Бесприютные

Анна Герасимова
Эта история началась в июне прошлого года в маленьком селе Амурского района, когда в результате пожара сгорел один деревянный дом. К счастью, в огне никто не пострадал.
Устанавливая причины пожара, выяснилось, что 35-летняя хозяйка сгоревшей лачуги уже неделю гостит в соседнем селе у своего знакомого. Причём двух малолетних дочерей - четырёх и семи лет - она оставила дома на произвол судьбы. Девочки чудом не погибли в пожаре. Как раз в это время голодные дети пошли к родственникам в надежде найти там кусок хлеба. После этого вопиющего случая сотрудники полиции поставили неблагополучную семью на учёт. Инспекторы по делам несовершеннолетних досконально изучили обстановку в семье. Что и говорить, картина вырисовывалась плачевная. Мать-кукушка про детей вспоминала редко, предпочитая воспитанию попойки со знакомыми и малознакомыми приятелями. Отец девочек умер больше 5 лет назад, с тех пор вдова не утруждала себя работой. Ей вполне хватало того, что давало государство – социальные выплаты по потере кормильца и детские пособия. В общей сложности ежемесячно женщина получала причитающиеся ей по закону 15 тысяч рублей социальных выплат, что в деревне считается доходом более чем приличным.
После пожара мать-одиночка поселилась у сожителя, вместе с которым они пропивали всю имеющуюся наличность. Дети по-прежнему были предоставлены сами себе, питались тем, что оставалось на столе после родительских «празднеств». Холодильник, как правило, стоял пустой. Изредка там появлялось что-то отдалённо напоминающее пищу: рыба с душком или непонятное месиво в грязной кастрюльке, откуда-то принесённое матерью. Не удивительно, что дети предпочитали есть то, что давали сердобольные соседи, жалеющие несчастных вечно голодных ребятишек.
Полицейские и представители органов социальной защиты населения неоднократно посещали женщину на дому, вызывали на комиссии, в отдел полиции, но профилактическая работа результатов не приносила. Горе-мать по-прежнему вела асоциальный образ жизни, порой сутками не вспоминая о своих детях. Материальная помощь, выделяемая семье местной администрацией из материального фонда на обустройство дома и быта, детскую одежду и канцелярские принадлежности, незамедлительно пропивалась. Когда пришло время отдавать старшую дочь в школу, сборы ребёнка легли на плечи всё той же социальной защиты. В рамках акции «Помоги собраться в школу» девочке купили всё необходимое: от нижнего белья до школьной канцелярии, организовали бесплатное питание в школе.
В небольшом селе каждый житель на виду, поэтому обыватели сразу заметили синяки и ссадины на теле первоклашки. На сей раз в дело вмешались дознаватели местного отдела полиции. В ходе расследования было установлено, что отчим, находясь в пьяном угаре, поднимал руку на ребёнка. Соседи рассказали стражам правопорядка, что не раз выходили на защиту перепуганной девочки. В отношении мужчины возбудили уголовное дело по статье 116 УК РФ (побои). В настоящее время дело передано в суд, который и определит меру наказания.
Мать заброшенных детей снова вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних, но она туда явиться не пожелала.
Тем временем инспекторы полиции получили тревожные сигналы из школы. Первоклассница училась, мягко говоря, неважно. Знания усваивала с трудом, домашние задания не делала вовсе. Да и отношения со сверстниками у девочки не складывались. Дети старались обходить стороной замкнутую неопрятную одноклассницу, дразнили её «грязнулей». Закончилось это вполне предсказуемо – девочка начала пропускать занятия. Встал вопрос о её переводе в специализированную школу-интернат для детей с замедленным психическим развитием.
Последней каплей в чаше терпения сотрудников полиции и органов местного самоуправления стало сообщение о том, что девочка почти неделю не проживает дома, не ходит в школу. Жители села рассказали, что видели ребёнка в сгоревшем доме. Именно они кормили сбежавшую из дома девочку и её маленькую сестрёнку. Выяснилось, что старшая из них, опасаясь побоев отчима, даже на ночь не возвращалась домой. Испуганная и отвергнутая, она спала в шкафу, сохранившемся в обугленных развалинах…
Ранним воскресным утром комплексная комиссия, в которую вошли сотрудники полиции, глава поселения, директор местной школы, социальный работник и сельский фельдшер, отправилась в «нехороший дом». То, что предстало перед их глазами, назвать жилым помещением язык не поворачивался. Грязь, запустение и жуткое зловоние царили повсюду. Ни детских кроватей, ни, тем более, постельного белья, зато в избытке грязное тряпьё, немытая посуда. Каких бы то ни было продуктов питания, пригодных для употребления в пищу, членам комиссии обнаружить не удалось. Хозяйка и её сожитель находились в состоянии сильного алкогольного опьянения, беспризорные дети играли неподалёку. Местный фельдшер тут же осмотрела ребятишек: обе девочки были очень грязными, а у старшей обнаружилась форма 20. Очевидно, мать длительное время не мыла своих детей.
Старшая дочь наотрез отказывалась жить с матерью, опасаясь побоев отчима. Кстати, соседи подтвердили слова девочки, так как неоднократно вставали на защиту ребёнка, когда пьяный мужчина гонял её по двору.
Условия, в которых приходилось жить несчастным детям, официально признали угрожающими их жизни и здоровью. Полицейские забрали девочек из семьи и поместили их в местный социальный приют. Здесь они первый раз в жизни почувствовали себя в безопасности. Сытые, одетые в новую чистую одежду, они получили возможность играть с другими детьми и яркими игрушками, спать в чистой постели.
Что касается матери девочек, правоохранительные органы усмотрели в её действиях признаки состава преступления, предусмотренного статьёй 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). В отношении женщины возбудили уголовное дело. На сегодняшний день отделом по делам опеки и попечительства направлено исковое заявление в суд о лишении горе-матери родительских прав.
Такое решение нисколько не расстроило женщину. Напротив, она испытала явное облегчение, ведь теперь ответственность за её детей целиком ляжет на плечи государства. Из социального приюта девочки, оказавшиеся обузой для собственной матери, отправятся в детский дом. Так уж получилось, что маленькие сестрёнки таким поворотом событий тоже нисколько не обеспокоены. Напротив, они с надеждой смотрят в будущее и, видимо, постепенно забудут свои недетские мытарства при вечно пьяных родных как страшный сон.

Конечно, помещение детей в детский дом при живой матери «хэппи эндом» не назовёшь, и всё же  там настрадавшиеся ребятишки получат заботу и участие, в которых они, безусловно, нуждаются.
Напоследок хочется ещё раз призвать людей быть немного отзывчивее к чужой беде, особенно если под удар попали беззащитные дети. Если вы видите, что рядом с вами взрослые люди бьют и издеваются над ребёнком, если маленький гражданин брошен на произвол судьбы, не оставайтесь равнодушными! Пусть именно ваша рука помощи, протянутая нуждающемуся ребёнку, станет для него началом светлого и доброго в жизни. Ведь чужих детей не бывает!

Анна Герасимова,
г. Хабаровск