Оборванка

Татьяна Витакова
Шестилетняя Ксюша вышла на лестничную площадку с куклой в руке. Спустившись этажом ниже, девочка с трудом дотянулась до дверного звонка квартиры своей подружки. Раздалась красивая трель, дверь распахнулась, огромного роста старуха сердито посмотрела на Ксению и брезгливо поморщилась. Дверь тут же захлопнулась, Ксюша вздрогнула. Она очень боялась этой бабки, похожей на Бабу Ягу. Через пару минут из квартиры Зарубиных вышла девочка, прижимая к груди куклу и ворох кукольной одежки.
- Ну что, пойдем играть? - улыбнулась Ира своей подружке.
- Пойдем, - кивнула в ответ Ксюша.
Девочки поднялись по лестнице, у окна стоял большой ящик, на котором они всегда играли.
- Привет, Даша!
- Привет, Лиза!
Кукольные ножки застучали по ящику.
В подъезд вошли две женщины пожилого возраста.
- Зой, смотри, опять девочки играют на лестнице.
Марья Ивановна остановилась, поставила сумку на кафельный пол и достала из кармана пальто пару конфет:
- Ксюша, Ирочка, возьмите конфетки!
- Я такие не ем! - фыркнула Ирочка и отвернулась.
- Спасибо, - улыбнулась Ксения и, взяв конфету, смущенно опустила глаза.
- На здоровье, деточка! - Марья Ивановна, подхватила сумку, поднялась молча на этаж выше, где ожидала ее Валентина, и продолжила разговор:
- Не понимаю я этих Зарубиных, квартира у них трехкомнатная, вся в коврах. Могли бы играть в чистоте и в тепле. А они гонят девчонок на лестницу. Здесь же сыро и грязно! В квартире кроме бабки никого нет – мать и отец на работе, - Марья Ивановна покачала головой.
- Да что ты! - Валентина махнула рукой. - Леонидовна разве пустит? Злая, как Баба Яга. Так она и похожа на Бабу Ягу – здоровая, как мужик, страшная! Ужас!
- Ну, точно, - рассмеялась Марья Ивановна, - метлы ей только не хватает для полноты образа.
- Вот и я говорю, Баба Яга и есть! Ужас! Для неё дети – это шум и грязь в квартире. Ей даже внучку свою не жалко. И потом, Ксения-то из бедной семьи – одета плохонько, шелка, да кружева не носит. Леонидовна поди боится, что она ей клопов в квартиру занесет.
- Да, бедная девочка в обносках ходит. Колготки рваные – штопаны-перештопаны. А кукла, видела, какая? Ой, бедная деточка! - Марья Ивановна остановилась, отдышалась и продолжила размышления. - Ну а что, Верка одна не справляется, на двух работах пашет за копейки. Лежачая мать с пролежнями, вот ребенок и без присмотра.
- А квартира-то у них однокомнатная, - напомнила Валентина, продолжив список невзгод семьи Портновых. - Девочка видит, как старуха под себя ходит. Ужас!
- Ай, не говори! Я вон как иду, каку конфетку да захвачу – Ксюшу угостить.
Соседки, наконец, поднялись на пятый этаж.
- Зайдешь ты ко мне? Чайку попьем, пряничек у меня тульский – свеженький. Фу, запыхалась. Ужас!
Хлопнула дверь, и голоса стихли.

- А моя Лиза красивей! У моей куклы глаза закрываются и открываются, а у твоей Дашки нет! - хвасталась Иринка.
- Да, твоя Лиза - принцесса! - с восхищением сказала Ксюша. - Платья такие у неё красивые и туфельки есть!
- А мне мама на Новый год знаешь какое красивое платье купила? Как у Снегурочки! Я буду Снегурочкой! А тебе мама купила платье?
Ксения не могла припомнить, чтобы ей хоть раз было куплено платье на праздник.
- А я сама себе сделаю платье на Новый год! - решила Ксюша. - И у Даши моей будет новое платье!

В соседнем доме у входа в ателье стояли на выброс мешки с обрезками тканей. Набрав целую охапку красивых лоскутков, Ксения вприпрыжку побежала домой. Девочка взяла ножницы и стала вырезать цветочки из разноцветных кусочков ткани, затем аккуратно наклеила их на старенькие платья - своё и куклы Даши.
- Бабушка, бабушка! У меня и у Даши новое платье! - надев новогодние наряды на себя и на куклу, девочка с Дашей в руках закружилась по комнате.
- А? Чаго? - встрепенулась Прасковья, приподняв голову от подушки. - Платье новое мать справила, что ль? Глухая я! Не серчай ты на старуху. Поди, я тебя обниму, внучушка моя, лучик мой солнечный! - у старушки на глаза навернулись слезы. Она так и не поняла, что платьице сделано руками внучки.

                * * *

- Ира, я запрещаю тебе дружить с этой оборванкой, слышишь меня? Это ж надо додуматься – вырезать цветочки и наклеить на платье? У неё с головой всё в порядке? - Леонидовна не унималась. - Даже не здоровайся с ней! И ничего из её рук не бери!
- Ксения мне сказки молдавские обещала дать почитать про Бабу Ягу, - запинаясь, произнесла Ира.
- Какая еще Баба Яга? У тебя своих сказок мало? Хочешь клопов в дом принести вместе с книгами? - старуха зашлась от гнева.
 Девочка заплакала.


Вместо красивого платья Снегурочки Ирина встречала новый год в черном, траурном платье - на руднике погиб отец. Леонидовна не перенесла смерти сына.

                * * *

 Ксения, взяв с собой куклу, отправилась к подружке. Дверь открыла Ира:
- Проходи. Ты сказки молдавские принесла? Проходи, что ты стоишь?
- Но к тебе же нельзя, - растерялась Ксюша.
- Можно! - Ира потащила подругу в свою комнату. - Теперь будем играть у меня дома, а не в подъезде.
На кровати лежала аккуратно сложенная стопка одежды.
- Мама тут платья собрала, тебе велела передать. И от Лизы для Даши есть подарок - платьице голубенькое с кружевами.