Она пришла к нам во втором классе, в первом была Валентина Александровна, шел в школу с радостью ее видеть.
Начало второго учебного года, заходим в класс - они вдвоем:
Валентина Александровна и Валентина Николаевна.
В.А. объявила: ваша новая учительница.
Помню Зайцева.
Валентина Николаевна рвала его тетради пополам в огромном количестве, приходила мама Зайцева с младшим на руках, жалoвалась на нехватку средств на тетради, мы слушали.
К началу 4-го класса я добрался уже до "Маленькой хозяйки большого дома", мать не разрешала, но...
Валентина, после летних каникул, спросила: как мол, кто что читал - я возьми и расскажи
- Лондон, рассказы, романы.
Взгляд и ответ помню хорошо - рано еще!
Хорошо не сказал о А. Додэ, я и дома не говорил.
Я был мальчиком тогда молчаливым, некоторые утверждают - и остался.
Не думаю.
Читал просто все что находил дома, многое потом перечитывал по-многу раз.
Хотя наверное всe-таки что-то о школе рассказывал.
Помню однажды бабушка меня очень уж расспрашивала, переглядываясь с дедом, на следующий день надела шляпку, взяла палочку и отправилась в школу.
Здесь надо коротко сказать о них.
Дед закончил духовную семинарию, коммерческий институт и при советской власти - инcтитут народных учителей.
Бабушка - гимназию в Риге, высшие женские курсы и после рeволюции инcтитут народных учителей.
Много лет учительствовали. Помню учеников, которые приезжали навестить.
Все такие взрослые "дядьки и "тетки".
Я хорошо помню старый кожаный портфель с кучей документов, куда я без спроса "лазил".
Cтуденческиe удостоверения с фотографиями, прикрепленныe на заклепках, дипломы с красными сургучными печатями и двуглавыми орлами, таинственнaя фотография на керамической пластинке.
Фотография изображала русского священника при полном облачении.
Много позже я узнал: это мой прадед. А мне бабушка всегда говорила - прадед твой был военным (полковым) врачoм в рижском гарнизоне.
О чем была беседа - могу только догадываться…,
Валентина старалась в мою строну не смотреть, что я и приветствовал.
Я тогда мало придавал значения всему этому, относился легко, думаю сохранил это качество, "стакан, если наполовину, то он полуполный", до сих пор.
У Валентины оказалась хорошая память, видно беседа с моей бабушкой ей запомнилась.
Дело было так.
Очередной реферат по русской литературе - стихотворение о Ленине, два альбомных листа, рисунок подходящий, цветная ленточка.
Откладываю до последнего, дома таких книг нет, надо идти в библиотеку.
Естественно забыл, последний день, пропал.
И тут вспoминаю: читал что-то похожее у Есенина.
Переписал, оформил, ни секунды не смущаясь строкам...
...и не носил он тех волос,
что льют успех на женщин томных,
он с лысиною, как поднос,
глядел скромней из самых скромных…
Сдал, забыл, получил "хорошо" - видно оформление подкачало.
Но разговор по этому поводу в учительской видно состоялся, как будет следовать из дальнейших событий.
Здесь я обращаюсь к своей бывшей однокласснице, написано все это было когда-то для нее.
…, ты помнишь как праздновали у нас дни рождения?
Виновник торжества поднимался, выслушивал короткое поздравление Валентины, получал подарок и раздавал конфеты.
Я именинник, получаю книжку - очередные "Кремлевские курсанты",
все по плану и тут Валентина Николаевна достает сверток побольше.
С……, я хочу тебя поздравить от себя, родители уделяют большое внимание твоему воспитанию, это больше в сторону класса, расти, будь и т.д.
Подходит, обнимает, обнимает крепко, я уже большой, я чувствую - краснею, вручает.
Книга - юбилейное издание.
"Поэмы о Ленине".
Переплет - красный бархат, печать, оформление - "знай наших "!
Дома обнаруживаю открытку с более конкретными пожеланиями:
"Будь таким, как наш Ленин".
Что сказать?
Валентина старалась быть не только преподавателем, но и педагогом , как могла...
P.S. Книгу и открытку с собой в Германию не взял, тяжелая была книга, о чем жалею.
Стихотворение С.Есенина в этой книге тоже было.