Вступительные замечания - два

Борис Кудрявцев
    
   Любопытное явление – тяга артиста к перемене мест… Он склонен к миграции из театра в театр, потому как уверен, что в своем, нынешнем заведении, он недооценён, не признан, не востребован пропорционально своему таланту…
       Пока артист маленького заштатного убогого городского театра болтается на гастролях от района к району в пределах своей области, эти его амбиции только разъедают  его изнутри, но совсем другое дело, когда театр в кои-то веки приезжает, скажем, в «столицу» области, в областной центр. Ведь понятно, что всякий артист, каждый артист давно и нервно ощущает себя областной «звездой». А тут – такой гастрольный случай! Вот уж где он покажет себя во всей красе! И вот уж, конечно, областное начальство, областная режиссура и критика его непременно заметят, оценят и сразу пригласят в областной театр на крутые роли и на соответствующую тарифную категорию!…
     Подобные радужные надежды подпитывались еще и тем, что такие случаи действительно иногда происходили. Редко, но бывали же! Вот почему всякий артист на таких гастролях демонстрирует «африканские страсти», рвет кулисы и рубаху на груди и надеется, всем своим неудовлетворенным сердцем, надеется на перемену Судьбы…
      А режиссер такого театра – он что? – рыжий? Или лысый? А даже если лысый – тем более! Он – гений - уже полысел в этом своем захудалом театре, растрачивая свой талант на этих бездарей- актеров и эту дуру - публику!!! Пора, брат, пора перебираться на другие широты и высоты! А там – в областном центре – начальство и местные театралы, наконец, увидят его нетленные режиссерские пёрлы и шедёвры, поразятся,  оценят и позовут – если не главным, то очередным, не очередным, так хоть на постановку.… Ну, на худой конец, по давности лет и совокупности преступ…, пардон, творческих достижений – звание дадут. Заслужённого,  а то и народного…
      А дирекция?! Да любой директор периферийного театра спит и видит, как ловко он руководит областным театром имени…неважно кого… лишь бы в центре.… Вот ужо привезет он  коллектив, все сразу обратят внимание на уровень организации и административных достижений и тут же позовут возглавить что-нито в большом городе. Ну, или хоть звание присвоят…. Ладно, на худой конец, денег подкинут – на ремонт крыши, на замену кресел в зале, на новый светорегулятор или на накладной сценический круг.…  А то и автобус подарят, или одну-две административных ставки.… А что!?
     Бывало же! Такими легендами полна была российская театральная жизнь.… Без фамилий, без адресов и  географии, да и Бог с ними! Разве это важно?  Важна возможность!!
     Эти радужные надежды кружили головы не только работникам городских театров. Чем по устройству голов отличались коллективы областных, более солидных учреждений? А ничем! Их мечты устремлялись в соседнюю область. При условии, что она была западнее… Хабаровские артисты,  режиссеры и директора заглядывались на Иркутскую область, иркутяне – на Красноярск, те мечтали о Томске. А томичи, в свою очередь примеривались к Челябинску или Свердловску. А ведь ежели Уральские горы преодолел, ты - в Европе! Тут уже рукой подать до столиц - до Москвы и Ленинграда! На худой конец, там недалеко - и другие столицы, помельче, чай, каждая советская республика имела по столице… Латвия, например,… Ригу имела.
      Понятно, что гастрольные радостные чаяния этим не ограничивались. В гастролях существовало достаточно много иных прелестей, которые одинаково активно привлекали весь театральный коллектив – от монтировщика сцены до зав.лита…
     Вряд ли стоит всерьез говорить о познавательной пользе гастролей. Театральные люди ленивы и не любопытны. Но ежели за казенный счет, почему не расширить кругозор на халяву?
     Другое дело – прокатиться на халяву же на Юг! Понятно, что всем хотелось бы в Крым – «там тепло, и яблоки растут». Позагорать, накупаться вдоволь, так сказать, оздоровиться, до отпуска или после него, витаминов набраться – эта гастрольная перспектива буквально грела душу каждого работника театра –  будь он реквизитором или примадонной…. Ясно, что все театры не могли выбираться на Юг ежегодно, эти их устремления регулировались государством (а что в ту пору государством не регламентировалось?), однако шансы побывать на Юге все – таки были!
     Кроме того, Юг Югу – рознь. Для какого-нибудь Мурманского или Северо-Двинского театра и город Новгород –  Юг. Там можно в речке Волхове поплескаться.… Опять же – яблоки растут.… А про Калинин и слов нет! Потому что «издалека-долго течет река Волга…». Театральное начальство тоже всегда, если удавалось, предпочитало вывезти театр южнее,  ведь здоровье его работников – это своеобразный капитал. Потом, на стационаре люди меньше болеют….
      Далее следует понимать, что вне зависимости от направления, от направленности гастролей, они для работников театра всегда – командировка! Причем командировка, не отягощенная докучливой и проблематичной суетой – билеты, транспорт, отъезд-приезд, гостиница, счета-квитанции, отчетность и пр. и др…. Все за тебя делается администрацией театра. Твое дело шестнадцатое – наличествовать на месте и участвовать в спектаклях. Всё! Даже репетиций новых спектаклей нет…
      То есть, при умеренной, а даже и плотной, занятости в гастрольном репертуаре у работника театра достаточно свободного времени. А шире – достаточно много Свободы! Свобода – это не просто сладкое слово. Всякий из нас – театральный или нетеатральный человек, у себя дома, в своем городе, помимо разных обязательств перед службой, имеет кучу обязанностей по отношению к повседневной своей жизни: дите забрать из садика или школы, в прачечную, в сберкассу сбегать, Марь -Палне позвонить – с Днем Рождения поздравить, мусор вынести, карниз приколотить, тещу - к зубному, кота - на кастрацию, и не перепутать! А даже если ты ничего такого не делаешь, лежишь на диване, и жена тебя не кошмарит за это, твоя совесть, если она есть,  не даст тебе спокойно спать!
    То ли дело – на гастролях! В командировке же! Ты бы и рад, но не можешь: нет тебя! Потому что – в командировке, то есть, в на службе. Вдали от дома! Поэтому Совесть – молчит! Ах, как греет эта ежегодная, на полтора-три месяца Свобода! Свобода от…
     Но ведь гастроли предоставляют тебе еще и Свободу для.… Для чего? Да мало ли…. Скажем, ты – тихий такой, подпольный алкаш. На работе не пьешь, потому что оно очень чревато. Дома тоже ограничивают, осуждают, в смысле, вплоть до развода.… То есть, очень некомфортно… Ну, и где же, как не на гастролях, отвести душу с комфортом?
       А если ты – наоборот – с детсадовского возраста склонен (склонна) к легкому, необременительному такому флирту? На стационаре, дома, то есть, неудобно, ан на гастролях – флиртуй – не хочу! Тем более, что фанатки и фанаты театрально искусства на все готовы, будь ты артист или осветитель… Коллеги не помешают и не донесут, потому что каждый в это время своим слабостям или страстям потакает… И Совесть не донимает… Свобода, вишь… Я знаю случай, когда такой гастрольный флирт зашел достаточно далеко: артист театра (без фамилий, ладно?) охмурил местную девицу, да так прочно, что привез ее в Ленинград, устроил свадьбу и прожил с ней в счастливом браке аж 9 лет, что по театральным меркам очень долго…
 Гастрольная свобода – от и для – вещь чрезвычайно манкая: каждый театральный работник умиленно вспоминает ее полгода после гастролей и восторженно предвкушает месяца за три до новых…