Деньги. Что они? Зачем?

Вадим Гарин
Фото из интернета

                Как-то глупо звучит фраза «зачем деньги?» Каждый дурак знает зачем, и то, что их всегда мало.
                В мультфильме «Золотая антилопа» на вопрос, что если денег будет слишком много, жадный раджа отвечает:
                - Глупое животное! Денег никогда не бывает слишком много!
Раджа погибает под тяжестью огромной кучи, засыпавших его денег.

                Советская идеология и мораль очевидна и проста. Никто особо не заморачивался этим вопросом. Существовал стереотип: есть зарплата. То есть деньги  в виде заработанной платы за свой честный труд. Учись, работай как можно лучше и больше, получай престижную по тем временам профессию и будешь иметь высокую зарплату. Ее размер мог превысить рядовую в три – четыре раза. Например, если зарплата станочника на заводе могла быть в пределах 200-300 рублей в месяц, то зарплата директора завода составляла 250-400 рублей. Были отдельные категории профессий, которые имели более высокую оплату, но они были связаны с экстримом или очень вредными условиями труда.
                Путь наверх к хорошей должности и зарплате существенно сокращался, при наличии влиятельных родственников или любых других протеже (любовников, любовниц, друзей и т.п.), но был достижим и без «мохнатых рук» за счет знаний, трудолюбия, целеустремленности. Любой другой путь получения больших денег, опять же по советским меркам, был криминальным.
                Безработица отсутствовала и поэтому  неработающие индивидуумы преследовались обществом и законом как тунеядцы. Предпринимательство отождествлялось со спекуляцией и так же попадало под соответствующую статью в УК РСФСР.  Деньги, добытые таким путем имели название «нетрудовых доходов».

                Положение человека в обществе определяли не по его доходу, а по занимаемой должности или по его блатному потенциалу.  Человек, даже не имеющий хорошей должности, но со «связями»  был чрезвычайно полезен, решал «вопросы» - значит, попадал в разряд уважаемых и без высокой зарплаты.
                Вопрос кто сколько «получает» звучал в быту обыденно и достаточно широко обсуждался. Все это формировало жизненные ценности советского человека. Хорошо все это или плохо? Чем и почему? Сложный вопрос и сразу на него не ответишь. Жили по советским правилам и деньги для российского менталитета всегда были связаны с этическими категориями добра и зла. Нам говорили:
                - Деньги – зло! Не златом славен человек, а делами!  Тем самым внушали презрение к деньгам. К накопительству относились, как к стяжательству и тем несуразнее стали молится на деньги после распада СССР.
Происходящие в обществе кардинальные изменения повлекли изменения сознания людей, особенно среди молодежи, которые в большинстве на «ура» приняли новую идеологию. В их сознании произошла переоценка ценностей старшего поколения, но она породила  и внутренние личностные  и внешние конфликты.
 Что мы получим в итоге? Прозападную идеологию, где положение в обществе имеет обязательную денежную составляющую, то есть владение  деньгами  дает материальные блага, власть, уважение или бывший советский народ выработает опять что-то свое? Время расставит все на свои места.

                Сама формация «советский народ» считалась до настоящего времени негативной и осмеивалась в СМИ. Появилась клички «советикус», «совки». Жили они конечно в стране Совдепии.
                И вот, столкнувшись с ростом национальной розни, В.Путин по телевидению озвучил новый подход к проблеме: оказывается, коммунисты были не такие уж дураки, что выдумали эту новую формацию «советский народ»! По аналогии видимо мы теперь будем называться российским народом. Может быть, и советские жизненные ценности будут переосмыслены? Поживем – увидим.  Проблем в стране хватает. При образовании пропасти между имущими и неимущими, которая становится все шире и глубже, погоня в обществе за деньгами выходит на первое место, подавляя все ранее существующие ценности. Поэтому вопрос, что же такое деньги  и зачем они, какое место они занимают в жизни, при всей кажущейся простоте становится актуальным как никогда.

                Этот очерк не претендует на научный подход к проблеме. На тему денег написано много и нашими и зарубежными учеными. В интернете я увидел весьма обширную  библиографию. Даже появилась особая отрасль социологии: «социология денег».
                У меня же толчком к размышлениям на тему денег,  стали споры по проблеме с  женой, молодыми родственниками и их друзьями. Особенно зацепили слова, брошенные одним из них:
                -А что собственно ты и ваше поколение достигло? При всех ваших регалиях и орденах, вы не можете себе позволить даже малой части того, что имею я!
                И действительно. Занимая относительно высокое место в советской иерархии, имея большую по советским меркам зарплату, ученые звания, правительственные награды,  меня считали уважаемым человеком в системе отрасли. Несмотря на это к девяностым годам мог похвастать лишь обычным набором советских благ: квартира, дача и машина «Жигули». К тому времени  я перешел на преподавательскую работу и был вполне обеспеченным человеком.  Имел право на персональную пенсию в советском государстве, но к моменту ее получения все мы стали жить уже в другой стране и сразу почувствовали себя одураченными вконец! Мизерный размер пенсии предполагал нищенское состояние на всю оставшуюся жизнь.

                Многие из нас встали в ряды кооперативного движения, чтобы улучшить свое материальное положение. Однако многолетняя работа в советской производственной системе наложила определенные штампы экономического мышления и поведения, которые исключали авантюризм, риск и беспредел. Многое из того, что знали мы и умели, было ненужным в новой ситуации, а для перестройки мозгов необходимо время. Гораздо гибче оказались бывшая  партийная и советская номенклатура. Они опять оказались первыми у кормушки.

                И пока мы учились бизнесу, молодые, не отягощенные моральными принципами предприниматели, давали взятки, хватали льготные кредиты, не платили налогов и «рвали» бабки любыми методами! Они не лезли в производство товаров как мы, - они просто пользовались ситуацией, хапали все, что плохо лежало,  торговали в мутной воде или оказывали сомнительные услуги.
                Пользуясь установленными либеральными ценностями и законодательством, стали разъезжать по заграницам, заимели недвижимость, строили замки в «долинах нищих», так окрестили жители городов их «резервации» с колоннами, башенками и контрфорсами в псевдороманском стиле, покупали дорогие иномарки, жили на широкую ногу. (В этом очерке я намеренно не касаюсь обогащения бывшей партийной, советской элиты и части руководителей крупных предприятий, которые в момент переворота были «у руля». То есть в нужном месте и в нужный час!)

                Так вот именно у них, молодых мгновенно прорезалось новое мышление, не отягощенное старым. На все они смотрят и оценивают через призму рубля.
                Рассмотрим, такое уж это новое мышление? Оно, как впрочем, и другие западные ценности,  усиленно навязывается нам из-за «бугра».
                С.Б. Абрамова, изучающая социологический подход к исследованию денег в Известиях Уральского госуниверситета  приводит слова американского социолога и историка Ч. Миллса: «деньги являются единственным бесспорным мерилом преуспевания, а преуспевание в Америке считается высшей ценностью. Моральный мандат на успех осуществляет давление, побуждает добиваться успеха честными или, если невозможно, нечестными методами. Материальное положение человека влияет на его образ: богатые воспринимаются счастливыми, здоровыми, а бедные – несчастными и ленивыми».

                Вы, читающие это, согласны с Миллсом? Думаю, что далеко не все. А как же воспринимать, например  психологию обыкновенного учителя или врача? Ученого, наконец, имеющего невысокие доходы, но при этом любящие свою профессию, работу? Никто и никогда не откажется от денег. Оплата труда должна быть достойной и адекватной, но если успех добыт нечестными методами, особенно в сфере госслужащих, он порождает коррупцию, которая приняла невиданный ранее в России размах и мешает всем нам жить.

                Именно поэтому нам всем необходимо осмысление сущности денег при возросшей их значимости. Они на наших глазах превращаются в абсолютную и единственную ценность, а ценность денег, как средства обращения, заключается в их покупательной способности. Таким образом, и выстраивается общество потребления.

                В статье ученых-социологов Е.И. Горбачевой и А.Б. Купрейченко «Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях» отмечается, что «в современном мире деньги имеют наибольшую ценность в тех культурах, где они выражают принадлежность человека к определенному социальному классу.
                В странах с индивидуалистической культурой, в основе которой лежит протестантская трудовая этика, богатство является показателем индивидуальных достижений и богоизбранности.  Для представителей этих культур справедливо образное выражение о том, что деньги – это могучий волшебник, который может превратить беспомощного в могучего, а нелюбимого в любимого.
                В коллективистических культурах значимость денег для личности значительно ниже, так как реальная их ценность определяется способностью обеспечить благополучие и процветание всего сообщества.
Общим для всех культур является восприятие денег и связанного с ним поведения в контексте этических категорий добра и зла. В конкретных  сообществах одобряются или порицаются различные виды такого поведения.
                С позиции нравственности могут быть оценены самые разные стороны экономического поведения и сознания: публичное обсуждение денежных вопросов; различные способы «добывания» денег; принципы их распределения (например, по труду, по потребностям, поровну); отношение к богатству и бедности; потребности, удовлетворяемые с помощью денег; социальные представления о том, как деньги влияют на отношение между людьми и т. д.  Отнесение денег к тому или иному полюсу – добру или злу, а так же противоречие к нравственным аспектам денег определяется не только целым спектром социальных, культурных, экономических, но и разумеется, психологических факторов».
                Горбачевой и Купрейченко был проведен опрос 152 респондента в г. Москве с целью выяснения их отношению к деньгам, результаты которого показали, что общество по отношению к деньгам делится практически поровну.
                Люди, считающие деньги добром и свободой с безконфликтно-позитивным отношением к проблеме составили 18% общей выборки, в том числе у 7% мужчин и 25% женщин.
                Люди, считающие деньги злом, свободой и зависимостью одновременно так же составили 18% выборки, в том числе у 14% мужчин и 21% у женщин.
                Люди, считающие деньги несправедливостью, нетерпимостью и зависимостью составили 5% выборки, в том числе у 5%мужчин и 5% женщин.
Как говорится, комментарии излишни.

                Конечно, Перельманов на свете немного, но людей, которые считают, что не все в мире можно купить за деньги предостаточно и у нас и на западе. Исключая многочисленную толпу желающих просто «получить» деньги как манну небесную, у нас, на мой взгляд, преобладают люди, желающие  заработать деньги.
                Особенное место занимают люди, избравшие профессию делать деньги. Их не так много, но они заметнее со стороны. Эта профессия требует определенного финансового образования и мышления. Она специфична, так как деньги сами выступают в роли товара, но она не хуже и не лучше остальных профессий. Опасность ее, особенно для молодых людей в том, что они становятся рабами своих представлений. Они считают абсолютной ценностью  только деньги и потому не ведают о разумном их распределении. Кроме того они часто презрительно относятся к другим профессиям, не понимая, что без них не было бы и их.

                Однажды в спорах о роли денег, один молодой человек мне заявил, что нам их никогда не понять, наше мышление безнадежно отстало.
В чем же это мы отстали? И в связи с чем? Функции денег не изменились. Как были деньги мерой стоимости, средством обращения, накопления и сбережения, наконец средством платежа, так и остались. Изменились экономические отношения. Появился класс предпринимателей, для которых деньги оказались более важной реальностью, чем для всех остальных.
               Вот, что по этому поводу думает доктор психологических наук, проф.
кафедры политической психологии Санкт-Петербургского госуниверситета О.С. Дейнека:
                -«Предприниматели в большей степени, чем представители других групп, осознают деньги как фактор влияния на людей и форму власти. При этом, как показали данные, они испытывают большую зависимость от денег. Предприниматели осуществляют постоянный контроль за своими деньгами, всегда знают содержимое своего кошелька и сбережения, отдавая приоритет наличности. Деньги рассматриваются предпринимателями и как предмет гордости»

                Тот же самый молодой человек для ликвидации моей финансовой безграмотности дал почитать бестселлер американского бизнесмена японского происхождения Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа». 
Прочитал с интересом, и как всегда пожалел, что неискушенные читатели при изучении материала редко понимают среду, окружающую автора и историческое время происходящего. Они просто механически переносят события и выводы в свой огород.

                Так кто такой Р. Кийосаки и что проповедует? Он – предприниматель и просветитель. Проживает в США. Основатель финансово-образовательной компании и автор бестселлеров «Заговор богатых» и «Богатый папа, бедный папа». Его взгляды во многом противоречат общепринятой точки зрения. Чтобы не пересказывать его книгу, приведу его основные положения в виде кратких изречений, афоризмов:

  Бедняк:
- В любви к деньгам – корень всех зол.
 Богатый:
 - Корень всех зол – в отсутствии денег.

Бедняк:
 - Я не могу себе это позволить.
 Богатый:
 - Как могу это себе позволить? Первая фраза расслабляет, вторая заставляет думать.

Бедняк:
 - Меня не интересуют деньги или дело не в деньгах!
 Богатый:
- Деньги это власть.

Бедняк:
- Учись прилежно, и ты сможешь работать в хорошей компании.
 Богатый:
- Учись прилежно, и ты сможешь купить хорошую компанию.

Бедняк:
 - Надо усердно трудиться и подниматься по служебной лестнице.
 Богатый:
- А не лучше ли купить эту лестницу?

- Образ мышления влияет на жизнь. Богатый считает себя богатым во всех обстоятельствах, а  бедняк говорит:
 - Я никогда не буду богатым и пророчество сбывается.

Богатый даже во время банкротства говорит:
- Я богатый человек, а богатые так не поступают. Есть разница между бедностью и банкротством. Банкротство – состояние временное, а бедность постоянное.

Богатый об обучении:
- Одна из причин того, почему богатые становятся богаче, а бедные беднее, а средний класс не вылезает из долгов в том, что науку о деньгах преподают дома, а не в школе. А бедный родитель прививает ребенку мышление бедняка.
Причина бедности не столько в размере заработка, сколько в мыслях и действии.
 Бедняк говорит:
 - Надо учиться и получить профессию. Найти хорошую работу, чтобы зарабатывать деньги, а богатый отвечает:

-  Надо учиться быть богатым, заставить деньги работать на себя. Главное: - Я не работаю за деньги! Деньги работают на меня!

- Деньги – это одно из воплощении силы. Еще большей силой обладает финансовое образование. Деньги приходят и уходят, но если известно, как они работают, то можно управлять ими и становиться богаче. Одного позитивного мышления недостаточно, потому, что большинство людей не выносят из школы никаких знаний о том, как работают деньги, и всю жизнь работают сами.

- Богатый человек приобретают активы. Бедняк и средний класс приобретают пассивы, которые считают активами. Актив приносит деньги, пассив уносит.
Если ты выкопал себе яму – перестань ее копать!

Реальные активы:
- Бизнес, который не требует моего присутствия. Он принадлежит мне, но управляется другими. Если я вынужден работать, это уже не бизнес. Он становится моей работой.
-Акции, облигации, долговые расписки и векселя.
-Недвижимость, приносящая доход.
-Гонорары за интеллектуальную собственность.
- Любая другая, приносящая доход, растет в цене и легко продается.
-Самый мощный актив – это наш ум. Хорошо развитый ум может практически мгновенно создать огромное богатство.

Самое скандальное и широко обсуждаемое положение Кийосаки:
Бедняк считает:
 - Наш дом – это самая крупная инвестиция и наш самый лучший актив. Богатый:
- Мой дом – это пассив, а если дом – это твоя самая крупная инвестиция, значит у тебя серьезные проблемы. Чем больше дом, тем больше расходы на его содержание и денежный поток уходит через колонку расходов. (ипотечный кредит). Когда я хочу купить более просторный дом, то сначала приобретаю актив, который генерирует денежный поток, достаточный для оплаты стоимости дома.

Философия Кийосаки:
- Я встречал многих, которые говорили, что их не интересуют деньги. И тем не менее они продолжали исправно трудится по 8 часов в день. Они сами себе противоречат. Зачем они тогда работают? У таких людей психика наверное расстроена еще сильнее, чем у тех, кто одержим страстью к накоплению. (Не интересуют деньги – я люблю свою работу). У большинства людей страх и жадность работают против них. Отсюда – невежество.

                Страх и жадность заставляют людей всю жизнь гоняться за заработком, надбавками и льготами. Это диктует им эмоции мысли. Они похожи на ослика с морковкой, а он гоняется за иллюзией. Если бы ослик видел всю ситуацию – он бы возможно передумал и не стал бы гонятся за морковкой. Отсутствие интереса к деньгам так же противоестественно, как и слишком большая привязанность к ним».

                Какой вывод можно сделать из этого катехизиса богатого человека? Сказать, что «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным»? Так это просто банально.
                Попробуем отделить мух от борща: главным постулатом является тезис, что  не надо работать за деньги – пусть деньги работают на вас. Но это справедливо только для бизнеса. Миллионы людей работают за деньги и именно они первичны. Именно они создают материальные блага, которыми пользуются все остальные. Что вы будете инвестировать, если дома нет – он не построен!
                Бизнес с недвижимостью возможен, если она есть, а ее создают архитекторы, инженеры, организаторы производства, рабочие, работающие за копейку.

                Можно конечно заявить, что повышайте финансовую грамотность, влезайте в бизнес и деньги будут работать вместо вас; вместо того, чтобы подниматься по служебной лестнице, вы сможете ее купить! Но и это не так. Представьте себе сообщество, сплошь состоящее из бизнесменов! Или может быть это общество избранных? Так они передерутся как пауки в банке. В советские времена бизнес, когда купил за копейку, а продал за три называли спекуляцией, то есть обманом.
                Можно критиковать и не принимать эти советские постулаты – они во многом ложны, но зерно-то осталось: если кто-то кого-то обманывает или просто скажем, наживается, то должен быть и обманутый.
                Во-вторых, любой бизнес требует начального капитала. Во всем мире время накопления первоначального капитала носит криминальный или полукриминальный характер. У нас  - это «лихие девяностые». Так принято называть это время. Если начинать с нуля и по закону – к старости может быть и получится! Знаю – сам так начинал и именно параллельно с основной работой – как это и советует Кийосаки. Конечно, если вам помогли богатые или блатные родители (или и то и другое), то при грамотном  ведении бизнеса все получится. Но делать деньги – это такая же профессия, как и другие, хотя и имеет свою специфику.

                Мало любить деньги, надо любить их делать! Посвятить этому свою жизнь так, как посвящают ее летчики - небу, ученые - науке, преподаватели - детям, врачи - больным!
                Если ты готов это сделать – вперед! Но при всем этом не надо понимать Кийосаки буквально. Вы лежите на диване, а деньги работают сами на вас. Бизнес и есть работа, и нелегкая: в ней есть и взлеты и падения, успешные сделки и банкротство. Сложные отношения с властью, налоговыми и проверяющими органами, с конкурентами, криминалом и т.д. Если же вы мечтаете о ренте, которая даст вам возможность заниматься чем угодно в свое удовольствие, то для этого необходимо иметь много денег,  и может быть и не только ваших, а всех предыдущих состояний. Недаром У. Черчилль говорил, что копить деньги – вещь полезная, если это уже сделали ваши родители!

                Теперь об активах. Это основа бизнеса. Акции, векселя – это удел небольшого общества финансистов биржевиков. У нас мало кто разбирается в специфике этой деятельности – недаром миллионы обманутых. Началось все с ваучеров, а закончилось Мавроди! Когда по телевизору в блоке «экономика» говорят об индексах, фишках и тому подобному, глупее наших физиономий нет ничего. Да и на западе финансисты биржевики составляют особый клан. Пока мы начнем разбираться в этом, пройдет немало лет.

                Вот недвижимость, приносящая доход – это намного теплее. Это мы освоили. Но опять же, маленький человек может сдать только квартиру умерших родителей или когда совсем туго – часть своей собственной. Люди, заимевшие деньги (как заимели - не рассматривается) покупают себе квартиры, целые дома или другую недвижимость для сдачи в наем. Эта рекомендация выполняется в большей мере.
                Что же касаемо своего дома или квартиры, где мы проживаем сами, то западное ломание копий по этому поводу считать ли это активом или пассивом у нас пока не актуально.
                Другое дело если у тебя замок, требующий больших денег по его эксплуатации. Правда на горизонте принятие закона о налоге с недвижимостью – вот тогда в зависимости от размера этого налога некоторым владельцам элитного жилья придется «почесать тыковку» и вполне возможно, что такое жилье перейдет в разряд пассивов. А на западе Кийосаки абсолютно прав: все они живут в кредит, больший из которых – ипотека. Чем больше ты покупаешь дом, тем больше должен выплачивать денег и выплаты эти там происходят до конца жизни. Конечно, такой дом – это пассив.
                Про интеллектуальную собственность – это опять для нас, людей не очень творческих не очень актуально. Видим, как в телевизоре спорят за поступление денег от исполнения песен Успенской, написанных Резником.
У нас это просто не отрегулировано на законодательном и исполнительном уровнях. Конечно интеллектуальная собственность это актив. С этим не поспоришь! Но получить деньги за нее не просто, хотя это по настоящему справедливо.
                Все остальное на вооружение не возьмешь. Всвязи с изменениями в стране, многие активы превращаются в пассивы. Например, автомобили. В советское время на продаже машины можно было даже заработать, а сейчас… Прибыльный бизнес от продажи иномарок заканчивается, а с другим барахлом что будет после вступления в ВТО? Все меняется. Думаю, что постулат с активами правильный по сути, но необходимо нам самим исходя из политической и экономической обстановки определять что актив, а что пассив.


                Кийосаки в книге приводит любопытное определение богатства финансистом Бакминстером Фуллером : «Богатство -  это способность человека какое-то время жить не работая». Задайте себе вопрос, а сколько вы проживете без зарплаты или дохода? Хотя опыт есть и у нашего народа: работодатели год не платят, а рабочие живут, да еще и голодовки устраивают!
                Так что книга любопытная и не вредная, но читать ее надо с умом, как впрочем, и все остальное. А пока бедные мучаются от страха, где взять деньги на жизнь, богатые мучаются от страха потерять свое богатство. Их пугает, что они потеряют свой достаток, пугает мысль, что скажут друзья, если они потеряют свои деньги. Они страдают от отчаяния и неврозов.
               
                На основании изучения видов неврозов, связанных  с оплатой налогов, составления завещания, накопления разработана классификация денежных комплексов и выделены следующие "денежных" типов личности:

"Скряга" копит деньги, что само по себе является увлекательным него. Он часто испытывает страх потери (денег, вещей, запасов, ресурсов, фондов) и страх недоверия к нему со стороны окружающих. Скряга испытывает удовольствие не от денег как блага, а от защищенности с помощью денег.

"Транжир" демонстрирует компульсивное (навязчивое) и бесконтрольное поведение в отношении своих расходов, особенно в момент депрессии, ощущения своей незначительности и чувства отверженности. Тратоголизм — его короткоживущая отдушина, которая в итоге приводит к чувству вины.

"Денежный мешок" полностью захвачен зарабатыванием денег, которые рассматриваются как лучший способ добиться могущественного статуса и одобрения окружающих. Он уверен, что чем больше денег он имеет, тем больше возможность управлять окружающим миром, и тем более он будет счастлив.

"Торгаш" навязчиво охотится за дешевкой, даже если она ему не нужна, потому что получение вещей за меньшие деньги обеспечивает чувство превосходства. Он чувствует себя раздраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую спрашивают.

"Игрок" чувствует себя бодрым и оптимистичным, принимая в.. ощущения власти, которое приносит выигрыш, и его ожидание компенсирует риски проигрыша, а остановка в цепи поражений и побед воспринимается как жизненное затруднение.
                Таким образом выявленные на клиническом материале особенности отношения к деньгам и «денежного» поведения свидетельствуют об избирательной уязвимости личности к определенного рода психогенным воздействиям.
                Кроме этого происходят деформации в экономическом сознании людей, вызванных оторванностью денег от производства, т. е от их стабилизационной базы. Возникает гипертрофированная вера в финансовые игры, случай, финансовую удачу, мгновенное обогащение. Во-вторых приводит и к избыточной потребительской активности (деньги нужно сейчас же потратить), сниженному финансовому самоконтролю хозяйствующего субъекта на всех уровнях (от семьи до правительства). В третьих  усиливается ощущение непредсказуемости, неподвластности человеку (его контролю) экономических процессов и спровоцированной этим перманентной тревоги, переходящей в безысходность.

                На уровне правящей элиты такое отношение к деньгам опасно психологической ориентацией на сиюминутный экономический интерес, а не на будущее, на неоправданные траты и разворовывание, а не на сбережение и накопление, на личные и локальные выгоды, а не на доходность страны в целом».

                Все это очень любопытно, но думаю, что утомил вас научными работами в области денег. Их не мало. При желании каждый может влезть в интернет и познакомится с ними, а справедливость последнего вывода совершенно очевидна. Во всех городах страны растут как грибы супер и гипермаркеты, бизнесцентры и офисы, а не заводы и фабрики. Уже почти в каждом поселке есть минимаркеты – так называют свои продуктовые  и хозяйственные магазины современные предприниматели и в то же время пустуют поля, разваливаются капитальные коровники, построенные в советские времена.

                Россия заняла первое место в мире по абсолютной величине убыли населения. В блоге А. Кончаловского «Ужаснись сам себе» я прочитал, что по оценкам ООН, население России с нынешних 143 млн. человек к 2025 году сократится  до 121-136 млн.

                При обнищании большинства населения, тратятся  колоссальные деньги на олимпиаду, чемпионаты по футболу, выплачиваются фантастические деньги за приобретение игроков и  их зарплату. Вместо того, чтобы тратить деньги на защиту лесов от пожаров, на предотвращение схода селей и других природных катастроф, на поднятие своего футбола, наконец - деньги тратятся на миллионные выплаты пострадавшим от них и все это можно продолжать до бесконечности. Одни дороги чего стоят! Их просто нет, а на те, что есть - ежегодно уходят огромные деньги на их ремонт! Не лучше ли строить  по человечески?

                Еще при царе Горохе говорили, что Россия славна своими дураками и дорогами, а что изменилось? Дураки не убавились. Конечно, многим приятно, что их так много. Возникают даже сомнения в естественном происхождении их тупости. Такое впечатление, что их где-то специально обучают! Однако в своих деньгах разбираются все: и дураки и умные. Особенно, как и где украсть!
                Умный просто не сообразит смысла трат огромных денежных ресурсов, а дурак всему найдет объяснение.

                Для чего решили провести саммит на острове Русском и потратил на это 21 млрд. долларов (679,3 млрд. руб.)? Все объекты в откатах и распилах. Строительство моста обошлось в 5-6 раз дороже, чем аналогичный мост во Франции. И так со всеми объектами.

                Нам, правда объяснили, что это было необходимо для развития инфраструктуры. Но для чего было ее развивать на острове, а не во Владивостоке. Почему бы не потратить деньги на автомагистраль, которая бы связала российский запад и восток? Для сравнения скажем, что скоростная автомагистраль Москва – Санкт-Петербург в 650 километров стоит порядка 200 млн. рублей. А университет, стоимостью в 41,7 млрд. рублей? Во всем Приморском крае впятеро меньше студентов! Можно было расширить университет во Владивостоке и это обошлось бы в сотню раз дешевле! Да разве у нас некуда деньги девать? Все  пассивы АТЭС и других мероприятий ухудшают и без того тяжелейшую ситуацию на Дальнем Востоке и в целом по стране. Ну, как тут не вспомнить Р. Кийосаки: «если падаешь в яму – перестань копать ее»!

                Пора вернуться непосредственно к началу очерка. Так все-таки деньги – что они? Как к ним относится? Зачем они? А что думают по этому поводу известные в мире и стране люди? Чтобы не утомлять читателя своими умозаключениями, приведу подборку наиболее интересных, с моей точки зрения, высказываний и афоризмов:

Тема1. О том, хорошо ли или плохо с деньгами или без них:

У. Черчилль:
 - Дело не в том, что с деньгами очень уж хорошо, а в том, что жить без них очень уж плохо.

Э.М. Ремарк:
- Деньги – вещь очень важная. Особенно когда их нет.

Г.Александров (советский ученый, философ):
- Кроме песни, строить и жить очень помогают деньги.

П. Мериме:
- Есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь.

.Еврейские пословицы:
- Полная сума тяжела, а пустая еще тяжелей.
- С одной только мудростью на рынок не ходят.
- Единственное, что можно делать без денег, - это долги.

В.Брынцалов:
- Деньги – источник духовности. Можешь себе место купить в Большом театре.

М. Светлов:
- Деньги необходимы. У меня осталась последняя десятка. Хочу сходить в нотариальную контору – снять с нее копию.

Тема 2. Зло денег:

Евангелие от Матфея (16:26):
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

Б. Тойшибеков (академик, ученый):
- Зло не в деньгах, а в готовности человека совершить ради них какое угодно зло.

Н. Карамзин:
- Деньги – зло. Богатеют за счет бедных.

Петроний:
- Что делать законам там, где царствуют деньги!

С. Янковский (программист):
-Деньги не дарят удовольствие, они его покупают.

Ф.Петрарка:
-Больше денег – больше скупость. Чем больше скупость, тем больше жестокость.

Т. Джефферсон (3-й президент США):
- Я не замечал, чтобы честность людей возрастала с их богатством.

В.Георгиев (болг. языковед):
- Где пахнет деньгами – там ищи вора!

Английское изречение:
- Деньги никого не сделали богатым – наоборот, каждого они делают еще жаднее до денег.

М.Задорнов:
- Деньги это помет дьявола. Этим пометом можно удобрять свою жизнь, но только не копить его. Не превращать свой дом в хранилище помета!

Тема 3. Как зарабатывают деньги:

Д.Маркис (писатель, биллетрист):
- Если вам говорят: - Мое богатство нажито тяжелым трудом, - Спросите: -Чьим?

Василий Великий:
- Добытое трудом – с радостью и принимается, и сохраняется, а что получено без труда, то быстро исчезает.

Г.Маркс (известный американский актер, комик):
- Я начал с нуля и упорным трудом достиг состояния крайней бедности.

Б. Франклин:
- Если хочешь иметь деньги, не теряй времени даром.
- Деньги всегда достаются честным трудом, но для одних – своим, а для других – чужим.

Д.Д. Рокфеллер:
- Я могу отчитаться  за каждый заработанный мной миллион, кроме первого.

Русская пословица:
С трудов праведных не наживешь палат каменных!

Тема 4. Не златом единым жив человек:

Демокрит:
- Для меня слово мудрости ценнее золота.

Ф.Петрарка:
- Жадный беден всегда. Знай цель и предел вожделения.

В.В.Жириновский:
- Восстановите гимн, и страна скажет: - Не надо зарплаты!

С.Брандт (немец. сатирик):
-Ни в богатстве, ни во власти нет без морали счастья.

Гораций:
- Если у тебя все в порядке с желудком, грудью, ногами, никакие царские сокровища не смогут ничего прибавить.


Сократ:
- Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

Неизвестный:
- Все знают, что не в деньгах счастье, но все хотят убедиться лично!

Тема 5. Суть денег:

Петр 1:
- Деньги суть артерия войны.

П.Декурсель (франц. драматург):
- Деньги для людей умных составляют средство, для глупцов – цель.

П.Гетти (миллионер):
- Если у вас нет денег,, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете уже только о деньгах.

М.Митчелл (американская писательница, автор «Унесенные ветром»):
- Большие деньги можно сделать при создании нового государства и при его крушении. При создании – процесс медленный, при крушении – быстрый.

А.Дюма:
- Не почитай денег ни больше, ни меньше, чем они того стоят. Они хороший слуга и плохой господин!

М.Беринг:
-Если вы хотите знать, что Господь думает о деньгах, - посмотрите, кому он их дает!

А.Шварценеггер:
- Деньги не сделают вас счастливее. У меня сейчас 50 млн, и я так же счастлив, как и тогда, когда у меня было 48 млн.

Тема 6. Зачем нужны деньги:

Г.Маркс:
- Деньги очень полезная штука. Они позволяют не делать того, чего ты не любишь делать, а я не люблю делать почти нечего.

Г.Форд:
- Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни.

М.Эшербах (австрийская писательница):
- Люди гонящиеся за богатствами и не находя времени пользоваться ими, смахивают на голодающих, которые все стряпают, но не садятся за стол.

Ф.Рузвельт:
- Дайте мне 10 млн. долларов – и я провалю принятие любой поправки к конституции.

Б.Франклин:
- Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.

Тема 7. Что делать с деньгами:

Л.А.Сенека:
- Деньгами надо управлять, а не служить им.

Б.Франклин:
- Если ты покупаешь то, что тебе не нужно, то скоро будешь продавать то, что тебе необходимо.
- Будьте осторожны с мелкими расходами: самая небольшая течь может потопить большой корабль.
- Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться.

Неизвестный:
- Часть своих денег я потратил на водку, часть на женщин, а остальными распорядился очень глупо.

Из завещания:
- Будучи в здравом уме и светлой памяти, все свои деньги я потратил перед смертью.

Афоризмов и высказываний на тему денег великое множество. Выводы делайте сами. Однако, опять без оглядки на российский менталитет не обойтись: например, англичане говорят:
- Время – деньги, а русские:
- жизнь копейка!
Известный богач и предприниматель Савва Морозов был невысокого мнения о богатых русских. Он говорил:
- Богатый русский глупее, чем вообще богатый человек!
Советское прошлое не могло не оставить отпечаток своей идеологии. В отдельных случаях это выглядит просто анекдотично. Занимаясь проблемой денег мне как-то попался на глаза совет А.Лукашенко безденежным студентам Беларуси:
- Если у вас нет денег на ресторан, поговорите с девушкой в студенческом общежитии. Купите кефир и булочку.
Я не хотел бы «подводить черту» и давать свои комментарии по проблеме. Думаю, что из моего очерка и так все понятно. Ближе всего мне высказывания Пушкина,  Евтушенко и Задорнова. Ими я и закончу тему.

Пушкин:
 - Я не люблю денег, но они дают мне независимость!

Евтушенко:
 - Я презирал и презираю деньги. Кто-то сказал что деньги – это орудие свободы. В моем понимании деньги всегда были и остаются проклятием, орудием рабства. Деньги – рабство, когда их нет потому, что люди стремятся достать их, чтобы жить. Деньги – рабство, когда люди имеют их и тратят множество сил и нервов, чтобы умножить их или хотя бы сохранить их.

Задорнов:
- Денег я зарабатываю сейчас намного больше, чем мне надо.

- Деньги всегда инструмент, а не самоцель.

- У многих женщин эрогенной зоной является кошелек!

- Для того, чтобы быть успешным, надо делать только успешные дела. То есть только те, которые у тебя получаются успешно!

- Американцы живут животом, поэтому у них прекрасная экономика. И главное отличие от русских именно в том, что для России всегда этого было мало. Психология Российского человека совершенно иная. (Поэтому, чтобы понять нас и читают Достоевского, Толстого и пр).

                Думаю, что  высказывания знаковых и публичных людей более убедительны, а главное понятнее, чем научные исследования, коими  утомил я Вас читатель! До свидания на Прозе. ру!