Жизнь Рэма Юстинова. Вопрос 21

Елена Андреевна Рындина
ВОПРОС ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ (ПОСЛЕДНИЙ И СУГУБО ЛИЧНЫЙ).
                А ЖЕНЩИНЫ  -  ПОТОМ?

       Нетрудно предположить, чем мог очаровывать представительниц прекрасной половины человечества Рэм Александрович Юстинов в молодые свои годы. Во-первых, он был студентом столичного (и  -  модного!) высшего учебного заведения; во-вторых, на его обаянии не могла не сказаться «школа Черкасова»; в-третьих, сама по себе  -  молодость уже дарит любому явные преимущества в этой хрупкой сфере человеческих взаимоотношений.  Декабристкой уехала за своим суженым Нина Николаевна Юстинова, вольно или невольно стала помощницей во всех начинаниях неугомонного супруга, постепенно стерев из назойливой памяти собственные мечты-устремления. Всю себя положила на алтарь его побед. И сгорела раньше победителя. Всё объяснимо.
       Любви все возрасты покорны… И с этим не поспоришь. Но…Женщины-голубушки, вы любили когда-нибудь мужчину следующих достоинств:
                -   рост  - ниже среднего;
                -   комплекция  -  «три  -  в одном»;
                -    лоб, оканчивающийся в районе затылка;
                -    периодически пользуется слуховым аппаратом и очками с пугающе-толстыми линзами;
                -   возраст   -   мягко выражаясь, за семьдесят…
       Не влюблялись в таких? А ваши подруги? Тоже  -  нет?
       А я такую ненормальную каждый день вижу …в зеркале. Она прошла, эта любовь, но она была! Родные, подруги-женщины, друзья-мужчины  -  никто не понимал и не принимал моего чувства («Ты с ума сошла?»  -  одна из самых мягких реакций в доверительно-дружеских беседах). Понимала ли я сама, что произошло? Полагаю, нет. А зачем? Я просто жила счастьем встреч и горечью разлук с любимым человеком.
       По-прежнему не верите? Возможно, вас убедят объективные свидетели того времени, которые выскакивали из-под моего «пера» (и днём, и ночью), не спрашивая, нужны ли они, а лишь требуя зафиксировать их наличие. Пред ними я была беззащитна…
       Беззащитна и перед вами. Читайте, во что превращаются мысли русской женщины, испытавшей невероятные взлёты и жесточайшие падения так и не изученного до конца никем чувства под кодовым названием «любовь»…
       Я высунула голову из машины и вдруг, обнятая лёгким и тёплым ветром, ощутила на своей спине давным-давно позабытую тяжесть двух косичек (сестра постригла меня ещё классе в пятом, и никогда больше не отрастали мои волосы до длины, позволявшей их во что-то сплести). Слова и мелодия родились вместе:
               
                ДОРОГА К СЧАСТЬЮ
                Ветер трепал мне косы
                (Косы, которых нет…)
                И обмывали росы          
                Новой любви рассвет:
                Выплыла мне дорога
                Лентою серебра
                (Я не просила много –
                Как ты, Судьба, щедра);
                Зелень лесов и пашен
                Сыпала изумруд,
                Радость нашли мы нашу  -
                Циники всё нам лгут;
                Дождь проблестел форелью,
                Счастьем нас окрестив,
                Не умолкали трели
                В кроне берёз и ив.
                Море небес застыло
                Ватою облаков.
                Взглядом шепни мне, милый,
                И улыбнись без слов.
                Пахнет дурман-травою,
                Хоть её  -  не найти,
                Ни от кого не скрою –
                Мне с тобой по пути! 
       Здесь всё (и серебристо-короткий дождь  -  тоже) правда…

              Прозрение наступило быстро. Агония длилась долго

                Напои меня чаем,
                А не то  -  заскучаю,
                Обними меня крепко:
                Я  -  «рубаха», я  -  «кепка»…,
                Посмотри, я какая  -
                Вся тобою больная
                (Ты  -  один и навеки!  -
                Вспять помчалися реки…)
                Стал ты жизнью моею,
                Но…уйти я сумею…

                ОБИДА
                Ты не умеешь обижать,
                Но я умею обижаться:
                Зачем ещё чего-то ждать,
                Когда глаза кричат  -  «Расстаться!
                Сейчас! Сегодня! Навсегда!...»
                И вновь тоска во мне завоет  -
                Ну не взошла моя звезда!
                И кто-то нам могилу роет…
                И поперхнулся соловей,
                Бреду по жизни побирушкой:
                Хотела музой стать твоей,
                А стала  -  сломанной игрушкой.
                В меня не захотел играть
                Малыш со взрослой головою,
                Могла бы скрипкой твоей стать,
                А стала  -  порванной струною…

         
                ЧТО ЛУЧШЕ?  -  ГЕНИЙ ИЛЬ ПОРОК?
                Ты утомил меня любовью
                И…равнодушием своим:
                Как это оказалось больно,
                Что ты в себе непобедим.
                Тебя украсть я захотела,
                Зацеловать (всего-всего),
                Глаза  -  в глаза, а тело  -  в тело…
                Как ты не понял одного?  -
                Сильней моей любви на свете
                Бог не придумал ничего:
                Мы счастье пили, словно дети,…
                И  -   поплатились за него!...
                Наверно, так кому-то нужно
                (Вот только бы понять  -  кому?!)
                Я улыбнусь тебе натужно,
                Усвоив истину одну,
                Ступая горю на порог,
                (Вновь  -  и горда, и одинока)…
                Всегда безжалостен Порок,
                Но Гениальность  -  так жестока…


       Должна кого-то обрадовать, а кого-то разочаровать, что в своём  необъяснимом чувстве я была не одинока (как минимум, ещё две женщины претендовали на безраздельное господство над сердцем «башенного сидельца»). Не мне судить, искренними ли были их эмоции, я же мучилась неподдельно…
               
                ЖЕНСКИЕ МЫСЛИ О МУЖСКИХ ПРОБЛЕМАХ

                Мы тебя делим  -  тебе надоело,
                Это легко понять:
                Ведь не мужицкое это дело  -
                Пятиться вспять и вспять.
                Ты заблудился «в трёх соснах» наших
                (В мудрых глазницах  -  смог),
                Как тут узнать, которая краше  -
                Лоб твой уставший взмок.
                Здесь гениальность не даст тебе силы  -
                Истина мне видна:
                В том, что с любовью роднит могилу  -
                У каждого лишь одна.
                Ты возразишь, что бывает братской  -
                Общей, значит, она.
                Трудно ли разобраться?  -
                Милый  -  это война…
                *******
               
                «А не люби!»  -  и всё так просто?
                Ты  э т о  произнёс всерьёз?
                Здесь, видно, просто «болезнь роста»
                Безумий наших, но вопрос
                Во мне застрял неумолимо:
                Ты сможешь ли когда прозреть,
                Что не любить сейчас, мой милый,
                Сродни приказу  -  умереть…


                ТЫ ГОВОРИЛ

                Ты говорил, что всё  -  от Бога.
                Ты верил ли когда в него?
                Я запросила слишком много?  -
                Я не просила  ни-че-го!
 Ты говорил, что я  -  подарок,
 Что ж он так быстро надоел? –
 Огонь любви был слишком ярок?
 Он ослепил тебя для дел?
 Ты говорил, что  -  не волчица,
 И что не одинока я,
 И боль моя мне только снится,
 И ты теперь  -  семья моя,
 Моя защита от ударов,
 Мне уготованных судьбой,
А получилось, ты -лишь кара
За то, что встретились с тобой…
И что ты, добрый, мудрый, милый,
Теперь предложишь мне взамен?  -
Цветочный холмик над могилой?
Иль -  череду моих измен?
Второе… Знаю…-   так же проще
Себя принять и оправдать:
Ты  -  агнец из зелёной рощи,
Я  -  сумасшедшая и б…дь 

       Являясь категорическим противником применения ненормативной лексики в печатных произведениях, вынуждена констатировать (вот иногда и вспомнишь  -  «не судите…»), что без этого, данного с возможными сокращениями, слова накал моего тогдашнего настроения просто будет не понят читателем. Простите, если можно.


       УСТАЛОСТЬ
Всё закружилось с новой силой
(Мне б  -  отдохнуть),
Но ты трубишь «тревогу», милый,
И снова  -  в путь.
Нам наших ран и переходов
Не сосчитать,
Надежд своих торопишь роды
(А мне б  -  поспать).
Устала я, но ты не видишь:
Т а к  всё равно…
Меня ничем уж не обидишь
(Болит ребро…)
Я так мудра  -  как кедр и осень,
Тебе б понять:
Меня нельзя, родимый, бросить
( Лишь  -  потерять…)

          РЕВНОСТЬ
Ты так же откровенен с ней,
Как и со мной?
Тогда, пожалуйста, не смей
Мне быть мечтой!
Тогда, пожалуйста, смирись
И  -  отпусти:
Я больше не желаю ввысь  -
Прости, прости…
Хватило в жизни взлётов мне
И  -  синяков…
И расплатилась я вполне,
Без слёз, без слов:
Я вечной болью своих глаз
Всё отдала;
«Проснись»,  -  не для меня приказ:
Я не спала!

      НЕ ПОРТИ ПЕСНЮ
Ты отдохнешь в моей любви
И…повзрослеешь,
Хоть больше уж, чем мы седы  - 
Не поседеешь.
Хотя, чем больше мы больны,
Не заболеешь…
Но в этом нет моей вины,
И ты прозреешь:
Прогнав мою любовь к тебе,
Убьешь обоих…
Так не противься же судьбе,
Ведь вьюга воет
Нам в спины прожитым уже
(А сколь осталось?..)
Так улыбнись нашей звезде  -
Какая малость!
Ухмылкам всем наперекор
Мы будем вместе:
Ведь нам не нужен грустный хор  -
Не порти песню!

      В И Ж У
В тюрьме моего обаяния
Долго не выдержал ты:
Не говори  -  «до свидания»  -
Бредом стали мечты.
Мне вновь выплывает навстречу
Жгущий по жизни май,
Другим оставь свои речи  -
Глазами стонешь «прощай»…

 ЖЕНСКАЯ ЖАЛОСТЬ
Совсем не любя уже,
Но (женщина!) так жалея,
На злом звеню вираже,
Как память и ворожея.
Лечу тебя взглядом глаз
И лаской привычных рук,
А знаешь ли, сколько раз
Ты был на грани разлук?
Отца искала в тебе,
А снова нашла ребёнка
(Наверно, мне по судьбе  -
Рвать там, где ломко и тонко)…
Искала защиту я,
Хотя  -  надеясь, едва ли,
Казалось мне  -  я звала,
А это вы меня звали…
          

Я бросила к твоим ногам
Всё то, чего ты не достоин.
Во мне пощады нет к врагам,
Но ты, мой друг, увы, не воин;
И я не в силах воевать:
Мешают боль моя и жалость  -
Вся та, потрёпанная, рать,
Что от любви к тебе осталась…
         *******

Твоё величие  -  то не твоя заслуга,
А только бред больной моей души.
Наверное, мы встретили друг друга
На горе… И расстаться поспеши,
Поскольку я ушла… Ты не заметил,
Что рядом  -  только оболочка моих глаз,
А я уж без тебя живу на свете:
Не повезло  -  такою родилась,
Прощать обиды, мелкие, но злые,
Мне не дано  -  суди меня, Господь!
Я, как и в годы, слишком молодые,
Всё делаю совсем наоборот
Предназначенью бабьему в России,
Сжигающему каждую дотла,
И, как меня об этом ни просили,
Я дважды в одну реку не вошла…
       *******
Я не убежала, а    у ш л а.
Это значит: нет к тебе возврата,
Не «метёт по-новому метла»,
И судьба ни в чём не виновата;
Просто ты самонадеян так,
Как бессмертна в гениях гордыня,
Потому, нелепый мой чудак,
Ты свободен от меня отныне!

   ТАК НЕ МОГУ С ТОБОЙ
Если бы ты был красивым,
Если б ты был молодым,
Я бы нашла в себе силы  -
Я бы ушла к другим:
Их много вокруг, охочих
До бабьих осенних ласк,
Они украли бы ночи,
Когда моя боль родилась.
Мир соткан из лжи и яда,
Но так не могу с тобой,
Хотя как была бы рада
Отбросить сомнений рой
И жить! По нелепым законам,
Созданным нищетой
И падшими, что на тронах…
Но так не могу с тобой!
Ты двери всем отворяешь,
Сделав глаза западнёй,
Меня ж  -  каждый день теряешь,
Смешно-нелепый такой…
Давно бы я убежала,
Встретив судьбу, как бой,
Вырвав любовь, как жало,
Но так не могу с тобой…
Меня ты поманишь снова,
Лениво махнув рукой,
Смахнула б плечом оковы,
Если бы  -  не с тобой!
Ты выписал всем билеты
Брести сквозь зной и пургу
(Не нравится мне всё это, 
Противиться  -  не могу…

 ЗАЧЕМ?  или  ВОПРОС БЕЗ ОТВЕТА
Ты ворвался опять, но  за-чем,
Когда всё уже отболело:
Я себе поклялась и всем!
Лишь предательски бьется тело,
Вспоминая ласки твои
И слова сладчайшей неправды…
Я же знаю, что  н е т  любви,
Так чему мы сегодня рады?
Как же я тебя презирала,
Как постыл ты был, как немил!
Неужели мне боли мало?
Чем сегодня меня купил?
Мне бы хоть на денёк уснуть
От того, что всех понимаю,
Мне б  -  бежать от тебя, (мне б  -  в путь!),
Но судьбою  -  шляться по маю
И жалеть надежды твои
На власть вечную надо мною…
Пусть поют  т е б е  соловьи!
А я снова волчицей вою…
       *******
Я уже больна обманами,
И со мною так нельзя:
Незапёкшимися ранами
Укоряют лже-друзья…
Много чар в мужицкой вольнице!
Одного вам не понять:
Знаем мы, когда довольны вы,
Созерцая свою «рать»,
Детскую браваду видим мы
Через мужества черты…
Вот незримыми обидами
«Разменял» меня и ты…

  В С Ё !
Девочки!  Раз-лю-би-ла!
Мальчики!  Не мо-гу
Жрать, что сердцу не мило:
Не нравится мне рагу,
Я презираю подлость
И не-на-ви-жу (!) ложь.
Каждому  -  сколько Бог даст
(Скоро ты всё поймешь).
Взять меня побоялся,
А отпустить  -  слабо?
Зря только расстарался,
Сталкивая на дно:
Я становлюсь сильнее,
Если меня убивать,
Словно сестру Антея,
Спасает Земля  -  наша мать;
Я упаду, и  -  больно,
И поднимусь не раз
(Значит, с меня довольно
Мыслей твоих и фраз).
Витиеватой ложью
Больше не купишь меня:
Веря лишь в помощь Божью,
Жду рассвета и дня!
       Но и столь конкретные названия и содержание предыдущих стихотворений не спасли меня от продолжающейся ломки на фоне разрушающегося чувства…


                НЕВОЛЬНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
                Я, к сожалению, люблю тебя опять
                (А может, к счастью  -  раз так Бог устроил)…
                Хоть ран, нанесенных тобой, не сосчитать,
                Но ты вдвойне мне дорог, или  -  втрое…
                И гордость жалостью к тебе утомлена,
                А злость растоплена невинным взглядом,
                И мыслями я снова не одна:
                Не видясь  -  целый день с тобою рядом.
                Ах, мудрый безбородый аксакал,
                Я так устала жить одной надеждой:
                Её приют так призрачен и мал,
                Что скоро взвою, но  -  сильней, чем прежде!
                *******
                Не надо со мною так было  -
                Нам не вернуться назад:
                Я много и слишком любила…
                Да разве за это казнят?
                Мы пели с тобой одно
                И презирали  -  тоже.
                Теперь я  -  камень на дно,
                А кто же тебе поможет?
                Ты нужен многим и сразу,
                И я десяткам нужна,
                Они поглотят наш разум,
                Но будет душа одна
                Биться, как зверь в неволе,
                Как птица в клети золотой…
                Заснуть бы навеки, что ли,
                Во сне завладеть тобой,
                Свободным от дрязг и сплетен,
                От боли от головной…
                (Там были б честны, как дети,
                Там был бы ты только мой).

        *******

Ну, докажи себе  -   н е   н у ж е н,
Ну,  д о  -  к а  -  ж и!...
И вдруг, со вздохом, обнаружишь,
Что надо…жить.
Со стоном вдруг глаза откроешь:
Опять рассвет
(И ничего уже не скроешь  -
Не двадцать лет).
Ильинка в белом сарафане  -
Юна всегда,
А у меня на первом плане  -
Опять беда.
Лениво пальцем позови  -
Удержишь силой:
Я не вольна в своей любви,
Пусть, несчастливой…
             
      ЧТО ТЫ НАДЕЛАЛ?
Свидетель Бог: ни в чём не виновата  -
Любя, жила в мучительном бреду.
Всю жизнь тебе отдать могла когда-то!..
Сегодня же  -  и трёх дней не найду.
               
       ГОРДЫНИ ГРЕХ
Убил! Я понимаю, что раскаялся…
Убил! И понимаешь, что расстались мы…
Ушла! И ты остался один…
Ушла! Себе прибавив седин…
               
МЫСЛИ ЗА ЗАКРЫТЫМИ ДВЕРЯМИ
Я к дверям прибила подкову,
На стене висит твой портрет…
Почему же снова и снова
Мне надежды на счастье нет?!
И приходится снова прятать
Мне глаза от взрослых детей,
И ничем не унять себя, как
«Лебединой песней» своей:
Только взгляд его изумлённый
Умоляет молча  -   живи!
И опять плыву по законам
Неудавшейся вновь любви.
Ну а ты, со стены  - испуган,
Как справляться с бедой привык?
Мною ты не будешь обруган:
Я тебе покажу язык
И стремглав унесусь навстречу
Новой жизни и муке своей,
Соберу своих мыслей вече,
Никому не открыв дверей.
          
Р.S. 
Портрет, подаренный тобою,
Висеть оставлю на стене
(Честна всегда, зачем вдруг скрою?  -
Мне было хорошо вполне,
Любила слишком и всерьёз…)
Но, с правдой встретившись лицом:
Ты из гиганта моих грёз
Вдруг выплыл маленьким…лжецом.
       Было. Прошло. Любила. Люблю. Другого.
Но, конечно, живя в одном городе, дыша, в принципе, одними и теми же интересами, мы не могли не встретиться по прошествии какого-то времени…

                ДАЛЬНЯЯ РОДНЯ
                Ты сказал  -  «родная»…
                Через пару лет…,
                Словно бы роняя
                В руки мне букет,
                Словно извинений
                Пользу мне даря…
                Нет, заблудший гений,
                Растревожил зря:
                Выпила до дна я
                Горе бытия,
                И теперь  -  родная
                (Только  -  не твоя),
                Не с тобою мысли
                Грешные мои,
                Не с тобой мы вышли
                К краешку Земли,
                Не с тобою, тая,
                Греюсь у костра:
                А «родня» такая  -
                Даже не сестра…

       Вот только став «дальней роднёй» для хозяина «Знаменки», я смогла избавиться от чувства, пожиравшего меня на глазах у оторопевших родственников, друзей и знакомых. Только полюбив другого (и так же сильно!  -  наверное, не дано мне по-другому: не умею «коптить»), и будучи любима другим, «обычным», мужчиной, поняла я, что этап странной влюблённости в нашего героя совсем не зря был послан мне небесами.
       Остыв от чувства-наказания, прозрела я для другой миссии  -  человека, который должен рассказать почти всю (вся доступна лишь Богу, а что-то просто по этическим соображениям необходимо  оставлять «за кадром») правду о затворнике Знаменской башни (ведь он до недавнего времени не только работал  -  много лет жил в ней!)
       О нём необходимо знать каждому, живущему в Ярославле. Встретивший его (а теперь  -  и воспитанников Рэма, подобных Симоненко), получает реальный шанс на какое-то счастливо-необычное изменение в своей жизни, на весеннее обновление…
       Ведь Юстинов, если не брать во внимание внешние данные, совсем не изменился со времени своего неспокойного детства. Позвонив мне как-то в текущем году, он растерянно-беспечно прочирикал:
-   А знаешь, у меня, оказывается, сегодня  -  День рождения…               
     Думаете, когда родился Рэм Александрович? Хотя бы догадываетесь? Правильно  -  ПЕРВОГО МАРТА, в День рождения ВЕСНЫ. Всё логично.