Саги Ролда. Часть первая

Аркадий Фомин
Предосказание.

 Дей – Создатель Ролда и всего сущего, Его истинное имя – Добро. Он безначален, бесконечен и не рождён, но есть, и Сила Его не имеет края. Дей есть Благо, и нет ничего более доброго, чем Он.
 Во времена безвременья Дей сотворил из ничего множество Созданий – существ, подобных Ему во всём, кроме безначальности и бескрайности Силы.   
 Создания спали в Добре, ибо им было предназначено великое бремя и ещё более великая награда. А пока они почивали, Дей сотворил для них Мир, где должно было произойти Пробуждение.
 В этом Мире, Создания, по замыслу Творца, стали бы созидать великое Благо, Свет которого исходит во всё. Ощущение этого свечения давало Дею огромную радость.
 И вот, когда всё было готово, настал черёд Созданиям появиться в Мире и пробудиться от сна. В самом начале проснулись арисы, коих ныне зовут богами. Они должны были приукрашать Мир и не давать ему стареть и гибнуть. Кроме того, боги  поставлены владыками над Миром, их сила больше, нежели у  всех остальных Созданий, а облик прекрасен, как сладостный сон. Они дали Миру имя – Ролд.
 Вторыми пришли дарисы, вторые человеки, ибо арисы тоже были людьми, но более могущественными, чем прочие.  Дарисы не бессмертны в Ролде, в отличие от богов, но Благой Свет, исходящий от них, много ярче любого свечения, что есть в Мире. После смерти они отходят к Дею и пребывают в безмерной радости.
 Третьими пробудились в мире варисы – сонные. Эти люди большую часть жизни спят, но в мире снов они – боги и творцы. Варисы посланы, чтобы превратить отдохновение людей в прекрасный чертог, подобный объятьям Дея.
 Долгие века все три племени жили в мире и радости. И не было ничего, чтобы препятствовало им творить Благо. И установился тогда в Ролде порядок, более прекрасный, чем все последующие, ибо ныне многое изменилось.
 Однажды, когда верховный бог Радомо, окончив украшение Ролда, решил отдохнуть от своих тяжких трудов, один из высших варисов подглядел великие мысли этого спящего Владыки Мира. Узрев огромную благость и величие, сонный породил в себе зависть. Фавра, так  звали этого вариса, возжелал обрести власть над Ролдом.  Он ушёл в свои чертоги и стал убеждать свой народ в том, что сон – это правдивый Мир, а не часть остального творения Дея. Мятежник пытался заставить сонных поверить в то, что варисы есть истинные боги Ролда, а арисы обманом завладели властью. И сие злое дело Фавры не было тщетным. Минул месяц, и мир снов превратился в мир кошмаров. Дарисы, не способные жить без сна, стали гибнуть, и всему их роду грозил конец.
 Тогда боги начали войну с сонными и победили в ней, но Фавра и самые могущественные варисы скрылись в Чертогах Пророческих снов. Туда могли попасть только третьи люди, и арисам пришлось прекратить погоню.
 На тысячу лет вновь установился мир и порядок. Владыкой мира снов был поставлен Ороомо –  спящий  бог. И люди не находили более в своих ночных видениях ужасов, но не видели они и пророчеств, ибо Чертог Прорицаний был захвачен. Поэтому ни арисы, ни дарисы не могли распознать таящееся зло.
 А тем временем сонные бодрствовали.  Они готовили для людей страшную беду. Варисы выбрали добровольцев из своего народа и произвели над ними колдовство. Те избранные, что выжили, превратились во фрисов – злых людей. Они были бесплотны и представляли собой воплощение лиха. Предназначение фрисов в том, чтобы, вселяясь в прочих людей, заставлять их совершать зло.
  Успех Фавры был грандиозен.  Поначалу недуг был незаметен, и арисы поздно спохватились, сумев забрать в свои земли лишь несколько тысяч неодержимых человек.  Участь остальных дарисов и их потомков – это вечная борьба со злом, поселившимся в чистых душах.
 Дей же видел всё, ибо всевидящ. Но Он не искоренил зло. Великий Творец знал, что хоть дело Фавры и убавило Благой Свет, но борьба с лихом принесёт самое яркое сияние, какое только покидало пределы Ролда.
 Радомо же и остальные арисы держали совет в Благоземье  –   единственном месте, куда не проникало дело Фавры. Земля эта была огромна и там чистые дарисы построили свои селения и города, где жили в мире, доброте и покое.
 На Великом Совете многие боги желали погасить Лилью-Солнце для одержимых людей и варисов, чтобы те погибли и зло искоренились. Но Радомо сказал:
- Дей, Отец Наш, всеблаг. Он прозревает Мир, и ничто не может скрыться от Его Взора. И Дей, видя и зная, что лихо прородилось, не убил никого из детей своих. Лилья будет сиять над всем Ролдом! Ещё знайте, что грязная душа тяжела и не может покинуть Мир. Если мы убьём дарисов и варисов, то их оморио останутся и продолжат разрушать Благой Свет.
 Тогда совет арисов решил создать Озёра Омовения, в водах которых души людей могут отмыться после смерти.  Но вода в Озёрах горька и приносит боль и тяжкие воспоминания о плохих поступках, что совершались при жизни. Одни приходят к этим источникам на день, другие отмываются в них веками.
 С окончания совета и сокрытия Благоземья огромной стеной началась Длинная эпоха Ролда. Это время запечатлено во многих сагах, прославляющих героев, мудрецов и их деяния. 



 Летопись, записанная Акантом – летописцем Благоземья, описывающего события Предначала, Времён Корна и первых битв.

 (Предначало или Долетосчётное время). Вначале всего Дей Даомо сотворил Создания: арисов – богов, дарисов – смертных людей и варисов – сонных. Он поместил их в мир, что сделал для них, где созревал Час Пробуждения.
 Пробудившись, Создания стали творить много Добра и Света. Они размножились и возвеличились деяниями своими и дружбой своей. Те времена были наполнены миром, покоем и любовью. (Запись первая, записанная Каландиром Ясным, переписанная в Третью эпоху Акантом Верным).
 (Первые времена и Возникновение родов). В мире, что был назван Ролдом, многие Создания стали объединятся в семьи, а семьи в рода, ибо узы родства несколько отличаются от простых уз любви и блага. Их основное отличие в том, что Создания, связанные вервями семейства, связываются и вервями непререкаемого послушания. Это повлияло на многие события последующих эпох. Дабы предусмотреть важность хроники, летописец решает скромно изложить названия и последователей начальных родов.
 Три рода арисов: Каландиринги, Стратаринги, Элдилинги.
 Роды богов немногочисленны, ибо после мятежа Фавры они потеряли способность к деторождению. По пророчествам, единственный арис, чьё семя плодоносно – это Радомо, но он не имеет рода, ибо покинул Благие земли.
 Главой Каландирингов является Каландир Ясный – покровитель учения. Его трудами мудрость, грамота и иные знания передаются из поколения в поколение. По всему Благоземью он построил монастыри Мудрости, где молодые люди проводят своё детство, обретая правдивое и полезное учение. Ранее такие монастыри стояли по всему Ролду, но ныне многие из них разрушены или развращены. 
 У Каландира родилось  пять сыновей: Адрасиэль, Адрахэль, Нартарэль, Онтонит, Ороомо. Их матерью была светлокудрая Нотра, сестра Радомо. Дочерей ясный арис не породил.
 Адрасиэль, Адрахэль, Нартарэль и Онтонит во всём помогали и содействовали отцу, почитали и превозносили его в песнях и молитвах к Дею. Но не таким был Ороомо. Став отроком и, покинув монастырь Мудрости, младший сын Каландира отправился в род варисов, ибо был восхищён миром сна. Там преодолев множество опасностей и искушений, он стал могучим и мудрым богом. Именно Ороомо первым распознал замыслы Фавры и после победы был коронован Владыкой мира снов. Но об этом больше говорится в великих сагах Ролда.
 От Каландирингов сильно отличался род Стратарингов.  Отец семейства – Стратар Дивный – это великий и добрый покровитель дружбы и ремёсел. Он много способствовал развитию творчества и труда, помог мастерам объединиться в гильдии и братства. От Эрталитэли – прекраснейшей из арисов, у Стратара было двенадцать сыновей: Экрат, Экрит, Алотор, Алтос, Индик, Даиндик, Омоаиндик, Нэстор, Драгод, Дракон, Нэстэк, Линос.  Ныне многие из них покинули его и ступили на путь зла. Такими были: старшие – Экрат и Алтос, младшие – Дракон, Нэстэк и Линос. Ступив под знамя Фавры, они изменились, и от них идёт семя чудовищ. Остальные дети Стратара во всём подобны своему отцу, верны, честны и крепки в дружбе и клятвах, на которые медленны их языки.
 Род Элдила более других искусен в празднествах и могуществе рук. Отец Элдил покровительствует радостям, песням и телесным силам. Велики их деяния во многом. Первый меч Радомо выковал руками, но второй ковался молотом Элдила. Кроме молота, Элдил придумал множество музыкальных инструментов и сотворил рецепты великолепных кушаний и яств. Жена Элдила – из дарисов, её имя – Глоритэль. Она подарила Элдилу троих сыновей: Элдилита, Неовна, Гектора и дочерей: Нэсту, Мэрку, Лэнту, Бэсту и Калатэль. Они сочетались браком со многими другими арисами и дарисами, породив множество потомков.
 Далее следуют роды смертных дарисов: Акантинги, Артуринги и Арктуринги.  Эти племена много более многочисленны, чем семейства арисов.
 Акантинги – это род неумирающего Аканта – перворожденного дариса, что и по сей день пишет эти смелые строки. В начале времён Акант очень сдружился с Каландиром Ясным, помогая ему развивать познания и науку в Ролде. Эти два  летописца прослыли великими по всему миру. Акант женился на внучке Каландира, дочери Адрасиэля, Вэлители. От этого брака пошло очень многочисленное потомство. Наиболее известны три сына Аканта: Глорэль, Валл и Утис. В иных эпохах они сотворили много прекрасных деяний, и вышли победителями из множества битв. Первых Акантингов величают отцами дарисов Благоземья. 
 Артуринги – это племя двух братьев Артуров, самое малочисленное из всех. Артур Старший вообще не оставил потомства, ибо не заводил ни с кем брака. Все Артуринги любят одиночество и уединение, редко странствуют и пребывают вдали от людей. Младший Артур женился на богине Налатели, и она родила ему всего одного сына – черноволосого Артуриэля. Его имя вошло в историю Ролда и надолго запечатлелось в ней, ибо этот Артуринг принёс много малого и великого в мир.
 Арктуринги – это племя Арктура, великого странника. Ещё в начале времён он увёл своё семейство за пределы Благоземья, где они создали множество прекрасных государств. Все люди, живущие в Обширном Ролде – это потомки Арктура. За много лет до восстания Фавры этот отец женился на Калатэли, дочери Элдила. Этот брак породил десятки детей, сотни внуков, десятки тысяч правнуков. Почти никому из Арктурингов не удалось спастись от лихой поступи Фавры – фрисов. Нынешние жители Обширного Ролда – это заражённые злом дарисы, подчас одиноко сражающиеся со своей болезнью и оскаленными врагами. Да не прекратятся молитвы за них в Храмах Благоземья!
У варисов было всего два племени: Фавринги и Давринги. Долгое время племена Фавры и Давры жили в мире друг с другом и другими обитателями Ролда. Но однажды, когда Фавра возжелал власти, увидев величие Радомо, многое изменилось. Первое зло нанесло сильный ущерб, и первым ударом был родной брат Фавры. Весь род Давры пал, сражённый колдовством коварного вариса. Никому, даже Давре, не удалось бежать тогда.
 Потомство же  Фавры никому из жителей Благоземья доподлинно неизвестно. Однако род варисов самый многочисленный и распространенный.
 После победы объединённых сил арисов и дарисов, Фавринги укрылись в Чертогах Прорицаний, доступ в которые был ведом лишь им. Однако это ознаменовало победу благих сил и конец первой эпохи. (Запись вторая, записанная Каландиром Ясным, переписанная и дополненная в Третью Эпоху Акантом Верным).
 (О Второй эпохе. Сорок второй год Второй эпохи). В Благоземье возвратился странник по имени Радорос, посланный арисами для собирания знаний и хроник Обширного Ролда. Вернувшись домой, он открыл летописцам многие тайны, скрывавшиеся в мире. Кроме того, он сказал, что намерен посвятить свою жизнь подобным странствиям, дабы открывать людям Обширного Ролда правду. Из сведений, которые Радорос принёс в Благоземье, стало известно, что варисы создали новое лихо – фромодролов – гнев и злобу, облачённую в плоть. 
Эти твари уничтожали всё беззащитное и  живое, что попадалось их взору. Борются с ними дарисы, благодаря учениям и наставлениям великого бога Радомо, прозванного в тех краях Аордорадом.
 Кроме того, странник рассказал о государствах Арктурингов, их местоположениях, обычаях, сказаниях. Радорос сообщил, что обнаружил племя Арктурингов, которое не заражено злом Фавры. Также он пояснил, что намерен отправиться к ним и научить их многим знаниям, ибо верит, что они – это духовная опора Обширного Ролда. (Запись третья, записанная Каландиром Ясным, переписанная и дополненная в Третью Эпоху Акантом Верным).
( О Второй эпохе. Четыреста девятый год Второй эпохи.) На основании слов Радороса и иных странников было создано общее представление об Обширном Ролде. Стало известно, что на самом востоке материка варисы хорошо развились и вышли далеко за пределы Чертогов Прорицаний. Поступи злобы Фавры и тёмные силы стали настолько огромными, что  потомкам Арктура уже не удаётся сдерживать этот напор. Однако дарисы  продолжают борьбу, не сдаваясь ни на миг.
 Также народы Благоземья приобрели знания, касающиеся иных земель и государств. Большие отряды странников и миссионеров постоянно находятся во всех уголках земли, своевременно оповещая великих арисов.
 Сразу же за стеной Благоземья находится королевство Гвен – большое и могущественное государство Обширного Ролда, жители которого менее прочих заражены злом. Фрисы в их душах слабы и не могут сильно влиять на волю. Народ Гвена силён, легко преодолевает искушения и любит труд. Благодаря этому, немного таких, кто испытывал бы горести и несчастья в этой стране. Лишь войны приносят туда беды.
 Правят гвенийцами великие и достойные короли, ведущие свой род от вождя Олорифа, который был внуком самого Арктура. Сей добрый правитель прожил две тысячи триста лет, сотворив много прекрасных деяний. Олориф воссоединил некоторые племена Арктурингов, отогнал армии фромодролов от западных земель, стал другом Радомо Аордораду, который научил дарисов использовать меч и лук в войне, а не только в мире. И много иного блага совершил великий правитель Гвена. Да пребудет его дух с Деем!
 Ныне же, когда пишутся эти строки (прим. – от Аканта, то есть в Третью эпоху), Гвеном правит внук Олорифа – Адаликрис Чёрный. Говорят, что он есть воплощение жестокости. Дни и ночи проводит Адаликрис в пустотах одиночества и битвах славы, сокрушая врага по всему Обширному Ролду. Всякое зло, что есть в мире, страшится гнева Чёрного короля. Да славится имя Адаликриса  и да не обратит он жестокость на народ свой!
 Далее на востоке за Седой рекой лежит империя Корна – страна рабов и злых повелителей. Когда-то первый деспот Корн обманом и войной захватил множество племён дарисов. Благодаря союзу, который он заключил с варисами, ему удалось построить собственную империю, в которой нет ни порядка, ни свободы. Трон деспота стоит на северо-востоке в большом городе. Сотни тысяч фромодролов охраняют это место, а ещё большие войска постоянно воюют с непокорными. Фавра наделил Корна телесным бессмертием, ибо боялся, что иной правитель может обратиться против своего начальника. Через деспота верховный варис распространял ложное вероучение, которое достигло потрясающих результатов. Многие уверовали в то, что Фавра – это истинный бог, а Дей лишь выдумка арисов. Такую ложь задумал злой сонный враг, чтобы поработить весь мир и стать его владыкой.
 Таким образом, Империя Корна есть враг Благоземья. И да будет проклята всякая злая страна!
 А на самом юге материка, за Стремя-рекой, находится империя Драконит, часто воюющая с ещё более южными королевствами.  Это хорошая страна, полная добрых и честных людей.  Однако есть там и много зла и обмана. Внутри империи часто случаются распри и междоусобица, ибо много лжи и коварства посеяно в тех землях варисами. Жители Драконита и их враги  редко воюют ради правды и блага, но вступают в схватку ради земли и богатства. И всё же любовь и честь не покинула те края. Воины и дворяне там благородны, а простые люди отважны и правдивы.
 Враги империи Драконит – это королевства, основанные детьми-мятежниками Стратара. Когда Экрат, Алтос, Дракон, Нэстэк и Линос предали отца, тогда он проклял их. Проклятье сильно изменило их внутренне и внешне. Злобные дети Стратара превратились в уродливых чудовищ, что отпугивали любого, кто видел их. Однако Экрат и Алтос всё же раскаялись и попросили прощения у отца. Стратар простил, но сказал, чтобы они оставили его и не возвращались. Взамен отчего дома он даровал им великие дары жизни, благодаря которым потомство Экрата – гномы и потомство Алтоса - эльфы обрели вновь телесное бессмертие арисов. Однако во многом остальном они стали подобны смертным людям. И ариса, и эльфа, и гнома может убить лишь оружие или несчастье, но последние две расы больше иных подвержены гибели. И всё же после смерти они, как и всё живое, отходят к Дею, в мир блаженства.
 И последним государством, нанесённым на карту, стали Объединённые Княжества Справедливых, которые были воссоединены и обучены истинной вере Радоросом. Этот великий странник увидел в них оплот чистоты Обширного Ролда и молитвой оградил от прочего мира. Долгое время не присылал Радорос никаких известий, пока однажды к Каландиру Ясному не прилетела  стрела с письмом. В этом известии говорилось о том, что первый миссионер Ордена Странствующих Братьев давно умер и благословил землю Княжеств. Кроме того там кратко излагались сведения о Справедливой стране. Из них Каландир узнал, что Князья и их подданные верны Дею и не заражены злом, как и дарисы Благоземья. Это было великой радостью для нас всех. И да процветает та страна! (Запись четвёртая, записанная в Третью эпоху Акантом Верным).

Сага о большой войне и господине Ороомо Каландиринге.

 Во времена, следующие за возникновением мира, пробуждением Созданий и установлением порядка, породили верховные арисы множество сынов и дочерей. Эти дети во всём были подобны своим родителям: также сильны, также мудры и также могущественны. Отцы и матери радовались и восхищались своим потомством. Однако не всем достались плоды большого веселья.
 Однажды у великого ариса Каландира, имевшего уже и иных потомков, родился сын, с младенчества начавший проявлять непокорность. Этого мальчика назвали Ороомо, что значит  «мудрый, но непослушный», ибо единственным из всех детей своего пращура он всегда выбирал свои пути к достижению единой цели. Это имя стал носить он, никогда не сменяя.
 Когда отец отдал Ороомо на обучение в монастырь мудрости, с мальчиком стали происходить странные изменения. Всё сильнее проявлял он интерес к наукам, но больше прочих предпочитал те, которые касались мира снов. Ороомо был страшно восхищён рассказами и песнями о волшебных чертогах, где создавались ночные видения. И чем больше чаша жажды познания заполнялась именно этим напитком, тем более замкнутым и отрешённым становился ученик. Каландир же, видя то, что происходит с сыном, решил в последний день обучения откровенно поговорить с Ороомо, дабы выведать тайны его души. Великий отец сказал:
- Юный мой сын, вижу я непокорность твою и страшную тоску в очах. Скажи мне, что гложет твою душу и как открыть мне врата к её познанию.
- Не ведаю я, что за боль терзает меня и больше того не понимаю, чем выразил своё непослушание, но знаю, что разум мой поедаем одной страстной мечтой, о которой ты, мой отец, должен знать, - промолвил сын.
- Так скажи же, не таи! – поторопил Каландир юношу.
- Жажду я изведать некую страну, великую и красивую, - произнёс Ороомо. – Там правят два брата, труды которых состоят в том, чтобы создавать нам миры видений и снов.
- Ведаю я про страну сию и про братьев, ибо был с ними в началах, - сказал отец. – Но их чертоги лишь для варисов и нам нет туда входа.
- Однако всё же я хочу отправиться в дорогу и надеюсь на твоё благословение, - ответил Ороомо.
- Не хочу я отпускать тебя, но воля твоя сильна и мне не совладать с ней, - сказал Каландир и благословил сына.
 И Ороомо отправился в путь. Совсем один, без помощи. Долгой была его дорога, но трудностей пути никаких не приключилось, ибо тогда ничего злого не существовало в мире.
 Встретили Ороомо очень радушно, но это добросердечие быстро сменилось на глубокую думу, как только варисы узнали, зачем прибыл молодой бог. Мнение по поводу произошедшего сильно разделялось среди сонных. Вождь Фавра предлагал прогнать Ороомо, ибо Чертоги Сновидений, Мечтаний и Пророчеств закрыты для всех, кроме варисов, а Давра напротив, убеждал свой народ в том, что большая польза оттого, что арисы изучат Сонную страну. Споры эти длились очень долго, так как на каждой стороне было равное количество людей.
 Однако, выслушав самого Ороомо, большинство варисов приняло сторону Давры, отчего Фавра был сильно раздосадован. Он подумал: «Отчего это богам можно лезть в наши дела, а нам в их дела – нельзя. Они хотят нашей мудрости?! Что ж… пусть получат, но взамен и мы возьмём частицу их силы». Так Фавра думал и в мыслях своих всё больше укреплялся. Однажды он решился на поступок, который изменил всё последующее. Великий вождь сонных дождался дня, когда ляжет отдыхать, устав от труда миросозидания, самый могущественный арис – Радомо. Когда этот момент настал, Фавра проник в сознание Радомо и подглядел мысли величайшего бога. Мысли эти были настолько прекрасными, чистыми и исполненными истинного величия, что вождь варисов возжелал заполучить власть короля арисов.
 Так появилось зло. Зло это разрасталось в душе Фавры и со временем заполнило его с избытком. И вождь варисов перестал существовать – всю его сущность заменило лихо. Потому на языке арисов Фавра и зло есть одно и то же слово.
 Тем временем Ороомо очень сдружился с Даврой. Последний показывал первому, как прекрасен мир варисов, рассказывал странные были и притчи. Также Давра решил провести для Ороомо испытание, чтобы иметь уверенность в том, что тот готов для жизни в мире сонных.











(Страницы уничтожены)

















Никто не ожидал… Смерть и ужас…















(Страницы уничтожены).













 Ороомо избран владыкой мира снов и коронован в чертогах дома Каландира. Ныне и вовек поют славу великому и могущественному господину, ибо благодаря его смекалке и быстроте ума, удалось спасти Ролд.








(Страницы уничтожены).













 Так Радомо успел, благодаря ещё одному предупреждению Ороомо, увести в Благоземье некоторых Арктурингов, тогда как Акантинги и Артуринги и так пребывали там. Но большинство людей всё же оказались заражены злобой Фавры – фрисами. Оттого большая боль посетила всех арисов. И были созданы Озёра Омовения для очищения душ от страшных грехов, совершать которые фрисы заставляли всякого человека вне пределов Благоземья.
На этом закончились Долетосчётное и Первое времена. Наступило время Длинной эпохи Ролда и второй эры.



Сага о первом странствии Радомо, создателе меча и лука, друге людей Гвена, что сменил Золотой Трон на Ледяной.

 Радомо – верховный арис и первый среди пробудившихся в Ролде.  Ещё когда на земле не было никого, кроме него, он выстроил себе прекрасный чертог в месте, которое сейчас зовётся Благоземьем. Ныне у всех живущих в этой стране есть свой собственный замок и огромный двор, ибо край тот велик и по размеру, и по красоте своей. Цветы в садах там радуют глаз и благоухают, а  лесные деревья достают кронами до небес. Послушные благодатному ветру, добрые птицы селятся средь ветвей огромных сосен и ясеней. Всё в Благоземье полно доброты, каждый луч солнца дарует неповторимую благодать, и  любая жизнь испытывает великую радость, подобную объятьям Дея.  Долгое время этот край приукрашался и расцветал любовью и заботами первого ариса. За эти долгие и  великие труды остальные народы признали его своим повелителем.
 Но Радомо не любит, когда его зовут королём и часто оставляет свой трон ради странствий по миру, принимая обличье простого бродяги. Однако даже под этой личиной он снискал себе большую славу. В этой саге повествуется о его первом путешествии, после которого верховный арис сменил Золотой Трон на Ледяной.
 Однажды, когда Радомо решил под видом странника покинуть Благоземье и придти в Обширный Ролд, его посетила Рисса, богиня Удел Слёз. Ей не хотелось отпускать владыку мира, оставлявшего свою землю. В её груди жило странное чувство, испытываемое к Радомо. Это была не просто любовь Созданий, а как будто бы нечто большее. И хотя Рисса знала, что её путь  не пролегает рядом с дорогой верховного ариса, всё же в ней теплилась надежда на несбыточное. С трудом оправившись от горести, она сказала Радомо:
- Ты покинешь сей светлый край и отправишься в трудное странствие в землю смерти. О, Радомо, чего не хватает тебе здесь? Моя душа мучается от предвкушения скорой разлуки с тобой. Зачем, владыка, ты покидаешь тех, кто так любит тебя?
 Радомо долго молчал. Но спала пелена безмолвия, и он ответил:
- Велика любовь верных Дею и  мне арисов и дарисов, и ещё более велика твоя любовь, чистая Рисса. Ведь и я люблю тебя так же. Но пойми, что замыслом Отца первый арис  должен быть одинок. Как бы ни хотелось мне прижать тебя к себе, будто невесту или жену, воля моя откажет мне, ибо я верен Дею.
 Несчастная ариса оставила прекрасного бога, плача чистыми слезами. Там, где они пролились, ныне стоит древо, из- под корней которого течёт река Солёнобежка. 
 Радомо же, покинув пределы Благоземья, пришёл в землю Гвен, где правил тогда  мудрый король Олориф. Народы этого королевства, как и большинство людей Ролда, были склонны к злу. Однако племя Олорифа оставалось на стороне добра и храбро противостояло варисам. От  жителей Гвена Радомо узнал о новой поступи злобы Фавры. Пограничные воины говорили о войске, состоящем из полударисов-полуфрисов – страшном племени, выведенном в Чертогах Прорицаний. Фромодролы – такое имя даровали им жители Гвена. Размножались и росли они, как и прочие люди, но значительно быстрее. Это была сама злоба, обращённая в плоть и кровь, не знавшая ничего, кроме желания убивать. Выглядели фромодролы, как обыкновенный человеческий народ, только не имели на лице ничего, кроме глаз. Так был страшен их лик, что всякий, завидев их, бежал без оглядки.
 Радомо очень хотел помочь дарисам, ибо видел, что им пришлось столкнуться  с очень сильным злом, противостоять которому почти бессмысленно.  И тогда ему пришла в голову славная идея.
 Случилось так, что когда Радомо только пришёл в мир, он изобрёл меч – острое орудие, способное рубить деревья для огня и строительства, и лук – средство связи между людьми, находящимися вдали друг от друга. Ко времени, описываемом в этой саге, все люди Ролда использовали эти творения в своём труде. Однако великий бог увидел, что с помощью этих его изобретений можно также бороться с фромодролами. Он обучил народ Гвена, как владеть мечом и луком в бою, чтобы одолеть врага. Позже Радомо вооружил и свой народ в Благоземье.
 С тех пор, как странника, в Ролде его прозвали Аордорад – Вооружающий.  Иные люди именовали Радомо – Валомор Ромодрол – странствующий воин. Владыка Ролда имел и множество других имён, но под этими двумя он вошёл в историю, как великий герой и мудрец.
 В то время, когда Радомо взялся за обучение людей Гвена бою и некоторым другим наукам, которые ныне передаются в монастырских школах, Олориф со свитой и роднёй был в походе. На восточных границах очень требовались его копья и щиты, ибо великое зло наступало и людям не удавалось сладить с ним.
 Когда король с большими потерями вернулся, по его лицу катились слёзы, и он не видел ничего перед собой. Единственный принц и наследник Гвена пал, ужаленный остриём копья. Его тело несли на носилках из чистого серебра, чтобы дух задержался и взглянул на плач скорбящих. Весь народ, стоявший рядом, упал на колени и зарыдал горючими слезами. Так велика была боль утраты. Этот плач продолжался двенадцать дней, и лишь тогда люди решили предать тело земле.
 В день похорон какой-то бродяга подбежал  к павшему принцу и полил тело странно пахнущим снадобьем. Этим человеком был Радомо. Прикосновение к лицу королевской крови считалось в Гвене дерзостью, и владыку Ролда стали бить древками копий. Но вдруг за воротами города раздался дикий рёв – к стенам подошло войско фромодролов, и свита прекратила акт наказания.
 Все скорбящие обратили свой взгляд к воротам – дозорный, стоявший на них, свалился без сознания. Из его груди не виднелось копья – это могло обозначать лишь одно – войско Фавры ужасающе огромно. Среди присутствовавших стала нарастать паника.
 Но Радомо, оправившись от боли, встал и крикнул:
- Люди Гвена! Возьмите мечи, управляться с которыми я научил вас, и щиты, что дал вам ваш владыка.  Не страшитесь! Ныне не величина и свирепость, но храбрость и сила духа решат исход. С вами – любовь Создателя, с ними – лишь злоба их хозяев. Знайте: сколь велика ваша доброта и честь, столь велики наши шансы на победу. Благой не бросит оружие в Великий Час, но поднимет за Любовь и Жизнь.
Выслушав эти слова, народ Гвена обернулся в другую сторону, ибо стал говорить иной голос:
- Люди! Слушайте! Восстаньте для битвы, как и я восстал! Возьмите оружие! За землю, что даровал нам Дей и за душу, что вечно будет жить.
 Так говорил Даралд – принц Гвена. Он стоял на носилках, живой, с копьём и щитом, готовый ринуться в бой. Далее время слов закончилось, и настал Час Храбрости и Духа.
 Ворота лопнули под ударами тарана, и в столицу Гвена вбежала целая орда фромодролов. Крики злобы выдувались из чрев уродливых подобий дарисов. Они были неистовы и быстры, бесстрашны и кровожадны. Само лихо ускоряло эту лавину. Но каждого фромодрола, пересекавшего границу города, убивала стрела. Целый рой, дышащих смертью жал, летел в цели из гнева и злобы. Командир лучников – Корнхёйм Уилфред стрелял с деревянной стены так ловко, что не промахивался ни разу. Он и его отряд посылали стрелы во врага бесперебойно, убивая облачённую в плоть ненависть.  Так продолжалось многие часы. Но тетива рвалась, а колчан пустел – наступало время копьям внести свою праведную ярость в историю Гвена. Их скорость, сила и смертоносность выкинула фромодролов далеко за пределы коридора смерти. Там, где мгновение назад стоял враг, лежали лишь разорванные кровавые клочья. Олориф, бежавший впереди своих людей, бился столь отчаянно, что обрубал у фромодролов всякую надежду на победу. Всё войско зла уже готово было бежать, но копья  ломались, а люди, что несли их, быстро уставали. И когда копейщики отступили – настал час мечей. Вперёд же этого часа летел меч Радомо, ибо не успели ещё копья войти в город, как он уже умертвил тысячу фромодролов. Сила его рук до сих пор не ведома никому из живущих на земле. Разрубая своим двуручным мечом врага как воздух, Радомо смотрел на фромодролов огненным взглядом. Словно солнце, что рассекает ночь поутру, владыка Ролда изничтожал громаду страшной плоти.  Взор Олорифа был восхищён величием нового оружия и его владельцем. Но тут за Радомо полетели гвенийские меченосцы, так беспощадно крушащие злобу, что свист их мечей  стал подобен дыханию огненного ветра, который не щадит никого. С благословенной волей Дея, они довершили дело. Варис, что вёл фромодролов, пытался бежать, но пал, пронзенный копьём Даралда.
 Так завершилось сражение, в книгах названное Первой Битвой Мечей и Храбрости.
 После битвы был устроен пир, где подавались самые искусные угощения  и вина того времени. Народ Гвена радовался и веселился, но не забыл воздать хвалу павшим, число коих было больше числа слёз, пролитых по ним. После окончания празднования, которое длилось семь дней, Олориф хотел воздать почести Радомо, так и не открывшему своё истинное имя, но тот пропал бесследно. 
 Однако, с тех пор, в Гвене Радомо был прославлен и наречён – Аордорад Сильный. Его заслугами, люди стали использовать мечи не только для вырубки деревьев, но и в войне.
 Сам же владыка Ролда ушёл на далёкий север в Край Льдов, что за пределами не только Обширного Ролда, но и Благоземья. Там он взошёл на высочайшую вершину мира Оморэль Адамар, где стал жить в Святости и мольбах к Дею.


Сага о Корне.

 Велик был Корн, сын Торна Арктуринга!
 Когда был он ещё младенцем, уже в глазах его теплилось небывалое величие. Радовались и отец, и мать, и все народы рождению такого прекрасного дариса. Какой же великой была эта радость, и какими великими были последующие беды и страдания.
 На момент сокрытия Благоземья и появления фрисов Корну было всего двенадцать лет. Его племя не успело скрыться за стенами благих земель и, заражённое злобой Фавры, сильно страдало и распадалось. Отец Корна, Торн, сын Арктура Первого был вождём и всеми силами пытался остановить разложение своего народа. Как мудрый и справедливый правитель, он сделал всё возможное для того, чтобы его род не испачкался в духовной грязи. Однако чем лучше ему это удавалось, тем больше бед приходило со стороны. Многие прочие племена не устояли перед злом Фавры ни насколько, полностью поддавшись фрисам. Заполнив себя лютой ненавистью, нападали эти народы на добрых людей, среди которых было и племя Торна. 







(Страницы уничтожены).









Сага о Добросвете, первом Князе Объединённых Княжеств Справедливых и «Слово о Первой Бойне». 

О появлении Объединённых Княжеств Справедливых.

 Когда-то, очень много лет назад, земля Справедливых было частью остального Обширного Ролда, подчинённого злобе Фавры. Здесь обитало очень много разных людей, добротой и честностью превосходивших всё другое население мира, исключая, разве что, святых дарисов Благоземья, один из которых и повлиял на отделение этого прекрасного места. 
 Однажды, ещё во времена империи Корна – последователя варисов, распространявшего их ложь среди народов Ролда, один миссионер и сеятель Истинной Веры Дея пришёл в эти края, чтобы посадить саженцы правды. То, что он увидел, заставило его надолго поселиться в этих землях.
 Радорос, как позже его прозвали, узрел народы, прекрасные и дотоле не виданные, которые ничего не знали  о происходящем в большом мире. Более того, люди, составлявшие эти народы – все до единого – являлись незаражёнными злом. Здесь Радорос насадил свою веру без труда  и увидел сияние Благого Света на челах жителей тех земель. Справедливые – такое имя он дал им.
 Души потомков не будут так чисты, как души предков, и Радорос знал об этом. Когда час его смерти был близок, он возжелал хоть как-то приостановить процесс духовного огрязнения народов этой земли. Радорос  понял, что сия страна –   это опора мира, ибо пока здесь живёт хоть один добрый человек, Обширный Ролд  не падёт. 
 Тогда Радорос ушёл на высокий холм и в предсмертной молитве стал просить Отца отделить эту часть  мира от прочих, чтобы людское зло не проникло в неё извне.
 И Создатель внял его молитвам. С того момента, края Справедливых отделились от Обширного Ролда стеной гор.
Однако когда это произошло, случилось в мире большое землетрясение, от действий которого появились в тех землях ядовитые вулканы. Из их жерл постоянно выходили отравленные пары, заражавшие людей странной болезнью.
 Те люди, что жили в близлежащих от вулканов районах, потеряли разум и, не изменяясь наружно, внутренне превратились в диких свирепых зверей. Они стали воплощением злобы и гнева, и иные народы старались более не посещать  те районы.
 После ухода семи лет со дня возникновения вулканов, князья племён вооружили своих людей, чтобы давать отпор бесчинствующим злыдням. Так воины прозвали жителей Долины Вулканов. Это противостояние первоначально  перевешивало в сторону добрых народов, ибо они были лучше вооружены, дисциплинированы и мудрее использовали военное положение.  Но однажды один неизвестный варис, пришедший с севера, вооружил злыдней и научился командовать ими. Тогда началась великая война, которую люди прозвали Лихой Бойней. Была она страшно кровопролитной, и в ней погибло много знатных мужей; но в итоге объединенные войска добрых народов взяли верх. Варис Эрик, который руководил армией злыдней, бесследно пропал, и люди забыли о нём.  А в землях Справедливых, с тех пор, установился новый порядок, более  прекрасный, нежели все иные.

О порядках Объединённых Княжеств Справедливых.
               
До Лихой Бойни жители Княжеств селились небольшими общинами, которые были лишены каких-либо укреплений. Во главе каждой из них стоял совет старейшин, решавший важнейшие вопросы племени.
 Однако, после ухода тех страшных времён, многое изменилось. Большинство общин объединились  в  Княжества, которые стали жить в мире друг с другом и во вражде с обитателями Долины Вулканов. У каждого Княжества образовался стольный град, где восседал Князь – великий и достойный правитель. Остальные поселения людей особенно от столиц не отличались, но были меньше по размеру. Такие селения назывались городищами.  Население каждого составляло около тысячи человек.
 В городище у каждой семьи, как и в Благоземье, имелся большой двор и двухэтажный терем. Кроме того, в центре всегда были запасные поля, на которых, в основном, работали воины, монахи, старейшины и Князь со своей семьёй. Так городище обеспечивалось хлебом и другими важными продуктами.
 Кроме земледелия и скотоводства, каждая семья занималась каким-либо ремеслом. Раз в три месяца мастера могли обменять свои товары на рынке. В этот же день люди платили Князю небольшой налог, называвшийся Даром. Ни один человек никогда не отказался от этой дани.
  Были в Княжествах и другие народы, селившиеся  в лесах. Среди них особенно выделялись горные  жители, бывшие язычниками. В глубинах скал и холмов они добывали драгоценные камни. В определённые дни, жители гор рассыпали эти алмазы по всем Княжествам, считая, что так они помогают светить Солнцу.
 Основным развлечением людей во всех Княжествах является слушание и рассказывание легенд. Для этих добряков нет ничего более приятного, чем правдивая история о героях и злодеях, о битвах и подвигах, о страдании и радости, а также о многом другом. Всё, что случается в Княжествах, записывается в памяти людей и на бересте, ибо каждый помнит, и каждый умеет читать и писать. Грамоте и другим наукам детей учат в Храмах, которые всегда находятся в центре городища.
 Центральные части городищ и столиц вообще очень интересны. Там находятся запасные поля, церкви, чертоги Князей, младших в городищах и старших в столицах, а также дома лучших мастеров и воинов.
 Мастера, занимающиеся одним и тем же ремеслом, объединяются в Братства ремесленников. Во главе их стоят самые мудрые и умелые в своём деле люди. И так как среди жителей княжеств нет ни одного человека, который бы не занимался каким-нибудь ремеслом, то и в Братствах состоит всё доброе население Княжеств. Являясь членами таких гильдий, мастера пытаются сообща решать проблемы и совершенствовать своё занятие. Братства бывают очень необычными – есть, например, Братство Героев и даже Братство Князей.  Благодаря такому порядку, всем в доброй части Княжеств живётся светло и счастливо. Однако это лишь мрачное и тусклое подобие Благоземья, где под сенью улыбки Дея дарисы живут в великой мудрости и радости.





О Первой Бойне и Добросвете.

В триста тридцать втором году второй эры Ролда  началась первая серьёзная война Княжеств со злом, скрывавшимся в Долине Вулканов. Зрелища множества растерзанных тел мирных жителей не давали покоя ни одному из добрых Князей.
 В начале лета совет старейшин двенадцати великих Княжеств постановил  объединиться под знаменем Добросвета – самого сильного и доброго из всех владык. Он стал первым Наивеличайшим Князем, вотчиной которых является Наивеличье – крупнейшая и могущественнейшая  земля Обширного Ролда.
 В конце августа тридцать третьего года из Добрушка, столицы Наивеличья, вышло десять тысяч витязей. Армия, которую они собирались уничтожить, превышала  их числом воинов в сорок раз.  Но некому было предупредить  Добросвета об этом.
 С рассветом на Лихом поле два войска сошлись. Велико же было горе Добросвета, когда он увидел число своего врага. Но пути назад уже не было.
 Однако войско злыдней не имело руководителей, хорошего оружия и доспехов, отчего шансы Добросвета на победу увеличивались в несколько раз. 
 Битву начал лучник княжеского войска по имени Эстольд Стрелок. Он выпустил первую стрелу в сторону врага, и орды злыдней ринулись на объединённую армию добрых жителей Княжеств. 
Схватка была настолько кровопролитной, что в песнях и легендах была воспета как огромная беда, принёсшая боль и утраты. Нет в землях Справедливых более горестного сказания, чем «Слово о Первой Бойне». Даже, несмотря на то, что войска Князей одержали верх.
 Под конец этой безжалостной борьбы каждый клинок добрых воинов был обагрён кровью не менее чем десяти злыдней, а меч Добросвета пронзил или разрубил тысячу этих кровожадных тварей. Однако вся его дружина погибла, и в живых осталось всего десять человек
 После победы все павшие были с честью преданы земле, и множество слёз омыло и возвеличило их славу, ознаменовав конец Первой Бойни.

«Слово о Первой Бойне»

То было время чистоты сердец,
Благословенный Князь родился,
И на него с небес смотрел Отец,
И весь народ средь Справедливых веселился.

Князь рос мудрее и сильнее всех мужей,
То не юнец, то был прекрасный воин,
Не веря правде лживой злых ужей,
Он верил тем, которых был достоин.

Был при рожденьи назван Добросветом,
Он не менял имён во имя власти.
Немало тех, кто помнил бы об этом,
Но много гибнут у дракона в пасти.

Наивеличье стало самым лучшим,
Самым прекрасным Княжеством людей,
Под сенью лет стал Добросвет могучим
С  непобедимым сердцем меж грудей.

Но зло над Ролдом простирало длани,
Чтоб справедливой завладеть душой,
Алчно желая самой светлой дани,
Борьбу решило завершить борьбой.

Безумный люд, во мраке гор живущий,
Стал к Справедливым землям подступать,
Число их страх сердцам давало жгучим,
И даже храбрость стала отступать.

И люди честные мечи схватили в руки,
Призыв услышав к бою от отцов:
«Мы лишь добру рабы, любви лишь слуги,
Не устрашимся и сразим врагов».

Отцы решили к Князю обратиться,
Дабы под знамя стать его венца,
И Князь на предложенье согласился,
И храбрость кличем возвратил в сердца.

Собралось войско под его начало,
Под стяги встала в десять тысяч рать,
Не зная, что в их сторону рычало
В сорок раз большее желанье убивать.

То были злыдни – вои горной боли,
Сам гнев, одетый в кожу и доспех,
Для них лишь зло, им нет другой юдоли,
Для них лишь смерть – лишь это их успех.

И Добросвет-Князь двинул рать в поход,
Но тьму увидев, люди сокрушились,
«Теперь лишь смерть, неведом нам отход» -
Сказали вои и не устрашились.

Лихое поле – это дом могил,
Лихое поле – это дом всех павших,
Приют всех тех, кого клинок сразил,
Погибель малых, слабых и уставших.

На этом поле и сошлись войска,
Для брани чистой копий и мечей,
Чтоб вилась прядью седина с виска,
Чтоб непокой закончился ночей.

Стрела вонзилась в грудь передовому
Средь злыдней воину, несущемуся в бой,
И люд вдруг ринулся к темнилищу лихому,
И был неистребимым этот рой.

Стрелы Эстольда поражали нежить,
И Добросвета меч разил огнём,
Князь уж не чаял в этой схватке выжить,
Не ждал вновь повстречаться с новым днём.

И солнце дикое с утра взойти забыло,
И люди обессилели от зла,
Но всё равно в поту и крови били
Чтоб в пустоту ушла навеки мгла.

К началу дня лишь десять тех осталось,
Кто с Князем шёл и больше ничего,
От злыдней, что в агонии метались,
Всех воев княжеских побив до одного.

Земле был предан каждый из погибших,
О той победе плачут до сих пор.
А что до десяти вино испивших
То каждый из них чуял привкус гор.