Ю. М. Потапов

Геннадий Пастернак
- Неожиданная смерть маршала бронетанковых войск А.Х.Бабаджаняна привела к не менее неожиданному назначению нового Начальника танковых войск. Он «въехал» на должность на гребне волны борьбы с  танком Т-72 и за счет временной должности председателя комиссии по испытаниям Т-64А, Т-72 и Т-80, поддерживаемый ЦК ПСС Украины, аппаратом ЦК КПСС;
   - Первые его шаги оказались последними для тех офицеров и генералов, которые в отрытую доказывали  необоснованность «вживления» в танковый парк СА чужеродное тело (Т-64А), при наличии Т-72, не уступающего ему по своим характеристикам. Был уволен и один из моих бывших начальников (А.Ф.Хохлов),  представлен им к увольнению и Председатель НТК (генерал В.П.Дикий, закачалось место и под моим начальником отдела (П.И.Кириченко);
    - Моя первая встреча состоялась непосредственно в день Военного совета в аппарате Заместителя Минобороны по вооружению. Председатель поручил мне сопровождать его на совет («человек новый»). «Ему известно, что мне поручено сопровождение?». «Нет, представься ему сам». Его высокая должность у него на лбу не написана, а пропуск не заказан, и куда ехать он пока не знает. При выходе его из кабинета, представляюсь: проскакивает мимо, не обращая на меня ни малейшего внимания. Бегу за ним и без приглашения усаживаюсь рядом с водителем в его «Волгу»;
     - Трогаемся. Водитель спрашивает: «Куда?» «К Устьинскому мосту». Он, скрипнув зубами: «в Генштаб!!!». «Товарищ генерал, осталось меньше 15 минут – в Генштаб заехать не успеем». Молчание. Подъезжаем по  набережной к повороту на Генштаб, водитель переспрашивает: «Так куда?» «К Устьинскому мосту!». С заднего сиденья – без словесное недовольство (скрип зубами с шипением)…Водитель исполнил мою команду. За артакадемией им. Дзержинского,  увидев, что встречная полоса свободна, а запаса времени совсем нет, не доезжая до моста даю команду: «Налево!!.. (через две сплошные!) В открытые ворота впереди! Не останавливаясь, вон к тому подъезду!!!» (У нас не было пропусков, очередному постовому солдату в подъезде сказал что-то невразумительное). Успели, все в зале, на входе в него офицер со списком в руках, не обращая внимание на него: «Вам сюда, товарищ генерал!» За ним проскальзываю, не задумываясь, если ли  сам в этом списке, думая только о том, что чем-то смогу помочь (Военный совет представлен не только военными: в нем представители ВПК, отделов ЦК, заместители министров и т.д.);
     - Заслушивается, оказывается, ГРАУ – маршал артиллерии П.Н.Кулешов – он за длинным столом на первом стуле. Рядом – пустой, на него и садится мой начальник (т.е. на самом виду)  и кладет на стол свою фуражку с красным околышем. Хватаю какой-то стул  и втискиваюсь между ними.  Ю.М.П. шепотом спрашивает кто тут есть кто? Половины присутствующих сам не  знаю. Все стены в плакатах, выступают главные конструктора, потребители вооружения от видов и родов ВС. Общая оценка -  все удовлетворены, ГРАУ  на правильном пути, грести так и дальше. И тут слова просит мой начальник (Ю.М.Потапов). Н.М.Трусов (на правах председателя совета): «Разрешите представить: новый Начальник танковых войск!». Смысл  выступления НТВ оказался абсолютно противоположным всему услышанному до него. В процессе выступления, пораженный выступлением нового соседа по дому (Фрунзенская наб.),  Павел Николаевич пришел в изумление при этом он не однократно дергал под столом   выступающего  за полу – бесполезно, обратился ко мне: «Уйми своего!» «Не знаю как…, первый раз сам его вижу». Этот диссонанс,  хотя и привел в недоумение членов совета, но на решение совета не повлиял, так как поднятые Ю.М.П. серьезные проблемы касались внутренней неразберихи в СВ. Кстати, почему бы их нельзя было уладить до Совета МО?;
     - Министр обороны С.Л.Соколов посещает институт Сабельникова. «Будешь начальника сопровождать! - дает команду председатель. Немедленно звоню туда, в Климовск: «Как дорога?» «Ни в коем случае не следуйте через Подольск – там все перекопали! Только по новой трассе, левее». Надо сказать, что с момента службы в этих местах Потапов о ней ничего не слышал. В нужном месте прошу водителя перейти на левое шоссе. В машине даже не слышан скрип зубов.  За эстакаду слева, ведущую в Подольск   над новым шоссе, проскакиваем  километров 5. Вроде, слава богу, успеваем опередить министра. Вдруг команда начальника, сквозь зубы: «Назад! На эстакаду! Через Подольск! Я здесь служил, я все дороги знаю!» Мои увещевания во внимание не принимаются. Мчимся на эстакаду, по Подольску, знакомые ему улицы перекопаны. С сиреной летим по односторонним  улицам навстречу потоку,  с трудом выбираясь на старое шоссе. Но мы оказались по ту сторону железной дороги от Климовска, а железнодорожный переезд закрыт: пробка около километра до него. Водитель опять получает команду жать по «встречке», а затем получает команду объехать переезд при закрытых шлагбаумах (!!!). Лихо! Успеваем впритык. Назад предлагаю водителю выбраться на новое шоссе, чтобы засечь сколько же не доехали. Начальник хмуро молчит: всего   4,5 километра – это менее 10 минут, а мы потратили минут 40. Какой я вредный, зачем злить? Без внимания со стороны высокого командира, это, наверное,  так не останется?;
     - Рядовое партийное собрание – начальники НТВ всегда были в первичной партийной организации НТК – чаще не ходили, этот, практически не пропускал. Мой начальник просит остаться после собрания,  чтоб  что-то разъяснить НТВ по дальности прямого выстрела (ДПВ). Уточнил смысл вопроса, он внимательно выслушал и сказал, что я в этом совершенно не разбираюсь. На следующий день через товарища (начальника кафедры в академии - Ю.П.Павлова) добываю учебник, выделяю места, касающиеся ДПВ, снабжаю их своим комментарием и передаю НТВ. Через неделю получаю учебник обратно без каких-то замечаний и вопросов: как выяснилось он удивительно доверял всему напечатанному в твердых обложках;
    - Про БМП-2; новый НТВ мне: « придумали вооружение из пушки по воробьям, вот я тебя публично, перед всеми офицерами, ремнем выпорю и отправлю на Дальний Восток!». Выезжает на Кубинку с целью оценить  в сравнении БМП-1  и объект 675 (будущую БМП-2) по объемным мишеням стрелков в окопе. Стреляют солдаты: тридцатка поражает все цели, а БМП-1 осколочной гранатой ни одной. Садится в БМП-1 сам – результат тот же. Утром констатирует, что вчера всем показал, что 30-ка неэффективна (?)  Это не помешало ему стать лауреатом госпремии именно за эту машину;
     - Нахожусь в  г. Кургане, в гостинице, ночь. Стук в дверь, вскакиваю с кровати: 3 часа ночи. Старший военпред: «Быстрей одевайтесь, Вас вызывает НТВ» « Что случилось?» «Я не знаю. Он сейчас на загородной даче партийного руководства города».  Подъезжаем, забрезжил рассвет. Начальник быстрыми шагами меряет аллею перед особнячком, руки за спину, ничего хорошего ждать не приходится. Встречает вопросом почему остановлена приемка машин БМП-2 на заводе (идет выпуск установочной партии 50 шт.). Про себя удивляюсь, есть военпред, он тут же, причем здесь я? К счастью, причина остановки была мне известна, хотя никакого отношения к НТК она и не имела. Мое объяснение причин не слушает, грозит отправить меня на Дальний Восток, где я узнаю почем фунт лиха. Поскольку это не первое такое обращение ко мне, думаю, что он накапливает на меня достаточное количество аргументов, чтобы выгнать. Но тут подъезжает «Волга» директора  завода (М.А.Захаров),  остановившись метрах в 25. Оказывается директор подъехал проводить НТВ на утренний авиарейс. Вместо приветствия НТВ кричит ему: «Михаил Александрович! Правильно я ему говорю, пусть они доработают в своем НТК эту машину, а уж потом передают ее на производство!?».  Не  расслышав, видимо, вопрос Захаров  отвечает: «Правильно, ну зачем так много машин – достаточно было бы 30-ти в установочной партии, а не пятьдесят!» «Нет! Пусть они как следует сделают машину, а потом передают ее в серийное производство!» «А как же я отработаю серийное производство? Так нельзя!» Зайдя за спину начальника, я больше не высовывался до его отъезда. Начальству никто не доводил до мозгов, что в серийном производстве от опытного образца в лучшем случае остается 40%  деталей и технологий их изготовления;
     - Про БМП «Басня» (в последствии БМП-3). Начальник отдела П.И.Кириченко говорит, что новый НТВ рассмотрел ТТЗ на машину и, кажется в некотором негодовании, приглашает к себе. Иду на расправу. А надо сказать, впервые в НТК были подготовлены достаточно полные требования на новый объект: готовились отделом весьма тщательно, так как разработка новой БМП принципиально ломала  структуру установившегося серийного производства. Мы отдавали себе полный отчет каким бременем производство этой машины ляжет на экономику страны. Полагаю, что по роду своей войсковой практике НТВ ничего подобного еще не встречал и выглядел весьма сурово. Чтение происходило тет-а-тет, по-пунктно. Каждый пункт потребовал от меня разъяснения, так как, по его мнению там сквозила дурь,  совершенно не понятная для него. Каждый пункт требований им встречался в штыки. Только где-то в середине ТТЗ мой доклад перестал встречать агрессивное противодействие. Слушать он все же умел в отличие от других командиров. И только один пункт не смог  я  отстоять  только потому, что понимал: его выполнят и без наших ТТЗ. Это было требование укомплектовать эту плавающую машину багром;
     - Без него (Ю.М.Потапова) осуществить принятие БМП-3 было бы невозможно: после согласования с промышленностью на уровне министров, с юридическим отделом СМ СССР, Минфином, ЦФУ Минобороны документы о принятии на вооружение встали на прикол. В аппарате Генштаба категорически не принимали  документы на рассмотрение, имея ввиду сформированную группой лиц отрицательную информацию об этой машине. Мой непосредственный начальник – Председатель НТК (кстати, мой однокашник  - В.С.Бочков.)  - умудрился не иметь никакого представления об  этой машине, полностью открестился   от помощи в продвижении проекта о принятии машины  на вооружение словами, не подлежащими   опубликованию в печати. Неоценимую услугу при прохождении аппарата Генштаба оказал один из начальников отдела ГШ - В.К.Костюнин. Надо сказать, что имевшаяся в этом аппарате информация об этой машине абсолютно не соответствовала характеристикам принимаемой на вооружения машины, что послужило достаточно гладкому прохождению документов через ГШ ВС МО;
     - Отсутствие у НТВ основных представлений о технологическом прохождении  нового образца БТТ от задания до постановки   его на серийное производство, влекло за собой множество не оправданных трудностей в работе нашего управления.