суда, нападение на дом и убийство председателя суда в Мясниковском районе Ростовской области. Оренбург Пермь Ростов-на-Дону Рязань Саратов, Серпухов, Ставрополь, Тамбов, Тверь, Томск, Тула, Тюмень, Улан-Удэ, Уфа, Хабаровск… В них, этих «тихих» провинциальных городах происходят не резонансные, но не менее трагичные происшествия.  В основном нарушения по статьям 317, 318 и 319/3 – неповиновение полиции. Чаще же всего нарушается ст.319 – оскорбление полицейского. Всего по статистике только в этом году на Ставрополье уже совершено неправомочных действий против двух тысяч сотрудников полиции, 1935 случаев из них, как подчеркнули на брифинге представители силовиков, именно преступления. Многие травмированы. В прошлом году одного омоновца и трех ДПС-ников убили.
Журналисты задали вопрос Сергею Белику – почему бьют полицейских, с чем это связано? Он считает, подобное положение дел ненормальным. С ним солидарны и все 17 тысяч ставропольских сотрудников полиции. По его словам, это неестественное состояние, когда на защитника правопорядка, граждане совершают нападения. «Все, наверное, видели американские фильмы, где полицейские задерживают преступников. Да и не только преступников, но и лиц, подозреваемых в преступлении. Так вот, там, например, в штате Аризона, к полицейскому нельзя приближаться ближе, чем на вытянутую руку. При этом, руки должны быть видны. Это как бы говорит о том, что задерживаемый человек не имеет никаких агрессивных намерений. Попробуй, подойди к полицейскому вплотную, тут же получишь увесистый удар дубинкой. А то и пулю, если вдруг сделаешь движение, напоминающее намерение воспользоваться оружием. А у нас сплошной гуманизм. Нашим полицейским многое запрещено, - сказал С.Белик. - Естественно, если человек не нарушает общественного порядка, ведёт себя пристойно, к нему и отношение должно быть пристойным. Никакого насилия. Только внимательность и предупредительность». Но на самом деле в последнее время тенденция неутешительная – идет нарастание агрессии против правоохранителей, чему, по его мнению, способствует и судебная практика. Из более чем 400 уголовных дел в отношении лиц, которые отказывались повиноваться полицейским и оскорбляли их, всего лишь 36 граждан понесли реальное наказание и были взяты под стражу, 166 человек было осуждено условно, 156 отделались небольшими штрафами. Иными словами, в обществе занижена оценка опасности. «Мы - не Аризона, сказал он, - у нас, к примеру, в Нефтекумске рассматривалось уголовное дело по статье посягательство на жизнь и здоровье полицейского: гражданин ударил своего участкового в висок и суд не усмотрел в этом ничего особенного, дело ограничилось штрафом в 10 тыс. рублей. Это кстати, высшая «мера» штрафа. Последнее событие, которое взволновало российских полицейских - это обсуждение в Верховном Суде возможности неисполнения гражданами заведомо неправомерных действий полицейского». По словам С.Белика, «юристы-практики на Ставрополье не могли понять, что это за заведомо неправомерные действия полицейского и почему мы пытаемся дать обществу право оспаривать законные действия полиции, которые регламентированы в Законе о полиции». Он посетовал, что в других странах, сотрудник полиции работает совсем в иных условиях и отношение к нему другое. Полицейский априори прав и в суде ему не требуется доказывать свою правоту. У нас же общество не готово к этому.
Владимир Заикин поддержал коллегу и уверен, что сложилась серьезная ситуация, при этом он обратил внимание прессы на то, что насилие направлено со стороны граждан не только против полицейских, но и против сотрудников ФСБ, МЧС, охраны общественного порядка. Он предупредил всех, кто не знает,  что статья 317 предусматривает за особо тяжкое преступление от 12 до 20 лет, а за наиболее дерзкое – высшую меру, то есть пожизненное. Он напомнил, что на Ставрополье с 1991 года погибло более ста сотрудников, многие награждены орденами мужества. Это и за охрану общественного порядка, за задержание преступников, за контртеррористические мероприятия.
Конечно, эта проблема не появилась вчера. Оказывается, в советском уголовном кодексе тоже существовала статья 191/1 – сопротивление милиции и народному дружиннику, по ней наказание было от 1 до 5 лет лишения свободы. Но, как отметил С.Куликов, мы недооценили характер такого явления в российском обществе. А теперь основная проблема – как перейти полиции к взаимовыгодному сотрудничеству с гражданским обществом. Эта концепция решена в Германии, а ведь и там проблема стояла остро после окончания войны и построения демократического государства. Кадры немецкой полиции приходилось переучивать, с карательной переводить в гуманистичекую службу, которая нацелена на помощь гражданам. Сейчас в Германии нет проблем, хотя все проходило достаточно сложно, ведь основная часть кадров досталась полиции из гитлеровской системы. Теперь и в российской полиции надо изменить вектор на социальную направленность, гуманитарный приоритет, а карательная функция должна отойти на второй план. Ну и конечно, огромное значение придается ныне качеству сотрудников. Только с начала года в крае уволено 323 полицейских за различные нарушения. И видимо, чистки продолжатся. В Законе о полиции четко прописано, каким критериям должны соответствовать сотрудники полиции. В противном случае их отстраняют. Смотрят и на физические данные, и стрессоустойчивость, и знание норм права, ну а те, кто башковитые и отличаются сообразительностью – тех набирают в группы спецназначения.

Однако пока не все полицейские внимательны, любезны, скорее это исключение из общего правила. Да еще прокатившиеся случаи зверских избиений граждан в полицейских участках,  пытки с применением бутылок или швабр – именно поэтому отношение к ним со стороны населения, мягко говоря, негативное. И порой даже самое обычное обращение полицейского, скажем, показать гражданину паспорт, получает в лучшем случае словесный отпор, а иногда в ход идут кулаки, а то и оружие. А случаи такие множатся. Вот примеры необъяснимой агрессии со стороны граждан на требования полицейских. В августе неизвестные выстрелили из гранатомета по участковому пункту полиции в поселке Мирный Предгорного района Ставрополья, граната не взорвалась, никто из полицейских не пострадал. Поселок граничит с Карачаево-Черкесией. В сентябре прошлого года преступники открыли огонь по сотрудникам ДПС. Тогда погиб старший лейтенант полиции Андрей Богданов.


А вот совсем недавно 11 сентября пьяный житель Невинномысска  врезался в полицейский автомобиль, за рулем которого находился полицейский. Нетрезвый водитель, как уточнили в полиции, попытался уехать с места ЧП, страж порядка устремился за ним в погоню. Остановив мужчину, он потребовал предъявить документы, но виновник ДТП, выйдя из машины, ударил полицейского по лицу. В другом аналогичном случае у полицейского отобрали жезл и им нанесли удар по голове. Был случай, когда пускались в ход и зубы… одного из полицейских недавно укусили за ногу, так что не один Каспаров этим грешит. Большинство случаев такого сорта – при ДТП. Руководители уже рассматривали даже вариант решения проблемы по примеру Грузии, всех сотрудников ГИБДД распустить и набрать новых. Но в то же время представители силовиков напомнили историю – в 1918 году Ленин издал декрет распустить бывших сотрудников царской полиции с невозможностью в дальнейшем поступить на службу. Уровень преступности так подскочил, что уже в 1921-м вышел новый Декрет, по которому права бывшим полицейским были возвращены, за исключением тех, кто запятнал себя в политическом сыске – охранке.
Один из путей решения проблемы сближения с населением, возвращением полицейским доверия – открытость ведомства, пропаганда позитивных моментов в его деятельности, потому что люди не слишком много знают о буднях сотрудников, о помощи, которую получают граждане, о том, что в их работе тоже есть место подвигу. Второй путь – штрафы, ужесточение наказаний. Надо сказать, что полицейский при нападении не имеет права использовать оружие – это крайняя мера, спецсредства – например, электрошокер также регламентирован законом. Но в качестве самообороны он может использовать все подручные средства, - палку или камень и т.д. 
В заключение хотелось бы сказать о том, что существенный прорыв совершили  арбитражные суды: там выносят более европеизированные решения. При этом судебная отрасль одна и основной контингент судей - бывшие следователи и судебные секретари. В остальном мире судят те, кто прошёл адвокатуру или прокуратуру. Российская судебная система по-прежнему репрессивна. И что тоже правда - она не так независима от чиновничьего аппарата, как декларируется. Случается, судьи руководствуются и личными мотивами при вынесении приговоров и решений. Этот подсудимый понравился, а этот не понравился. В наших судах выносится всего 1% оправдательных приговоров, а в мире - 30-40 %. О чём это говорит? О том, что огромное количество приговоров - неправосудны и жестоки. Вот и злятся люди на судей, полицейских, следователей. В то же время власть позволяет СМИ информационно атаковать полицию и суды: там полицейские избили, там убили, здесь судья приговорила невиновного к 10 годам. Народ возмущается и обсуждает беспредел в этих местах! Почему это делается, может быть для того, чтобы отвлечь внимание от самой власти... Если ничего не менять - сколько ещё произойдёт нападений на полицейских - страшно представить.