Несколько мгновений

Геннадий Пастернак
П.Н.Баженов никогда не был моим прямым начальником, поэтому общения с Ним носили эпизодический характер, даже на фоне остальных дел можно сказать, что это были только мгновенья, но, как правило, в общечеловеческом восприятии, были достаточно ортодоксальными. Одним словом вот несколько мгновений из 40 лет жизни, когда пришлось с ним соприкасаться.
- Он - новый начальник серийного управления; только вступил в должность.  Я - дежурный по этажу. Докладываю, как первому появившемуся на этаже начальнику. Вижу его впервые - подтянутый по войсковому, суровый до неприятности. Нештатный сотрудник (районный инженер  В.А.Плаксин)  управления долго ждет ЕГО в коридоре управления, пытаясь ему представиться, и сразу получает по ушам: «А Вашей работы я вообще не вижу!» - уходит стремительным  шагом…Не здороваясь… Даже мне обидно за райинжа. Чем-то Ему он сразу не понравился. В нашем подразделении так не общаются...
- Первый раз, докладывая ему (на подпись) совместное небольшое служебное письмо, замечаю, что Он его слишком длительно и неоднократно   читает. Пытаясь развеять его сомнения, успеваю только произнести: «Мы ранее…», как получаю команду: «Не болтай!»…
- Один из Его бывших подчиненных (мой однокашник) был приглашен Им занять должность начальника отдела его управления, но тот отказался, а спустя буквально несколько месяцев умер: с сердечным приступом его оставил на площадке перед дверью квартиры врач части. Поскольку это произошло на Камчатке, московские родственники попросили  наших однокашников организовать доставку его тела в Москву и достойные офицерские (по тем временам) похороны. На меня выпала подготовка обращения в комендатуру Москвы на   выделение караула и оркестра за Его подписью, как единственного в Москве бывшего его начальника. «Сядь!» - сказал он мне – «и пиши!». Получив кучу не касающихся моего задания указаний я, наконец, предложил Ему подписать обращение в комендатуру, на что получил твердый отказ: «А может он самоубийца?!»…
- Вызывает к себе в кабинет: « Вы там в НТК черти чем занимаетесь, а вот мой районный инженер (упомянутый ранее) создал цифровой тахометр. Вот и внедряйте его в производство!». «Танк не стенд для регистрации текущих значений, а только прибор механика-водителя, который должен подсказывать ему о необходимости прибавления (убавления) подачи топлива, а, возможно, даже  переключения передач в зависимости от направления движения стрелки (когда в триплекс видно только кусок неба  или задняя стенка оврага), а разобрать в движении убывают или возрастают мелькающие цифры -  невозможно. На стрелочном приборе для этого достаточно беглого взгляда»…Видимо, осознал, потому, что на меня не кричал;
- Вернувшись из 40 армии (Афганистан) куда его направил Ю.М.Потапов, заявил: «НТК делает грубую ошибку, задавая дифференцированную броню на танке: она должна быть круговой»(?!).
 
- Будучи до этого  председателем НТК СВ: «Зайдите с чертежами такой-то машины!». «Товарищ генерал, мы не являемся держателями калек, у нас только синьки». «Все равно несите!». Карандашом на синьке рисует новую конфигурацию бронирования лобовых частей машины. «Передайте ГК Уралвагонзавода, чтобы было сделано так! Я - конструктор»…
- Спрашивает: «Как сосчитать вероятность попадания несколькими снарядами, зная вероятность попадания каждым? Например 8 выстрелов». Пишу формулу, а в ней скобочка в восьмой степени. Достает из сейфа  инженерный калькулятор и, загибая пальцы, чтоб не сбиться, восемь раз перемножает полученный в скобках результат!  Молчу в изумлении…
- «Надо дать команду НИИ-3 оборудовать мой кабинет ПК и я сам буду считать вероятность различных комплексов, чтоб меня не могли обмануть!». Мои попытки предотвратить реализацию этой нелепой идеи успеха не имели: вызвана команда из «тройки», которую удается перехватить. Вроде они поняли всю нелепость существования «дополнительной» лаборатории эффективности еще и в кабинете председателя НТК СВ. Ожидать, что Он самостоятельно освоит эту науку не приходится – а главное – зачем это Ему?..
- В Его кабинет входит генерал-майор с повязкой дежурного на рукаве, представляется и получает по полной форме разнос. Смысл его не понять. Попытки со стороны дежурного что-то возразить грубо пресекаются. Все это в присутствии двух недоумевающих полковников. Буквально выставив его из кабинета, обращается к нам: «Как его я?!». Значит имела место  «работа на публику» и изумление наших лиц было воспринято как восхищение. Кстати, дежурный генерал, как выяснили потом, не имел никаких служебных линий подчинения перед источником грубых эмоций…
- Думаю, что в глазах окружения Его авторитет неуклонно падает: достаточно сказать, что меткая, но обидная кличка «бронелоб», данная его водителем, быстро была подхвачена в массах. Но до ГК СВ (В.И.Петров) это не доходит и Он становится его замом по вооружению…
- Довелось присутствовать в тульском КБП (у А.Г.Шипунова) при начальстве – при НЕМ – уже заместителе Главкома СВ и при начальнике ГБТУ (Ю.М.Потапов). Живая беседа при обходе подразделений предприятия. Шипунов давал развернутые пояснения по образцам вооружения с доступной терминологией, одним словом в форме, присущей Аркадию Георгиевичу. В заключение последний обратился с вопросом на сколько его поняли эти два слушателя. Заметно задумавшийся Ю.М. сказал, что, пожалуй, процентов на 10 он его понял, после чего последовала   самооценка  Зама Главкома: оказывается он ничего не понял…
- Рыба ищет где глубже, Он  - где Его видней. Ему – срочно добудь самолет, спецрейс, собрано им  около 20 человек свиты, и вылет в Волгоград, на ВГТЗ, но без Заказчика (с ним у Него, скажем мягко,   имеют место разногласия во взглядах). Цель вылета мне не ясна, однако поручено посмотреть, чтоб Он сильно там не "начудил". Начальника Кубинского института прогнал прямо с аэродрома в Чкаловском. А аэродром в Волгограде (Гумраг) не принимает: туман. Ждать Он не может. Одного за одним Он направляет нас в диспетчерскую аэродрома с требованием ускорения вылета. В конце концов практически вся команда скапливается за углом вокзальчика и не возвращается к НЕМУ в холл  во избежание усиления нагнетаемой Им   нервозности. У кого-то в службе аэродрома терпение все же лопается –  мы их довели - получаем разрешение на взлет,  прилетаем, а там как был, так и остался туман (аэродром расположен в низине, что зачастую обуславливает там такую обстановку). Сюрпризом приземляемся на аэродроме авиационного училища в 200 километрах от Волгограда. Он требует от начальника немедленной доставки команды, где одни генералы и полковники (все в форме), в город. После небольшого замешательства, сдобренного соленым чаем (другой воды там нет), на каком-то чахлом дребезжащем отечественном автобусе команда добирается до Волгограда…
- На ВГТЗ; редко там появляется значительное военное командование и момент используется директором на полную катушку, а Он принимает все   предложения директора буквально с лету. Даже от деда Мороза такого не дождешься.  Едва успеваю, устроившись на станине какого-то станка, фиксировать решения, противоречащие имеющемуся у ГБТУ договору с заводом на проведение ОКР. Неожиданно кто-то стучит осторожно в мою спину –  это Он: «Правильно я говорю?». «Нет, это противоречит заключенному договору с Заказчиком». «Ну, доложи ему». Нет, он не до конца безапелляционен…
- Обратно в училище обрадованный директор выделяет «Икарус». Глубокий вечер, точнее ночь, а 19-летний водитель оказывается не знает дороги к училищу (самолет пытался прилететь в Волгоград, но его там опять не посадили). Все мирно уснули. Встревожено открываю глаза и вижу, что автобус на узенькой дорожке заносит от обочины до обочины. Прошу плавно остановиться. Просыпаются все. Армейская побасенка: военные остановились, сейчас дорогу будут спрашивать, здесь не проходит - не у кого, темень, хоть глаз выколи. Лишь сзади на горизонте светится какая-то точка.  Дорога покрыта тонким слоем липкой  грязи. Развернуться нельзя, на задней передаче автобус тронуться не может: буксует... Бурлаки по Волге баржи против течения тащили, а тут автобус. Он дает команду тащить автобус за трос в сторону видимого огонька, но тут выясняется, что команде из 20 генералов и полковников автобус не подвластен: трос не обеспечивает устойчивое движение по дороге в результате чего автобус заносит то в левый, то в правый кювет. Немедленно выделяется оперативная группа  для удержания автобуса от попадания в критическую ситуацию. В виду ее малочисленности , ей предложено быстро забегать под сползающий бок автобуса. Откуда-то появились рыбаки, которые подтвердили, что эта дорога в никуда, сельскохозяйственной потребности, и мы тащим автобус  в правильном направлении: через 18 км надо будет свернуть на магистраль. Один из «бурлаков» получает тяжелейший инфаркт: это идеолог ГРАУ генерал майор В.Е.Литвиненко, который на месяц остается в руках тамошних врачей училища , а затем Волгограда...
- ГК серийного производства Горьковского автозавода (И.С.Мухин) вышел к нам с предложением по созданию БТР с неуправляемыми колесами, поворот которого должен осуществляется за счет торможения всех бортовых колес  (по танковому) с целью повысить полезные площади и объем корпуса БТР. Оно было сразу отвергнуто из-за неуверенной управляемости при движении в колоннах по пересеченной местности (колея неизбежна), да и по асфальту механическая трансмиссия способствует бортовому юзу при поворотах. А если дорога  обледеневшая или покрыта грязью?... Однако, Игорь Сергеевич не успокоился, а, возможно, заручился Его поддержкой и обратился в Военно-промышленную комиссию при СМ СССР.  Вместе с заместителем председателя НТК полковником Н.И.Тарташевым около 2-х часов мы приводили ЕМУ разного рода доводы, чтобы изменить Его мнение о необходимости заказа такого БТР для армии. И, казалось, добились желаемого. Но на совещании в ВПК (от министерства обороны присутствовали только ОН, как председатель НТК СВ, которому мы формально не были подчинены, и я - от ГБТУ МО, заказывающего управления) Главный конструктор на полированном столе ВПК продемонстрировал электромакет БТР, который лихо крутился  непосредственно перед Ним. Он тут же встал и заявил, что это то, что надо войскам! Вел совещание один из опытных руководителей в ВПК (Е.В.Макаров, кажется, контр-адмирал?), который обратился ко мне, как единственному присутствующему представителю ГБТУ. Мое выступление привело моего визави в ярость: он приказал выйти из-за стола и сесть позади его и в процессе совещания я больше не мог произнести ни слова. Заключение председателя совещания привело Его в состояние активной раздражительности, так как было сделано в весьма некорректной для военнослужащих форме: « Так кто же прав, Павел Иванович или Геннадий Борисович?»  (зам. ГК СВ и какой-то начальник отдела НТК ГБТУ). Решение совещания оказалось для НЕГО отрицательным. Он мгновенно ушел с совещания,  приказав забрать макет с собой, и уехал, не дожидаясь меня. В таком виде офицеров в форме  мне видеть в Москве не приходилось. Из Спасских ворот я вышел, обхватив двумя руками макет БТР, кое-где обмотанный рваной газетой  (как меня выпустили через ворота без всякого пропуска – я же не Карл Мессинг?). Вернулся в управление на троллейбусе …
- А теперь мы пенсионеры – ветераны, хотя не очень понятно пока, сколько надо в организации прослужить, чтоб стать его ветераном: у Него что-то маловато, в ГБТУ, может несколько лет. Может тут Его не будет? Но на организационном совещании ветеранов Он уверенно садится в президиум, я же еще более уверенно ухожу с собрания и на 22 года отказываюсь от ветеранства в этой организации;
- Нет, избавиться от Него, видимо невозможно: спустя десятилетия появляется в садовом товариществе, причем с присвоенным правом решающего голоса, и свойственной ему не терпимости к членам товарищесва.…
- Проходя мимо моего самостроя, к которому я смог приступить где-то только на 60 году жизни и 25 лет  пребывания в убогом сарайчике садового товарищества, не может удержаться от комментариев и замечаний: "почему   строишь такие высокие потолки?". " Такие крыши (кровельное железо) бывают только у воров" . "Чего-то ты через чур ровно тешешь бревно" и т.п….
- Спустя  22 года, когда Его активность сошла на нет, и я стал самым молодым ветераном организации, ставшей преемницей почившего   ГБТУ МО, а Он на собраниях редкий гость, да и возраст….
- Вот на дворе осень 2009 г.,  звонок Л.Н.Карцева: «А вы знаете, что Его больше нет?!»… Он был его однокашником. В 1949 г они  окончили с золотыми медалями Военную академию БТВ и были откомандированы в КБ Уралвагонзавода. Только долго работать ему там не пришлось в связи с  обрушившимися незаконными репрессиями на его отца, преподавателя   Томского университета и направлением ЕГО в войска.
-