Первый Берлинский главный аэропорт - Темпельгоф

Вячеслав Демидов
8 октября 1923 года Темпельхофское поле стало Берлинским центральным аэропортом

Поскольку ХХ век был веком авиации, к всевозможным развлечениям народа прибавились авиавыставки.

Точнее, так: Международная авиавыставка 1909 года проходила во Франкфурте на Майне –  столичный же Берлин по непонятным причинам оказался на обочине, но, к своей чести, проявил гражданскую инициативу.

А именно: при непременном условии, что в Берлин прибудет со своим самолетом кто-нибудь из братьев Райт, – дал деньги Август Шерл, издатель “Берлинер Локаль-Анцайгер”. Он был одним из самых горячих сторонников аэропланов, “аппаратов тяжелее воздуха”.

Он знал, что если в 1903 году первый самолет смог продержаться в воздухе всего 59 секунд, то спустя пять лет время полета составляло 2 часа 20 минут, и последний по конструкции двухместный биплан братьев Райт “Модель А” стал первым в мире серийно выпускающимся летательным аппаратом.

Вот почему в конце августа 1909 года Орвил Райт со своим бипланом прибыл на Темпельхофское поле.

Сейчас кажется невероятным, но за двадцать четыре месяца до этого события в полеты братьев Райт никто не верил. “Их называли не "летающими” (flien), а "лгущими" (lien) братьями”, – вспоминал горячий пропагандист авиации, ее историк, будущий авиаштурман и доктор наук А. Хильдебрандт. – “Я отправился в 1907 в Дайтон и убедился в правдивости известий о полетах американцев, стал в Германии пропагандировать авиацию, выступать с докладами и статьями. Напрасно! Никто тогда не поддержал меня”.

Хильдебрандт, впрочем, немного ошибался. Интерес к братьям Райт и их самолетам в Германии был, и весьма серьезный. Незадолго до прибытия Орвила в Берлин, Август Эйлер, первый германский пилот аэропланов (пилоты воздушных шаров и дирижаблей уже были), основал свою фирму, которая выпустила по лицензии почти 60 “Райтов” различных модификаций.

Орвил Райт поднимался в воздух и с Темпельхофского поля, и с потсдамского Борнштедтерского поля (чтобы посмотрел император). Обычно полет продолжался несколько минут, но 17 сентября Орвил летал целый час и поставил мировой рекорд высоты –  160 метров.

Самолет, которого касались руки одного из “отцов авиации”, купил все тот же Шерл и выставил в 1912 году на Берлинской авиавыставке.

После Первой мировой войны аппарат был приобретен мюнхенским “Дойче Музеум”, там  благополучно пережил Вторую мировую, и вот сейчас его, слегка подреставрированного, – все-таки прошло почти сто лет! – можно увидеть в Мюнхене, где он – один из самых ценных экспонатов...

  Когда лет двести назад Берлин был совсем маленьким, то за его южными крепостными воротами "Халлешес Тор" он весь уместился бы на безлесном пространстве между крошечной мызой Дустер-Келлер и деревенькой Темпельхоф.

На этом великолепном просторе все прусские короли и императоры, начиная с Фридриха Вильгельма I (“короля-солдата”, как он себя называл), устраивали манёвры и парады.

Деревеньку вместе с Рихардсдорфом (сейчас Риксдорф), Мариендорфом и Мариенфельде в сентябре 1435 года приобрел Берлин у Балтазара фон Шливена, великого бальи Германского Ордена иоаннитов. Основали же Темпельхоф не позднее 1290 года тамплиеры, монашествующие рыцари-храмовники.

Но седая эта древность мало кого интересовала.

По воскресеньям и в праздники, когда войска уходили в казармы, тысячи берлинцев целыми семьями спешили на Темпельхофское поле. Несли корзинки с едой и подстилки – на чем полежать... Начиналось то, что у англичан называется пикник.

В одежде никаких вольностей не дозволялось: на женщинах длинные платья и шляпки, на мужчинах сюртуки и фетровые шляпы, а то даже и цилиндры... Церемонно, как в театре, прогуливались, и только те, кто помоложе, аккуратно клали на землю свои сюртуки и играли в мяч...

К времени же, о котором мы ведем речь, на Темпельхофском поле были рестораны, биргартены (пивные на открытом воздухе. куда можно было приносить свою еду), места для танцев, театры, площадки для футбола и тенниса, ипподром, небольшое поле для гольфа, а любители роликовых коньков катались на скеттинг-ринге.

Впрочем, зрители наблюдали над Темпельхофском полем не только “Модель А”, но и самолет парижской фирмы “Антуанетт”. На нем берлинец Губерт Латам, француз по национальности, прославился первым воздушным хулиганством.

Хозяин одного из крупнейших берлинских универмагов, Вольф Вертхайм, ради рекламы подбил Латама перелететь без разрешения с Темпельхофа в Иоханништаль, что и было выполнено. Операция заняла каких-то 14 минут, но полиция за действия, “представляющие большую опасность”, оштрафовала авиатора на 150 марок.

А Иоханништаль... Общество  “Дойче аэродром ГмбХ” построило этот аэродром возле Кёнигсхайде, в нынешнем районе Трептов, и 26 сентября 1909 года он стал первым официально открытым германским аэродромом, так что в дальнейшем между ним и Темпельхофом шло постоянное соперничество. Тем более, что именно на Иоханништаль приземлился Луи Блерио, прославившийся своим первым в истории перелетом через Ла-Манш.

Все же Темпельхоф победил. Другие аэродромы были слишком далеко от центра Берлина. И в начале 1922 года – года первого германского авиационного кодекса – Темпельхофское поле принялись выравнивать по аэродромным нормам. А с 8 октября 1923 года Берлинский центральный аэропорт стал обслуживать линию на Кёнигсберг.

Чуть ли не сразу на посадке разбилась машина, погибли два депутата городского магистрата. Энтузиастов воздушных сообщений это не остановило, да и следить стали более строго.

За весь 1923 год без единой аварии прошло 100 стартов и посадок, было перевезено 150 пассажиров и 1300 кг груза. Увы, “малой скорости”, а не авиационной,– плохая погода то и дело останавливала полеты... Но для того времени это все равно были массовые перевозки.

Неожиданной экологической проблемой стали темпельхофские и ньюкёлльнские домохозяйки: они жаловались, что с самолетов летят капли масла и бензина, портят развешенное белье... Естественно, конструктивные меры были приняты, и за 1927 год Темпельхоф обслужил уже 150.000 пассажиров! А начиная с 1930 года, он приобрел славу лучшего аэропорта Европы, оставив позади Лондон, Париж и Амстердам.

Однако пришедшим в 1933 году к власти нацистам было мало чисто транспортной известности аэропорта. Они желали грандиозности. Гитлер мечтал, что в 1950 году Берлин будет переименован в Германию – столицу Европы, поэтому Темпельхоф станет центром европейских авиалиний – самым большим в мире, обслуживающим шесть миллионов пассажиров в год.

А на летном поле будут проходить нацистские митинги и шествия, поэтому на крыше аэровокзала надо поставить трибуны для 80.000 зрителей.

Такое задание в 1935 г. получил архитектор Эрнст Загебиль. Он работал в берлинской архитектурной фирме одного из крупнейших архитекторов-авангардистов ХХ века Эриха Мендельсона (1887-1953), который стал знаменит после первой же своей постройки: “Башни Эйнштейна” в Потсдаме. Они сооружал по всей Германии и за границей  универмаги, заводы, жилые комплексы, больницы и виллы. Из гитлеровского государства Мендельсон эмигрировал в Англию, потом в США.

А Загебиль стал директором фирмы и в полной мере использовал ее опыт. Аэропорт надо было делать под нацистский вкус: монументальным, площадью 300.000 кв. м. По этому показателю Темпельхоф стал самым большим зданием в мире. Да и сейчас его превзошли по этому показателю лишь несколько сооружений,– скажем, знаменитый Пентагон.
 
Градостроительное решение было необычным: эллиптическое летное поле с взлетно-посадочными полосами внутри и рулежными дорожками по периметру. Северную часть его охватило дугообразное административное здание с прямоугольным операционным залом в центре, с гигантскими крыльями-ангарами для хранения и обслуживания самолетов.

Загебиль хорошо помнил провозглашенные Мендельсоном принципы функциональности, – и построил предельно удобный в эксплуатации комплекс, полностью разделив залы для посетителей, пассажиров и грузов по горизонтали и вертикали.

Началась война, но Темпельхоф строился вплоть до 1943 года. Только поняв, что всё проиграно, Гитлер отдал приказ расформировать строительные бригады и отправить людей на фронт. Почти законченные здания стали цехами авиазавода.

В апреле 1945 аэропорт захватили советские войска, потом передали американцам. Темпельхоф стал аэродромом американских ВВС, но фирма “Берлинский аэропорт” не оставляла надежд на гражданское воздушное сообщение, которое в конце концов и началось.
 
Однако перед этим еще пришлось пережить “год советской блокады”. Западный Берлин был крошечным островком, отделенным от Запада. Производства продуктов питания не было из-за малости территории, и примерно 2 миллиона жителей Западного Берлина снабжались авиацией (строившийся еще до блокады Тегель был готов к приему самолетов через 85 дней после ее начала!).

А на Рождество 1948 года американские летчики провели операцию “Дед Мороз” – доставили берлинским детям 53.000 посылок от граждан США. Особенно отличился пилот Гейл Хелворсен, который на подлете сбрасывал маленькие парашюты с шоколадом и другими сладостями, так что тысячи детей собирались на летном поле Темпельхофа и ждали прибытия “шоколадного летчика”.

Во время воздушного моста погибли 31 американец, 40 англичан и 5 немцев. Им поставлен памятник в парке у  аэровокзала: взметнувший в небо и оборвавшийся путь. Символ оборвавшихся жизней тех, чьи фамилий выгравированы на цоколе...

Но блокада кончилась, начались нормальные авиаперевозки. Когда в 1967 году число пассажиров перевалило за три миллиона, шум моторов поставил точку на проектах дальнейшего расширения. В 1975 году все международные трассы перешли в Тегель. Остались местные линии, а пустующие помещения заняли всевозможные фирмы.

Но лозунг “Темпельхоф нужно срочно закрыть” ошибочен, – утверждают эксперты. По их убеждению, Берлину нужен аэропорт для бизнесменов, прилетающих на своих самолетах: ежегодно это 20 000 человек. Притягателен Темпельхоф и для маленьких авиакомпаний с их маломестными турбовинтовыми самолетами, летающими только по Европе. В Тегеле им размещаться трудно и дорого. Тем более, что и у Тегеля пропускная способность близка к исчерпанию. Но это не всё. Темпельхофское поле смягчает климат в центре города. Ночью с 300 гектаров Темпельхофа катится в сторону реки прохладный воздух, охлаждает нагретые за день кварталы.
 
Противники аэродрома говорили: придумайте что-нибудь, чтобы не было шума, чтобы самолеты не так воняли своими выхлопными газами. Тяжелую проблему, увы, решили не в пользу самолетов. Старые аэропорты как старые люди: годы их сочтены...

Сегодня Темпельгофский аэродром после грандиозных бателий в прессе и берлинском Сенате закрыт навсегда.