немного из детского

Ирина Тишкина
Примерно за неделю до появления Саньки на свет я ушла в декрет. Но в театр ходила
почти до последних дней - мы сдавали спектакль, работы было много и взять и уйти
мне казалось просто предательством. И по отношению к нашему главному художнику -
Лене Ворониной, и по отношению к остальной команде.
И при первой же возможности вернулась на работу. Коляску поднимали в мастерчкую,
или ставили за кулисы - в театре обычное дело. И, надо сказать, "театральные" дети
растут обычно спокойными и хлопот не доставляют.

Вот и Санька был - как подарок: всегда улыбающийся и все понимающий.
 
Может, из-за того, что Людмила - актриса нашего театра, у которой мы первое время
снимали комнату, играла по вечерам на гитаре и пела, может из-за того, что актеры
говорят очень четко и правильно, но Саша говорить начал рано и чисто. Я с ним
никогда не "сюсюкала" и только непрестанно удивлялась тому, насколько дети умные -
с самого рождения.

Всевозможные "мама, дай, на" сын освоил к четырем месяцам.
Потом мы уехали в отпуск - в Иркутск, к бабушке и вернулись в театр, когда Саше было
уже девять месяцев. Его лексикон значительно расширился, он понимал все, что я
говорила, а я понимала все, что говорил он.

- Саша, скажи "труба",- говорю я , показывая на огромную трубу котельной.
Сашка задумывается: ведь букву "Р" пока не проговаривает. Но выход всегда можно найти.
И Санька делает губами, как конюх лошади:
- Тпрррру!- и гордо добавляет,- ба!

- Ма, дай яблоко...
Но яблок у нас точно нет. Саша думает, чем заменить еще неизвестное слово "пюре"
и находит выход:
- Которое не катается!

- Саш, а что тебе сегодня в театре понравилось?
- Продавец пальто!

К двум годам Санька был очень мелким и вполне сходил за годовалого. Поэтому
страшно удивлял окружающих, начиная разговаривать.
Бабушка в метро угостила конфетой - я из сладостей покупала только фрукты.
- Ой, это кто такая прелесть? - спросил Сашка, практически уложив бабушку в
обморок.
- Это конфета,- подсказываю я.
- Ба, спасибо большое!

Вежливость - это в крови. Маленькая Маруська, когда ей давали бутылочку или
игрушку, говорила что-то среднее между "ба" и "бо",- и только потом я поняла,
что она благодарит, подразумевая "спасибо".

Мы часто требуем от детей говорить то, что не говорим сами.
- Скажи тете спасибо! - требует от малыша мама, когда "тетя" чем-нибудь угостила.
Малыш надувается, не понимая зачем,- ведь дома никто так не говорит, часто считая,
что благодарить надо посторонних - так принято. А своих домашних, да еще и детей -
так и вовсе не обязательно.