Психолог, разоблачающий шаралатнскую мистику

Константин Маслюков
Целью одного из наших проектов, который называется «Другая сторона», является не только знакомство аудитории с некоторыми, например, традиционными психологическими упражнениями и методиками. Но и информирование людей о том, какую, предположим, конкретную и практическую пользу им могут принести в повседневной жизни, специфические эзотерические и мистические практики, которые, строго говоря, не являются научными. Но при этом, они эффективны и могут успешно применяться, в том числе, в сочетании с практиками психологическими.
 
Хотя сами специалисты-психологи по этому поводу имеют, отличную от моей, точку зрения. И в этом я еще раз имел возможность убедиться в Донецке при проведении там презентации нашего проекта.
 
Во время обеденного перерыва ко мне подошла серьезная с виду женщина лет сорока. Она сказала, что хотела бы со мной переговорить и вручила мне визитку, на которой я прочитал, что Раиса Сергеевна является кандидатом психологических наук и директором тренингового центра.
 
Понятно, что возможность знакомства и общения с квалифицированным специалистом меня заинтересовала. Так что мы зашли в ближайший бар, заказали себе кофе. И я сразу же поинтересовался тем, почему Раиса Сергеевна решила посетить презентацию проекта?
 
«Я стараюсь быть в курсе всего нового, что происходит у нас в городе – ответила она – А тут заявлен новый информационный проект. И новый для нас тренер. Ведь Вы, Константин, кажется, ни разу прежде не выступали в Донецке»?
 
«Действительно, до сих пор здесь я не проводил своих семинаров» – сказал я, догадавшись уже по сосредоточенному выражению своей собеседницы, что настроена она недоброжелательно. Так что, скорее всего, в свой адрес я от нее услышу не слова похвалы, а многочисленные критические замечания.

«Знаете – после некоторого молчания, решительно заговорила Раиса Сергеевна – мой выбор стать профессиональным психологом был не случайным, а осознанным. И я всегда чувствовала в себе желание оказывать помощь другим людям. И к своей работе я отношусь с очень большой ответственностью. Ведь попытки вторгаться в мышление человека всегда сопряжены с опасностью нанести ему вред, а не пользу. Тем более, если такое воздействие оказывает не специалист, а дилетант. Я, например, и кандидатскую диссертацию защитила для того, чтоб повысить свой профессиональный уровень. А сейчас я уже несколько лет напряженно работаю над своей уже докторской диссертацией».

«Это достойно уважения» – сказал я, надеясь, что Раиса Сергеевна не почувствует моей скрытой иронии по этому поводу. Ведь у меня в душе нет особенного пиетета к каким-либо научным званиям. И я давно уже не ставлю знака тождества между дипломом «в кармане» и теми знаниями и практическими навыками, которыми, на самом деле, обладает этот человек. Впрочем, для того, чтоб прийти к такому пониманию, мне самому потребовалось в прежние годы закончить, например, не один, а несколько институтов.
 
«Так, вот – продолжила Раиса Сергеевна – в том, что касается подачи Вами, Константин, во время сегодняшней презентации, материала о различных психологических практиках развития самоконтроля мышления, то здесь я, как квалифицированный и опытный специалист, более или менее согласна с Вами. А, вот, все, что касается так называемых мистических практик, то, на мой взгляд, говоря об этом, Вы просто морочите людям голову! И я, как профессиональный ученый, никак не могу в этом с Вами согласиться! Вы демонстрируете людям какие-то глиняные «горшки»! И утверждаете, что эти реконструкции трипольских ритонов являются гармонизаторами пространства. Какие, спрашивается, научные доказательства Вы можете привести по этому поводу? Это же касается и, так называемых, непальских «поющих» чаш, на которые Вы тоже ссылаетесь в своем выступлении. Однако, где, например, убедительные результаты научных экспериментов и исследований о том, как эти «металлические казанки» влияют и воздействуют на мышление и организм человека? Ну, а Ваша информация о непонятной и, якобы, сакральной Силе, украинского национального заповедного комплекса «Каменная могила» - все это и вовсе не выдерживает никакой научной критики»!
 
Высказав все это, Раиса Сергеевна внимательно и строго посмотрела на меня и сказала дополнительно о том, что только ее корпоративная солидарность со мной, как с коллегой-тренером, была причиной тому, что она не разнесла меня «в пух и в прах» непосредственно во время самой презентации проекта. Поэтому-то, она и решила для начала поговорить со мной наедине.
 
И она убедительно настаивает на том, чтоб на своем мастер-классе, сразу же после обеденного перерыва, я или сам бы отказался от продолжения разговора о «шарлатанской мистике». Или, если я этого не сделаю, то уже она во время занятий обязательно возьмет слово и откроет людям глаза на то, что здесь их элементарно дурят и вся эта информация не имеет ничего общего с научной психологией.
Не знаю, какой реакции на свой жесткий "ультиматум", ожидала от меня Раиса Сергеевна. Но, судя по выражению ее лица, она сильно удивилась, когда я обрадовано согласился с тем, чтоб мой мастер-класс начался, именно с ее разоблачительного выступления.
 
«Давайте – сказал я – мы, так и поступим. Я охотно предоставляю Вам такую возможность. Тем более что формат занятий во время проведения мастер-классов, в отличие, например, от семинаров, позволяет произвольно изменять его программу. Я действительно, начну свой мастер-класс с того, что предоставлю Вам слово, а далее мы увидим то, как аудитория воспримет и отнесется к Вашему научному разоблачению «шарлатанской», как Вы, Раиса Сергеевна, утверждаете, мистики».
 
Какое-то время Раиса Сергеевна сидела молча, глядя внимательно мне прямо в глаза, и, вероятно, обдумывая то, почему это я соглашаюсь, причем, охотно и с легкостью, дать ей возможность для выступления. После этого эта нахмурилась и сказала: «Вы, Константин, оказывается, являетесь довольно опытным манипулятором. И, судя по всему, имеете в этой области специфическую и профессиональную подготовку. И я вижу, что Вы сейчас уже наперед просчитали то, что за время презентации проекта, Вам удалось вызвать интерес и доверие к себе у собравшейся аудитории. И вы, предлагая мне выступить перед этими людьми, по сути, «подставляет» меня. Но я на Ваши «уловки» не поддамся, а прямо сейчас я с Вами распрощаюсь и уйду»
Раиса Сергеевна, к сожалению, действительно, ушла. И она даже не захотела понять того, что суть моего к ней предложения заключалась, вовсе, не в попытке манипулировать ситуацией.
А я, вполне искренне хотел, чтоб участники презентации получили возможность выслушать и ее точку зрения. Для того, чтоб впоследствии, они могли бы самостоятельно определиться, насколько, например, «шарлатанской» является мистика. И, насколько научная психология вправе претендовать на свое исключительное и монопольное положение в том, что касается «человековедения»