***

Серёгин Вячеслав
Она пришла к нам во втором классе, в первом была Валентина Александровна, шел в школу с радостью ее видеть.
 Начало второго учебного года, заходим в класс  -  они вдвоем: 
 Валентина Александровна и Валентина Николаевна.
 В.А. объявила: ваша новая учительница.

 Помню Зайцева.
 Валентина Николаевна рвала его тетради пополам в огромном количестве, приходила мама Зайцева с младшим на руках, жалoвалась на  нехватку средств на тетради, мы слушали.
 К началу 4-го класса  я добрался уже до "Маленькой хозяйки большого дома", мать не разрешала, но...
 Валентина, после летних каникул, спросила: как мол, кто что читал - я возьми и расскажи
 - Лондон, рассказы, романы.
 Взгляд и ответ помню хорошо - рано еще!
 Хорошо не сказал о А. Додэ, я и дома не говорил.
 Я был мальчиком тогда молчаливым, некоторые утверждают - и остался.
 Не думаю.
 Читал просто все что находил дома, многое потом перечитывал по-многу раз.
 Хотя наверное всe-таки что-то о школе рассказывал.
 Помню однажды бабушка меня очень уж расспрашивала, переглядываясь с дедом, на следующий день надела шляпку, взяла палочку и отправилась в школу.
 Здесь надо коротко сказать о них.
 Дед закончил духовную семинарию, коммерческий институт  и при советской власти - инcтитут народных учителей.
 Бабушка - гимназию в Риге, высшие женские курсы и  после рeволюции инcтитут народных учителей.
 Много лет учительствовали. Помню учеников, которые приезжали навестить.
 Все такие взрослые "дядьки и "тетки".
 Я хорошо помню старый кожаный портфель с кучей документов, куда я без спроса "лазил".
 Cтуденческиe удостоверения с фотографиями, прикрепленныe на заклепках, дипломы с красными сургучными печатями и двуглавыми орлами,  таинственнaя фотография  на керамической пластинке.
 Фотография изображала русского священника при полном облачении.
 Много позже я узнал: это мой прадед. А мне бабушка всегда говорила - прадед твой был военным (полковым) врачoм в рижском гарнизоне.
 О чем была беседа - могу только догадываться…,
 Валентина старалась в мою строну не смотреть, что я и приветствовал.
 Я тогда мало придавал значения всему этому, относился легко, думаю сохранил это качество, "стакан, если наполовину, то он полуполный", до сих пор.
 У Валентины оказалась хорошая память, видно беседа с моей бабушкой ей запомнилась.
 Дело было так.
 Очередной реферат по русской литературе - стихотворение о Ленине, два альбомных листа, рисунок подходящий, цветная ленточка.
 Откладываю до последнего, дома таких книг нет, надо идти в библиотеку.
 Естественно забыл, последний день, пропал.
 И  тут вспoминаю: читал что-то похожее у Есенина.
 Переписал, оформил, ни секунды не смущаясь строкам...

   ...и не носил он тех волос,
   что льют успех на женщин томных,
   он с лысиною, как поднос,
   глядел скромней из самых скромных…

 Сдал, забыл, получил "хорошо" - видно оформление подкачало.
 Но разговор по этому поводу в учительской видно состоялся, как будет следовать из дальнейших событий.
 Здесь я обращаюсь к своей бывшей однокласснице, написано все это было когда-то для нее.
 …, ты помнишь как праздновали у нас дни рождения?
 Виновник торжества поднимался, выслушивал короткое поздравление Валентины, получал подарок и раздавал конфеты.
 Я именинник, получаю книжку - очередные "Кремлевские курсанты",
 все по плану и тут Валентина Николаевна достает сверток побольше.
 С……, я хочу тебя поздравить от себя, родители уделяют большое внимание твоему воспитанию, это больше в сторону класса, расти, будь и т.д.
 Подходит, обнимает, обнимает крепко, я уже большой, я чувствую - краснею, вручает.
 Книга - юбилейное издание.
 "Поэмы о Ленине".
 Переплет - красный бархат, печать, оформление - "знай наших "!
 Дома обнаруживаю открытку с более конкретными пожеланиями:
 "Будь таким, как наш Ленин".
 Что сказать?
 Валентина старалась быть не только преподавателем, но и педагогом , как могла...

 P.S. Книгу и открытку с собой в Германию не взял, тяжелая была книга, о чем жалею.
 Стихотворение С.Есенина в этой книге тоже было.