Скандальный дневник

Мериленд Натали
Скандальный дневник

    Вы слышали новость? Неужели вы и в самом деле не слышали новость? О, так я вам расскажу: у девочки Оли из 9-Б нашли дневник! И знали бы вы, что там написано!
   «А что?», «Что там написано?» - спрашивали любопытные школьники. Знающие люди, а таких было многовато, считали своим священным долгом просветить незнающих. Во исполнение этого тяжкого, но благородного дела они тратили все свое свободное и несвободное время, не гнушаясь смаковать каждую подробность, каждую деталь. Естественно, не обошлось без преувеличений. А какая жареная новость обойдется без преувеличений? Если в дневнике черным по белому было написано, что девочки из одиннадцатого класса курят, много выпивают, ругаются матом и одеваются, как девушки легкого поведения, то в школьных кругах говорили, что там было написано, что девочки из одиннадцатого класса пыхтят, как паровозы, бухают, как фронтовички, матерятся, по чем свет стоит, и ведут себя, как… Не буду писать, какими предлогами острые на язык школьники заменяли выражение: «девушка легкого поведения», потому что на страницах приличного произведения таких слов быть не должно.
   В школе девочку Олю ненавидели люто и безжалостно. Её единогласно провозгласили всенародным врагом номер один. Все были обижены, оскорблены, ошарашены злополучным дневником. Каждый ученик считал день прожитым зря, если он не скажет Оле пару «ласковых», если не толкнет в коридоре плечом и если не подставит подножку. А так как в школе училось триста с лишним учеником, то девочку Олю можно было только пожалеть.
   Учителя были не лучше. Хотя на совещаниях, они часами могли говорить о том, что они не будут вымещать личную неприязнь на оценки, что это непедагогично, и что им вообще нужно быть выше всей этой суматохи вокруг дневника, оценки девочки Оли с твердой пятерки снизились на нетвердые тройки. И это при том, что девочка Оля старательно делала дома уроки и отвечала, как колокольчик у доски…
  Девочке не было покоя и дома. В ход применялся папин ремень и мамины истерики. Ведь в дневнике была написана правда и про родителей… Вот например:
   «Дорогой дневник!
  Снова поссорилась с родителями. Как жаль, что они меня не понимают. Они хотят, чтобы я была юристом только потому, что это престижно. Говорят, что юристов все уважают, что они главные люди в городе. А еще тихо добавляют: «Ты только представь, сколько тебе будут давать взяток! А я не хочу, не хочу брать взятки! Я хочу быть честной! Одна мысль о том, что мне придется обманывать людей, страшит меня необычайно. Ведь это грех… Представляешь, друг мой, они покупают мне кучи нудных книжек по праву и заставляют их читать. А я терпеть не могу все эти законы, правила, акты… Пойми, я хочу свободы! Хочу путешествовать по миру и фотографировать! Ох, если бы у меня была возможность, я бы объездила весь мир! Не побоялась бы ничего! Больше всего меня тянет в Италию… Могу часами разглядывать картинки в Интернете. А родители говорят, что путешествовать – это глупо и неприбыльно, что если я стану фотографом, меня не поймут окружающие. Для родителей самое главное, что подумают знакомые. А мне все равно, что они подумают. Я уеду далеко и не буду слышать, что они обо мне сплетничают. Сегодня родители спросили меня, какая польза в фотографиях, ведь для них это простые бумажки… Я ответила, что фотография – это настоящее искусство, это творчество, это полет… А они только рассмеялись и дали мне новую книгу по праву. Тогда я сказала, что не буду учиться в юридическом. О, мой друг, что тогда началось! Вопли, крики, слезы, мольбы… Что мне делать? Подскажи! Ты ведь мой единственный друг…»
   Конечно же, родители обидели. «Ты думаешь, мы изверги? – кричала мама,- мы ведь тебе добра желаем, а ты… Неблагодарная! Воспитали на свою голову!» 
   В общем, Оле жилось нелегко. Возможно, другая бы девочка на её месте сломалась бы. Но, к огорчению всех окружающих, девочка Оля была очень сильной девочкой, и сломать её было не так-то просто. Выражаясь американским языком, она была «крепким орешком». 
  Возможно, если бы она покончила жизнь самоубийством, её бы и простили. Возможно, если бы она упала на колени перед классом и попросила прощения, её не так бы сильно травили. Возможно, у неё была бы не тройка, а четверка, если бы она хотя бы расплакалась и сказала, что все в дневнике – вранье, что она сожалеет о написанном и только то и делает, что мечтает о примирении с одноклассниками.
  Но проблема была в том, что девочка Оля не собиралась кончать жизнь самоубийством, падать на колени, просить прощения, плакать и тем более, говорить, что все в дневнике – вранье. Девочка Оля была уверена в своей правоте. Она ходила с высоко поднятой головой по школьным коридорам и не обращала внимания на улюлюканье и обидные оскорбления, которые неслись вприпрыжку в её ровно выпрямленную спину. Глаза её были всегда сухими. Складывалось ощущение, что ей вообще все по барабану. Этакая бесчувственная железная леди. Так сказать, Маргарет Тэтчер номер два. Никто ведь не знал, что каждое утро девочка Оля просушивала на холодном ветру мокрую от слез подушку, что душа её разрывалась от горя, и что каждый упрек резал её юную душу, как острая бритва.
  Эта история случилась в самой обычной школе в небольшом, тихом городке, жители которого любили носить серые костюмы. И вот в этой самой школе училась тихая девочка Оля, которая любила смотреть на звезды и мечтать о захватывающих путешествиях. А еще она любила читать. Она бережно копила деньги, которые ей родители давали на завтрак, чтобы в далеком будущем купить настоящий фотоаппарат. На каждое день рождение и Новый год Оля просила у родителей купить самый дешевый фотоаппарат, но они всегда покупали или дорогую энциклопедию в золотой оправе, или новый серый сарафан в школу.
   Девочка Оля была чрезвычайно чувствительной натурой. Любая несправедливость волновала её и не давала спокойно жить. Она рано научилась видеть то, что не видят другие. У девочки Оли не было друзей не потому, что она была плохой, нет, она просто была другой. За спиной её называли «странной психичкой», но как только кому-то нужна была помощь с уроками, все  бежали к Оле, потому что знали: она поможет. С детства девочка была молчаливой и замкнутой. Все потому, что когда она в детстве начинала рассказывать родителям  фантастические истории собственного сочинения, они грубо её прерывали словами: «Замолчи, такого не бывает! Вся эту чушь про фей и волшебниц – выдумка. В жизни нужно интересоваться только реальным». А в школе её тоже не понимали и не хотели понять. С её выдуманных историй смеялись и говорили, что её бредовые идеи до добра не доведут. После неоднократных высмеиваний Оля держала свои мысли при себе. От греха подальше.
     Но молчать-то было еще сложнее. Поэтому все свои мысли она доверяла дневнику – её лучшему другу и советчику. Оля была как айсберг: десять процентов на виду, а остальные девяносто в дневнике. Что ж, простой черный блокнот создавал иллюзию дружбы. Девочка Оля твердо верила, что она не одинока на этом белом свете. И вот в этот дневник Оля вкладывала всю свою душу, все то наболевшее, что так мучило её. Она была из тех людей, которые не могут жить спокойно, если видят вокруг несправедливость. Они как мотыльки летят к идеалу, не подозревая, что идеала не существует, существует только иллюзия… И таким людям живется в мире сложней всего. Они никогда не остановятся, пока не опалят крылья и не упадут.
    Кстати, вы знаете, почему нельзя вести дневник? Его могут прочитать. Никому нельзя доверять свои мысли, даже бумаге. Потому что эти мысли могут безжалостно растоптать, осмеять, уничтожить. Мысли – самые свободолюбивые существа в мире. Даже у пожизненного заключенного есть эта частичка свободы, с помощью которой он может побывать в любом уголке мира и не бояться быть пойманным.
    Вести дневник – это тоже самое, что раздеться и пройтись голым по площади. Вы знали, что девяносто процентов дневников рано или поздно читаются чужими людьми? А все из-за любопытства. Всегда найдутся люди, которым будет интересно знать, что же вы там такое думаете. Чужая душа – потемки, и от этого она еще привлекательней.
  В тот роковой день шел дождь. По небу плыли серые, некрасивые тучи. Была середина осени. На большой перемене Оля вытащила из портфеля дневник и сделала следующую запись:
  «Дорогой дневник!
    Вот сижу я сейчас в классе и наблюдаю за своими одноклассниками. Страшные, крамольные мысли лезут в мою голову. Если бы ты знал, какие они ограниченные! Это же просто невозможно. Вот что их интересует в жизни? Кто с кем встречается,  кто что надел на вечеринку, где кто отдыхал летом, кем у кого работают родители… Мне страшно за них. Мне их жалко. В годы Великой Отечественной войны их сверстники воевали на фронте, а они? Они слушают дешевый реп и пытаются купить алкоголь в магазине. Их ничего не интересует. Какое кому дело, в каком году родился Пушкин. И разве важно знать столицу Польши? Учить английский – это вообще гиблое дело. А учить историю так скучно… Гораздо интереснее знать, что  Катька Смирнова целовалась за углом школы с Ванькой Сидоркиным.
   Люди, как лошади в шорах. Они видят только то, что находится перед их носом, не подозревая, что вокруг – огромный, прекрасный мир, полный тайны и очарования. Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут.
  В далекие времена люди верили, что весь мир – это село, в котором они живут. Скажите: что изменилось? И раз мы видим только то, что находится перед нами, то откуда же в нашей голове появятся умные мысли? Конечно же, они будут думать только о еде, деньгах и одежде – это ведь все, что их окружает. Это их мир – крошечный и мелкий.
     Конечно, в их головах будет пусто, ведь у них просто нет времени, чтобы думать! День подростка так загружен разными важными вещами!  С утра нужно хорошенько напудриться, причесаться и побыть возле любимого зеркала. Я уверена, что каждый подросток перед тем, как встать у зеркала, подумает: «А вдруг сегодня конец света? Нужно вдоволь на себя насмотреться, потому что всякое в жизни может случиться…» Ну а потом случаются опоздания на уроки, но разве нужно беспокоиться о таких мелочах, когда речь идет о конце света? Дальше подростка ожидает сложный трудовой день, полный забот и обязанностей. На уроках нужно вести интенсивную переписку, на переменах обмениваться разнообразной информацией. Обсуждение сплетен, заигрывание друг с другом, бег по коридорам, рассматривание себя в школьном зеркале, слушание музыки, рисование на доске, походы в магазины за чипсами, списывание – это все нужно успеть сделать за ничтожно короткую перемену. Какая же все-таки сложная жизнь у подростка! Потом снова переписка, и снова перемены и, наконец - будь благословен этот час – конец уроков.
   Все устали похлеще рабов на плантации. Собрав в пучок последние силы, бедные подростки плетутся домой обедать. Кто лучше подростков знает, что такое голод, что такое – способность съесть целого слона? Насытив свой желудок, бедные тинэйджеры с разбегу падают на диван и отдыхают. Но они не позволяют себе полностью расслабиться. Вздыхая и жалуясь на свою тяжелую судьбу, они включают телевизор и смотрят все подряд – Дом 2, Универ, сериалы, американский фильм… Потом, немного восстановив свои силы, подростки бегут к Интернету тянуть свой тяжкий крест. В интернете нужно столько успеть: прочитать новости про звезд шоу-бизнеса, нужно же знать, как вести себя в недалеком будущем, верно? Потом необходимо  пообщаться со сверстниками-коллегами, такими же страдальцами, затем нужно сыграть в пару игр, нельзя же себе отказать в маленьком удовольствии. Если подросток найдет окно в своем плотном графике, он подготовит уроки, но ведь не всегда выпадает счастье иметь свободное время… А вечером… вечером снова работа: поход в кино, пиццерию, парк, бульвар… И нельзя пропустить ни дня! Подросток так боится, что о нем подумают его сверстники… Вот не появится он один вечер в их обществе, так начнутся сплетни, почему это он остался дома? Может, он с кем-то начал крутить шуры-муры? А может, он зазвездился?
   В чем же особенности подростка? Я вам скажу: каждый нормальный подросток считает своим долгом быть таким, как все, одеваться так, как все, появляться в тех местах, где появляются все. Это называется стадный инстинкт. А все это берет корни в раннем детстве. Большинство родителей внушают своим малышам: « Веди себя так, как ведут остальные дети в садике. Ты же не хочешь, чтобы тебя считали странным? Главное, не выделяйся, играй в те же игры, что все, слушайся воспитательницу, поменьше балагурь. Будешь белой вороной – тебя заклюют».
 А эти родительские высказывания берут начало в далеком СССР, когда талантливых и необычных личностей стирали с лица земли во имя «общего блага». Но не будем распространяться о политике. Неблагодарное и невыгодное это дело.
   Вернемся лучше к нашим многоуважаемым подросткам. Домой после вечерней вылазки они возвращаются, когда уже давно стемнело. Бедные тинейджеры измотаны, они бы рады лечь спать, но их рабочий день еще не закончился. Они буквально валятся с ног, их глаза слипаются, но они берут себя в руки и идут на рабочее место к Интернету, где сидят до часу, до двух, а в особенно напряженные дни – до трех. Потом долгожданный сон, а на утро муки повторяются…
  Трудно быть подростком. С таким бешеным графиком не то, что думать и мечтать времени нет, тут спокойно поесть нельзя. Что же делать? Только посочувствовать беднягам…»
  - Что это ты там пишешь, заучка? – весело воскликнул Дима, в обязанности которого входило балагурить и сеять веселье в классе,- вот уже ботаник…
  - Отстань,- Оля быстро захлопнула дневник,- иди по своим делам.
  - Это что, дневник? – глаза Димы весело заблестели- ну-ка, дай мне его сюда!
  Дима попытался выхватить дневник, но не тут-то было: Оля вцепилась в свою реликвию мертвой хваткой.
  - Эй, ребята, все сюда! – заорал Дима,- Олька, оказывается, дневник ведет! Вот умора-то!
  Что тут делать? Все подростки вздохнули в душе, оторвались от важнейших, не терпящих отлагательств дел и ринулись на помощь Диме. Естественно, дневник вырвали, не смотря на мольбы Оли. Потом несчастный блокнот стали вырывать из рук друг друга, читать, перелистывать, толкаться… Выражение лица Олиных одноклассников кардинально сменилось от заинтригованной улыбки до недоумевающей гримасы.
  По классу слышался недовольный шепот:
  - Посмотри, она написала, что Люда Шестакова только то и делает, что думает про мальчиков.
  - А Олег Кулов слишком зациклен на себе…
  - Да как она посмела написать, что я слишком прогибаюсь под учителями и не имею собственного мнения?
  - А про Мишу Новикова? « Если он и дальше будет проводить за компьютерными играми по семь часов в день, то превратиться в настоящего компьютерного наркомана!»
  - Леся слишком помешана на косметике,  Костя, по всей видимости, любит Настю, но боится ей это сказать… А в Тане так много материального, и так мало духовного, что рано или поздно она абсолютно зачерствеет…
 - Леша слишком застенчив и нерешителен…
 - А вот посмотрите: наш директор убивает в детях любые проявления таланта, он растит из нас будущих продавцов, грузчиков и бухгалтеров. В школе абсолютно отсутствует творческая атмосфера, которая помогла бы детям развиваться духовно. В школе нет ни одного кружка, где бы ученики могли себя занять, учителя совершенно не требуют знаний и приходят сюда только для того, чтобы заработать денег. Я не знаю ни одного учителя, который в самом бы деле любил свое дело и уделял бы внимание каждому ученику, а не сидел и не диктовал с учебника сухие, неинтересные факты. Ведь главная учительская задача – это найти ключик к сердцу ученика…
  -  Что здесь происходит? – строго спросила Юлия Витальевна, учительница физика,- урок уже как полчаса идет. Я немного опоздала, но это еще не значит, что в классе можно творить бедлам!
  - А мы читаем дневник Оли! – со злостью воскликнула девочка Маша, о которой было написано «что если она и дальше будет так много злиться, то в конце концов взорвется от злости»,- интересная вещица, я вам скажу.
  - А как вы смеете читать чужой дневник? – возмутилась учительница,- это личная вещь каждого, и я думаю…
  - А тут и про вас есть!
  - Где? – Юлия Витальевна пробилась сквозь толпу и выхватила злополучный дневник: «Учительница физики постоянно опаздывает на урок, а если приходит, то разговаривает по телефону со своим парнем. А потом она обзывает нас идиотами, когда мы плохо пишем контрольные, хотя никогда не объясняет нам материал… А потом, когда её лишают премии из-за плохой успеваемости, срывается на нас и вызывает родителей, чтобы расписать, какие мы необразованные животные». Оля! Где эта свинья?!
  А Оля все это время сидела за своей партой, закрыв лицо руками. Она сдерживалась изо всех сил, чтобы не убежать, куда глаза глядят, но она не смела: когда ты находишься на поле боя, ты не имеешь права бежать… Она только могла догадываться, что теперь будет… Главное, не сломаться… Главное, не расплакаться…
  - Я здесь,- Оля встала и спокойно посмотрела в глаза учительнице.
  - Быстро к директору!
   И схватив Олю за локоть, Юлия Витальевна потащила бедную девочку к выходу. Внезапно у учительницы зазвонил телефон:
  - Любимый, я тебе перезвоню позже! – учительница еще сильнее впилась длинными ногтями в руку Оли,- у меня тут ЧП!
   Директор был в ярости:
  - Да как ты посмела писать всю эту чушь?! – взревел он,- почему это я напоминаю тебе диктатора? Ух, глупая девчонка, что ты вообще понимаешь в этой жизни? Тебе нужно меньше думать о всякой ерунде, а больше учителей слушать и со сверстниками общаться. Вести дневник вздумала! Ты видела хотя бы одного человека в нашей школе, кто ведет дневник?
  - Нет, - Оля старалась не расплакаться,- но неужели я не имею права…
  - Нет, не имеешь! – директор стукнул кулаком по столу,- ты должна делать то, что делают твои одноклассники. Если они не ведут дневник, то и ты не должна. Не удивительно, что у тебя нет друзей. Кто же будет общаться с ненормальной? Мне кажется, девочка, у тебя не все в порядке с головой. У тебя совершенно нет чувства коллективности. Вот почему ты не могла сказать то, что думаешь, в лицо тому, кто тебе не нравится?
  - А разве бы это что-то изменило? – Оля пожала плечами, решив стоять до последнего,- они ведь слышат только себя. Они бы просто мне не поверили.
   - Откуда в тебе все это?
   - Я много читаю.
   - Лучше бы ты с друзьями гуляла, чем книжки читала. Эта литература вбивает людям в голову бредовые мысли, а потом у нас в стране происходят убийства, кражи, драки… Вот если бы каждый думал  одинаково, то всего этого не было бы. Ну ничего, девочка, я тебя наставлю на путь истинный. Я из тебя еще воспитаю добропорядочного гражданина. В каждом стаде есть паршивая овца. И я, как опытный педагог, обязан эту овцу перевоспитать. И я уже знаю, как.
  После уроков он собрал всех старшеклассников в спортзале, поставил рядом с собой Олю и громко сказал:
  - Ученики! Видите ли вы эту девочку? Это злая, нехорошая девочка. Вы не должны с ней общаться. Она писала про всех вас гадости, она оскорбляла ваших учителей. С виду эта девочка скромная и неприметная, но внутри неё - злоба. Она улыбается своим товарищам в лицо, а за их спиной пишет про них плохие вещи. Я надеюсь, что никто из вас не будет с ней общаться. Этот дневник – её клеймо. Её мысли – оскорбление всех вас. Вот вам живой пример того, как не надо делать. Нужно быть честным и правдивым. Я надеюсь, вы меня поняли?
  В зале загудели. Вам когда-нибудь приходилось переживать такой момент, когда на вас с ненавистью смотрит около сотни человек? Надеюсь, что нет.
  - Вот он! – директор взял скандальный дневник кончиками пальцев, словно это было гадкое насекомое, и показал его публике,- этот дневник будет лежать в учительской, и каждый желающий сможет ознакомиться с его  содержанием.
  - Но вы не имеете права! – не выдержала Оля. Её всю трясло, но даже в такой момент она не позволила себе плакать,- это моя личная вещь… Вы просто не можете поступить так со мной!
 - Не тебе судить, как я могу поступать, а как не могу, ясно?
   Вот с тех пор и началась всесоюзная ненависть к девочке Оле. Каждую перемену в учительской было битком набито людей – все читали и перечитывали злополучный дневник.
  Проходили дни, а от Оли все не отставали. То напишут гадкие слова на школьном шкафчике, то изрисуют тетрадку, то кинут мячом в голову на физкультуре… Даже те, о которых не было написано ни слова, всячески издевались над бедной девочкой. Как они жила в то время, не знаю. Она ни разу не позволила себе сказаться больной и остаться дома. Она ни разу не позволила себе на перемене убежать, когда её начинали в который раз осмеивать.
  Все ненавидели девочку Олю потому, что все, о чем она писала, было правдой. И только эта правда помогла ей выстоять. Она ждала чего-то, на что-то надеялась.
     С каждым днем в голову подростков все чаще приходила мысль: «А может, оно все и в самом деле так?»
  Исподлобья они смотрели по сторонам и понимали, что все правда… Это было словно какое-то озарение. Очень медленно с глаз учеников и учителей спадала пелена.
   Сначала все стали внимательнее приглядываться друг к другу. Все чаще в общении со сверстниками мелькали мысли: «А ведь он и в самом деле слишком эгоистичен», «Она и впрямь уделяет слишком много времени косметике и одежде». «Учительница опять опоздала – все как в дневнике».
   Дальше – больше. Ученики стали замечать, что их распорядок дня с точностью совпадает с тем, что был описан Олей. Тогда-то и начались маленькие революции. Вот сегодня Сережа не вышел вечером «на работу», а Катя целый день продержалась, чтобы не зайти в Интернет. Все стали больше внимания уделять домашнему заданию. И да, все, как один, посмотрели,  в каком году родился Пушкин. Всё больше и больше учеников оставалось дома, чтобы почитать умную книгу, посмотреть глубокий фильм или просто пообщаться с родными.
   С учителями тоже стали происходить изменения. Они старались больше внимания уделять ученикам, рассказывали интересные факты и отрывались от учебников. Директор, что уж там, открыл в школе кружок рисования и танцевальный ансамбль. Успеваемость росла не по дням, а по часам! Настоящая магия!
   Но самым ужасным был момент, когда ученики начинали замечать за собой те недостатки, о которых было сказано в дневнике. Правда всегда колет в глаза. Людям очень сложно осознавать свои недостатки. Все мы любим себя и считаем, что лучше нас на свете не было и быть не может. Слова Оли были, как ведро на голову. И учителя, и ученики многое переосмыслили за те дни. Это была настоящая революция. Школа менялась на глазах.
   А Олины родители, вы не поверите, подарили девочке фотоаппарат, который подарил ей много радостных моментов
  С каждым днем Оле жилось все легче и легче. Наконец, наступил день, когда в её спину не было кинуто ни одного язвительного замечания. О, как она была счастлива! Многие клялись, что в тот день они видели Олю улыбающейся.
  В её дневнике были такие слова: « Уметь прощать – талант. Уметь терпимо относиться к чужому мнению -  дар. Уметь любить того, кто сделал тебе зло, - милосердие».
   Прошло время – к Оле начали нормально относиться. И вот когда мальчик из соседнего класса назвал Олю «чокнутая психичка», за девочку заступился весь класс. Вот тогда-то Оля сказала своим одноклассникам:
   - Ребята, я хочу извиниться. Все, что я написала, это неправда.
    Впоследствии, через десять лет на встрече выпускников, Миша Новоселов, о котором было написано, что он слишком робок и пуглив, произнес такой тост:
  - Помните Олин дневник? Так вот что я думаю – побольше бы в мире таких дневников. Я с полной ответственностью могу сказать, что если бы не те Олины слова, я бы никогда не стал тем, кем я есть сейчас. Людям нужно говорить об их недостатках, иначе они всю жизнь проживут, как кони в шорах.
  Может, вам интересно знать, что случилось со скандальным дневником? О, он и по сей день лежит в той школе. Любой желающий может прийти и почитать, думаю, каждый там найдет пару слов о себе…