Анри Руссо. Таможенник у Мольберта

Аделина Шарден
 Если сильно захотеть, можно в космос улететь. ДА? А вот и не всегда! В начале 20 века про полеты на Луну боялись не только спросить- даже подумать, но наш герой Анри Руссо ничего не боялся!  Он начал рисовать наивные картинки в 42, не боясь мнения маститых современников. Юрий Гагарин- первый человек в космосе, Анри Руссо первый самоучка- художник, пошатнувший основы живописи. Я вам объясню, почему.
  Мальчик Анри переживал потерю за потерей. Сначала его желание стать художником встретило отказ, язвительные насмешки близких, потом- дом, в котором он родился и провел беспечное детство, был продан за долги отца. Семье пришлось переехать. Казалось, жизнь с первых нот взяла минорный мотив. Но герои не сдаются! И на следующий год Анри отправляется в школу, совсем как Буратино- за приключениями, а в придачу получает почетные награды по пению и арифметике. Но мир пока не ведает,что творит с судьбой  Великого Художника. Мир видит талантливого скрипача и влюбленного юношу- который, желая жениться, посвящает невесте прекрасный вальс, названный в её честь- Клеменс. Справедливость торжествует, девушка говорит ДА! И в 25 лет Анри становится главой семьи, а позже- отцом девяти детей, что накладывает на него ряд обязательств. Конечно, он готов на все, чтобы прокормить семью, подворачивается работа на таможне: долгими днями проверять товары  у городских ворот. И здесь, друзья, мы ужаснемся бренности жизни: за этой работой Анри Руссо проводит все лучшие годы своей жизни.  Что в итоге? Из девяти детей выживает лишь одна младшая дочь, следом Анри покидает любимая жена. О том, что пережил этот человек с детской теплой душой, который так нежно любил свою семью- невозможно представить. Отдав страшную дань судьбе, в возрасте 49 лет, Анри идет в отставку, и наконец-то всецело посвящает себя заветной Цели- стать Художником.
  "Ты помнишь, Руссо, пейзаж ацтеков: леса, где растут манго и ананасы, обезьян, проливающих арбузную кровь и белокурого императора, расстрелянного там..Ты потерял своих детей и жен, чтоб снова обручиться с живописью..чтоб рождать холсты- детей твоего разума" написал о своем друге Гийом Аполлинер. И был совершенно прав, Анри посвятил себя в живописцы, как только посвящают в рыцари или принимают монашеский постриг. Всем.Своим.Существом.
  На первом этапе работы его постигли трудности, рисунок не получался объемным, построение перспективы не удавалось. Руссо выходил на пленэр, много писал с натуры, делал наброски углем, тушью. А позже увлекся копированием классических полотен, раньше этот метод обучения считался эффективным. И вот, через некоторое время ему вручили удостоверение копииста, теперь Анри мог быть еще ближе к Искусству, свободно посещая крупнейшие музеи города! У него появились два наставника,  именитые живописцы: Жером и Клеман, которые помогли Руссо стать  известным, а сами ушли в пучину забвения.
  Время шло, и наш ученик решил: довольно оставаться в тени! Надо мир посмотреть и себя показать. А для этого нужна выставка. Мы-то не против, Анри.. Но цензоры  порвут твои картины на лоскутки, они уже назвали их наивной дилетанщиной. И на Елисейских полях, помнишь, кто-то из зрителей порезал ножом одну из любимых твоих работ, которой ты так гордился. Может, искусство- вовсе не твое призвание? На что Анри просто улыбнулся бы нам в ответ. Он и улыбнулся в свою пушистую бороду, взял одну из новых картинок под мышку, и вышел из мастерской...
А всего несколько дней спустя его картина уже висела в Салоне Независимых. И с этой точки 1886 года началась история Живописца Анри Руссо. Дебют состоялся.
  Как позже сообщала пресса, Анри попал в некую идеологическую щель теории искусства, момент переключения с классики  на модерн. Этим обусловливались протесты и мятежи в среде художников, им не хотелось создавать угодные цензорам произведения. Хотелось свободы. Так и возник Салон Независимых, куда принимали все экспериментальные работы. В эту прогрессивную волну попал Руссо, и был впервые замечен современниками.
  Дальше- проще, возникали заказы, появлялись новые знакомые. Интересный для нас факт состоит в том, что после всех внешних преобразований стиль живописи Руссо остается практически неизменным, его визитной карточкой.  Все тот же наив, вызов академической живописи, реализму, детский взгляд на мир.
  Большинство сюжетов изображали дикие прерии (22 оттенка зеленого!) тигры на охоте, томные женщины в джунглях, заклинательницы змей.. Анри уверял всех, что темы его картин навеяны путешествиями в Мексику, хотя наблюдательный современник не раз мог встретить художника в  ботаническом саду, где Руссо часами зарисовывал изгибы диковинных растений. Здесь только ленивый не засомневается ( "А был ли мальчик?" )"Плавал ли Руссо в Мексику?"- задаст вопрос дотошный биограф. А я биографам посоветую обратиться к философии . Раз уж выбрал профессию биографа- читай Декарта! Он ясно пишет: "Все  предметы, свойства и события окружающего мира могут оказаться иллюзией". Поэтому не станем осуждать напрасно.
  Руссо имел право на личное "пофантазировать", согласитесь- тут не графский титул себе присовокупить, а всего-навсего про свое, дорогое, диковинно- лесное помечтать. Какую-нибудь одну случайную поездку в Мексику можно и придумать!. Для него же это было неизбежным следствием любви к природе, желанием соединиться с ней. Разве не рисовал первобытный человек зверя на пещерных стенах, когда хотел добыть его? Искусство как добыча, фантазия как альтернативная реальность. И я хочу в это верить.
  Пикассо тоже хотел, но больше у него получалось Руссо обижать и дразнить. В художественных кругах Анри прослыл чудаком и дилетантом, его называли Таможенником и всерьез не относились. Как-то раз Пикассо купил в лавке за гроши одну из картин Руссо, принес домой, повесил на стенку в гостиной и тут же придумал сценарий для разгульной вечеринки.  В середине комнаты был поставлен праздничный стол, во главе- деревянный трон для Анри, над изголовьем которого поместили канделябры со свечами.. Пикассо сам послал приглашения на вечеринку в честь посвящения Анри Руссо в  художники. И вот, в назначенный час все собрались за столом и стали ждать недотепу Анри. Смех и сплетни, вино и пьяные крики прервало тихое появление пожилого человека в бархатном берете. Он стоял в прихожей, смущенно улыбался, прижимая к груди скрипку. Это был Руссо. Растроганный, он принял все за чистую монету, поблагодарил уже захмелевших присутствующих, сел на свое место.. Пикассо держал речь, высокопарно поздравлял новоиспеченного гения, превозмогая смех. Потом к нему присоединились остальные.. Стоп!      Где-то такое уже было.. Да! Виктор Гюго рассказал нам, как Квазимоду посвящали в Короли Дураков на площади у собора Парижской Богоматери...Как его качала на руках шумная людская толпа, и несколькими минутами позже- картонная корона летела в грязь, и  те же  люди рвали на нем одежду..Но давайте вернемся в гостиную на Монмартре.. Руссо сидел на своем деревянном троне, не шевелясь, как ребенок в день своего рождения, на его голову капал воск горящих свеч, а толпа расходилась все больше от веселья и злости.. еще мгновение, и кто знает, что бы произошло.. но вдруг Анри неуверенно поднялся, поправил берет и вышел на середину комнаты. Он сказал, что никто никогда еще не принимал его так тепло и  что в этот вечер впервые за всю жизнь- он счастлив.. В комнате воцарилось молчание, нежные звуки скрипки словно тонкие хрустальные иглы пронзили сердца разбушевавшихся людей. Все смотрели на этого человека  преклонных лет, который с такой любовью дарил им музыку, который отыскивал глаза каждого- смотрел, благодарил. И за что? За то, что был их предметом насмешек. Пикассо первый не выдержал: вышел из-за стола и покинул комнату.С этого дня он стал помогать Руссо чем мог, и никто ни разу не слышал больше из его уст дурного слова о Таможеннике.
  Но герой нашего рассказа не только взрывал общественность своей неординарностью. Он много работал. За несколько лет количество работ увеличилось настолько, что хватило бы на несколько выставок. После его смерти единственная дочь решила прибрать вещи отца и выбросила все непроданные акварели, холсты, а также искуснейшие работы тушью, на которые Анри Руссо потратил последние годы своей волшебной жизни..
Нет, постойте! Это еще не все.. 
  В 1923 году в коллекции Торговца Углем было найдено загадочное полотно. Мистификация или шутка, картина изображала спящую цыганку, которая беззастенчиво прилегла отдохнуть в пустыне на цветастой подушечке. Рядом с ней изображен востроглазый любопытный зверь, он подошел поздороваться. И пусть биографы подсовывают мне письма Анри Руссо, где он пытается доказать, что Спящая цыганка, принадлежащая его кисти-примитивный реализм. Всего-лишь женское тело среди песчинок - обед для дикого зверя! Заблуждение! Руссо сам не понял, что создал...
Помните, с чего мы начали эту историю? С пошатнувшихся устоев искусства, с космического прорыва в живописи. Да, Руссо вышел в открытый космос подсознания и создал первое полотно- ловушку для снов.. В этой картине звучит мелодия неизведанного. Небо цвета индиго, луна с человеческим ликом, терракотовая кожа цыганки и словно парящая в воздухе мандолина.. Я чувствую, как нежен лев.. он оберегает сон женщины, их волосы-гривы почти соприкасаются. Возможно цыганка притворяется спящей, играет со зверем.. Мне хочется узнать, чем закончится этот сладкий сон- но на горизонте белеет острый хребет гор- символ близкого пробуждения.  Картина создана в 1897 году, за два года до появления работы Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений" и за семь лет до рождения Сальвадора Дали, знаменитого живописца снов.. Пока Сезанн писал Мужчин с трубками, а Пикассо - Девушек на шаре, тонкая душа Руссо принимала почти пророческие послания . На полотне Спящая Цыганка ему удалось воспроизвести шепот Вселенной, ту музыку неизведанного, которую мы слышим, засыпая... Вся картина построена таким образом, чтобы вырвать нас из привычных ассоциаций, чтобы на секунду все настройки сбились и мы оказались на том самом перекрестке между мирами, где каждой душе открывается  Истина.
   Анри, я  хотела сказать тебе... что все было не зря. Я вижу, как ты медленно одеваешься в своей мастерской, в том, далеком 1910.. Ты поранил ногу несколько дней назад, думал пройдет, но поднялся жар.. И через несколько минут сюда зайдут Гийом Аполлинер и несколько знакомых, чтобы помочь тебе добраться до больницы. Анри, я не могу отпустить тебя, я  отчаянно сжимаю рукав твоего пальто. Париж обливается дождем, и ты больше не вернешься сюда. В мастерской пахнет свежей краской, на твоей последней картине зацветает папоротник и зелень стала сочнее... Я слышу стук в дверь, Анри, я хотела сказать..  даже сто лет спустя... Тебя Любят.