Можно ли ребенку смотреть новости?

Маргарита Семейкина
     Ребенок 7-9 лет нередко проводит время у телевизора. Но что, если он смотрит новости? Хорошо это или плохо? Казалось бы, эта ситуация встречается не часто, но результаты опроса ребят 7-9 лет говорят о том, что 54 из 74 опрошенных любят смотреть новостные программы.
       Вероника Шняк, гештальт-терапевт Объединения психологов г. Екатеринбурга, (работает с детьми с 2005 года), поможет разобраться в нашей ситуации.
   - Влияют ли просмотры новостных передач на психику ребенка 7-9 лет?
Безусловно, влияют. Телевидение активно влияет на формирование личности.  В зависимости от того, что ваше чадо  смотрит, можно говорить о позитивном или негативном влиянии увиденного.
-Какое влияние оказывают просмотры негативных новостей  на личность столь юного возраста?
Не смотря на то, что в возрасте, о котором идет речь, у человека уже преобладает понятийное мышление, сохраняется также  и наглядно-образное (запечатление и подражание играют большую роль в восприятии информации). Дети в этом возрасте большей частью воспринимают новостную информацию  буквально, они пока не способны адекватно оценить увиденное.
Пример телевизионных новостей одного из телевизионных каналов: новости подаются в саркастичной манере, обесценивая, высмеивая ужас и неадекватность произошедших событий, действий людей. Если ребенок  посмотрит такие программы без здравых комментариев взрослых людей, он может решить, что увиденное – истинная реальность, уместный поступок (действие или бездействие). Таким образом, это может привести к психическим отклонениям. Так человек дошкольного или младшего школьного возраста начинает допускать происшествие аналогичных событий в своей жизни. Неусвоенные нормы поведения влекут за собой поведение, отклоняющееся от общепринятых, которое может проявиться в подростковом возрасте.
В 7-9 лет не имеется опора на свои духовно-нравственные ценности, поэтому просмотр негативных новостей может привести к повышенной тревожности и формированию страхов. Каждая новость про негативные школьные события (пожар, теракт, насилие и пр.) неосознанно уходит в «копилочку» страхов.
Информацию такого характера нужно смотреть после 12 лет, когда духовно нравственные ценности имеют место быть и возможно говорить о сформированной личности. В возрасте, младше 12 лет, все телепередачи должны контролироваться взрослыми, чтобы помочь ребенку отфильтровать, что смотреть, а что – нет.  Взрослый должен проявить заботу о развитии ребенка.
-Есть ли плюсы в том, что  ребенок смотрит (слушает) новости? Если да, то, какие?
Если он смотрит передачи о событиях вместе со взрослыми людьми, то он развивает навыки аналитического мышления, получает информацию о достижениях сверстников, научных открытиях, эволюции человека.
-Спасибо,  Вероника Шняк.
     После разъяснений психолога многое прояснилось, но не помешает узнать мнение «из первых уст», а именно у тех, кто и рассказывает нам о событиях и происшествиях.
    Илья Мелехин, репортер и выпускающий редактор программы новостей на 4 канале:
 «Мы живем в обществе, социуме, и информация о состоявшихся или будущих событиях помогает нам принимать правильные решения в жизни. Но  детям не стоит смотреть новостные программы. Это вредно, прежде всего, потому, что эта информация ему не нужна. Он не принимает решения, это делают его родители - им такая информация нужна. Плюсы разве что в том, что ребенок привыкает к взрослой жизни. Лучше всего, если просмотр будет в присутствии родителей, которым он мог бы
задать вопросы о событии и которые бы объяснили ему, зачем это показывает,
почему и для чего"
   Лиана Найданова, ведущая новостей на « Радио УрГУ on-line» :
«Новости для детей - один из способов познания мира. Конечно, нынешние новостные выпуски насыщенны «чернухой», но, тем не менее, утренние и дневные выпуски на центральных каналах, по-моему, оптимальный вариант для расширения кругозора современного школьника.
Телевизор - это один из главных источников информации. Пока малыши находятся в состоянии «хочу всё знать», им нужно давать возможность получить как можно больше знаний о мире, в котором мы живем. Всё это замечательно и полезно для умственного развития, однако не следует забывать и о здоровье детей. Главное - правильно расставить приоритеты. И перед тем, как усаживать ребенка за телевизор стоит провести небольшой мониторинг каналов, чтобы малыш не подошел к вам с неожиданными вопросами»
    Лилия Мельман, ведущая новостей на 4 канале:
«На психику ребенка очень сильно влияют просмотры негативных новостей, так как  дети воспринимают ярко, и у них могут появляться страхи.
Но, в общем, подобные программы могут влиять прекрасно или же оказывать противоположное влияние: например, воодушевить человека на что-то. Новости -мощная вещь. Плюсы просмотра программ о событиях в том, что ребенок приобретает информацию. Без информации человек скучен. Нужно смотреть вести и быть в курсе событий в любом возрасте, необходимо приучаться к культуре. Значит, соответственно, ребенку полезнее всего смотреть культурные новости»
     Подводим итоги. Получается, что новости имеют противопоказания: негативные не смотреть детям до 13. Показания к применению: любознательность, потребность в  духовном развитии, получении новой информации,  нужда быть в курсе событий, в получении новых навыков. Способ применения: смотреть в присутствии взрослых новости, не несущие негатива.