Детство

Сергей Малыгин
  1.Посёлок Заречный.

 В войну мои родители трудились на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК): отец – шофёром, мама – в рабочей столовой.  Столовая располагалась в благоустроенном районе города, построенном для специалистов ММК, под красивым названием «Берёзки».

Страшные это были годы...

Запах печёного хлеба разносился по всему городу, и люди жадно хватали носом этот пьянящий аромат. Полученную пайку хлеба редко доносили до дома - отщипывая по кусочку, съедали её по дороге.

Несмотря на то, что мама работала на "раздатке", ничего от этого она не имела - всегда была голодна.

Контроль за расходованием продуктов был строжайший!

Это вполне можно понять на примере фабрики дензнаков: работники печатают многие миллионы рублей, а довольствуются всего лишь своей скромной зарплатой.

И если ОБХС обнаружит недовложение продуктов, 10 лет лагерей ты уже, считай, заработал...

Многие вконец оголадавшие люди жалко, полностью потеряв чувство собственного достоинства, выклянчивали у поварих дополнительную порцию баланды, понимая при этом, что ничего они не получат.

Неоткуда было взять эту лишнюю порцию...

И через десятилетия отец вспоминал заклинания сходящего с ума от голода человека:

- Зо-оя! Насыпь борщу! Бо я и-ысты хо-очу!

Неоткуда было той Зое "насыпать" борщу...


Бывало, люди умирали от голода прямо на работе. По причине голода многие бежали на фронт в надежде, что там перед смертью хотя бы накормят досыта... Один хрен - умирать!..

Не бежали, конечно, а записывались "добровольцами", наплевав на "броню"...

Процветали откровенные вооружённые грабежи, карманные кражи и мошенничество. Этим нередко занимались, поистине, артисты своего дела (неумехи сидели в многочисленных лагерях).

Заговорил ты с человеком душевно, отошёл, так сказать... Пришёл домой - а денег в кармане нет...

Как, когда успели?!..

Такие вот были искусные "инженеры человеческих душ".


Не так давно читал:

В начале 20 века некий "щипач" (профессиональный вор-карманник) изволил оказать честь своим присутствием некоему южному российскому городу.

Чтобы отметить своё пребывание, он посчитал необходимым посетить местный ресторан (на пару с благородной, ухоженной, вся в золоте, дамой).

Принимая заказ, официант заявил:

- Вас приглашает в свой кабинет господин Н. (авторитет этого города)!

Естественно, щипач не отказался от столь лестного приглашения.

В отдельном кабинете завязалась непринуждённая, вполне светская беседа. Через полчаса хозяин города заявил:

- Не смею больше обременять вас своим присутствием! Позвольте раскланяться! Был чрезвычайно доволен знакомством и нашей беседой!

- Взаимно! - отвечает щипач. - На прощание хотел бы вручить Вам свой скромный подарок!

И вручает собеседнику ... его же собственные золотые часы, бумажник, золотые украшения... и много чего ещё.

"Дама" помогала вору в его действиях самым что ни на есть активным образом: прижималась к собеседнику, усиленно отвлекала на себя его внимание. А вор в это время "работал"...


Вот так действуют профессионалы.... Неудивительно, что мои родители испытывали недоверие к любому незнакому человеку.

Воровство и беспредел, откровенно покрываемые милицией, процветали в Магнитогорске (да и по всей стране, конечно) вплоть до 60 - 70-х годов...

За подделку хлебных карточек давали 10 лет. Один мальчик (читал) "задумался" и нарисовал хлебную карточку. При попытке её реализации был задержан и получил срок.


После войны мои родители, как это называлось в те годы, сошлись (или списались). Никаких свадеб в то время не устраивали - зарегистрировались в ЗАГСе и получили право на отдельную комнату в бараке. Не было, конечно, и золотых колец - всё золото (у кого оно было) в начале войны сдавалось государству.

 Позже у них родилась дочь, через два года – сын. Жили очень бедно, как и все простые люди. Трижды их обворовывали, забирали всё до нитки. Отцу и матери, выросших в деревне, жить в таких условиях было очень тяжело; как говорили простые люди, «опричь души».

 Жилья практически не строилось, и не было никаких надежд на получение хотя бы комнатки в коммунальной квартире.

 В 1954 году Первый секретарь ЦК КПСС  Хрущёв взял курс на освоение целины, и отец откликнулся на этот призыв. Видимо, получил какие-то подъёмные, и оказался в деревушке под названием Заречный в 60 км.  к юго-востоку от Магнитогорска.

 В качестве жилья он получил от совхоза землянку. Местность здесь была степная, лес  - только привозной, поэтому печь топили соломой.
 Местные жители для отопления применяли кизяк – сушёный навоз. Мои родители тогда и кизяка не имели - где бы они взяли этот навоз?!

 На осенней вспашке целинных земель и на весенней посевной 1955 года отец трудился почти круглосуточно: задание для совхоза было большим, а людей и техники, как обычно, не хватало. Как раз весной я и родился.

 Один из механизаторов (назову его Метелёв) для вспашки привлекал сына-подростка; пахали они по очереди. Никаких прав на вождение трактора у мальчишки, конечно, не было.

 Ночью сынишка Метелёва ушёл на часик-другой прикорнуть рядом с полем. Его отец в темноте не заметил сынишку … и перепахал его. Не мною сказано – битва за урожай…

 Мой  отец оказался победителем в соц. соревновании и, помимо медали «За освоение целины», получил Орден «Знак почёта».

 И только тогда, когда закончился сев, отец взял автомобиль и отвёз меня с мамой для регистрации в райцентр под названием Фершампенуаз. Так что, зарегистрирован я был почти через месяц после своего рождения, и с тех пор имею полное право отмечать два дня рождения в году.

 В последние 2 – 3 столетия в этой местности обитали казаки, приписанные к станице Верхнеуральск. По роду своей службы, казаки принимали активное участие в войнах царского правительства, в том числе, и в войне с Наполеоном. Вернувшись домой, они давали своим «номерным» станицам экзотические иностранные  имена. Так на юге Челябинской области появились населённые пункты с необычными названиями Париж, Фершампенуаз, Берлин, Кассель, Лейпциг, Арси-Сюр, Балканы, Чесма, Наваринка и др.

 Казаками были как русские, так и татары, правда, крещёные. На Южном Урале крещёные татары назывались нагайбаками. Так и в паспорте писали – нагайбак (или нагайбачка).  То есть, тот же татарин или башкир, только крещённый в христианской церкви. Нагайбаков относительно немного – несколько десятков тысяч человек.

 Интересно то, что нагайбаков в ранг казаков пожаловала Екатерина Великая - за то, что те во время Пугачёвского восстания оказались верны царскому правительству и не поддержали бунтовщика. Хорошо это или плохо - это смотря с какой стороны посмотреть.

 С одной стороны, Емельян Пугачёв боролся за освобождение русского народа от царской тирании. Можно его назвать патриотом русского народа?
 Да, конечно!

 С другой стороны, А. В. Суворов боролся за сохранение и укрепление Русского государства.  Можно ли его назвать патриотом русского народа?
 Естественно!

 Так почему тогда Суворов громил банды Емельки Пугачёва?
 Это - первый вопрос.
 Вопрос второй.

 Откуда в казачьем воинстве, не знающем ничего, кроме сабли, вдруг появились искусные пушкари-канониры и знатоки военной стратегии?

 Ответ напрашивается сам собой: артеллеристов, а также всякого рода военных советников в армию Е. Пугачёва, скорее всего, поставляли заинтересованные державы, которые, видимо, и "спонсировали" "освободительную борьбу" Емельяна Пугачёва.
 Мы даже можем назвать по именам эти заинтересованные державы - Англия и Франция.

 ... Но вернёмся в сегодняшний день. Девушки-нагайбачки очень красивы - в этом мнении едины все мужчины (русские - в первую очередь). Белолицы, сероглазы, умны и остры на язык. Поэтому нередки взаимные браки между русскими и нагайбаками.

 Примерно через 20 лет после рождения я побывал на своей малой родине. Видел и завалившуюся яму на месте землянки на краю небольшой деревушки.

 Что-то вспомнилось из далёкого детства. Давным-давно забытое.

 Родители держали кое-какой скот, и в холодное время года забирали новорожденных поросят и телят из холодных сараек в землянку. И ещё 20 лет спустя мой дядька добродушно подсмеивался:

 - Ты не помнишь, Серёжка, как ты спал вместе с поросятами?..

 Ну, а мне-то что? Я не обижался. С поросятами - так с поросятами!

 В моей памяти остался приезд в деревню фотографа. Коммунистическая партия заботилась о культурном досуге целинников – присылала в деревни артистов и, как видите, фотографов.

 Помню, вся семья выстроилась во дворе; я же, трёхлетний пацан, категорически отказался сниматься. Знаете ведь, как неохотно дети называют своё имя: скажи имя чужому дяде (или тёте) – и окажешься перед ним беззащитным!.. Нет, моё имя – это глубокая тайна, о которой имеют право знать только самые близкие люди!

 Так же, видимо, я воспринял и фотографирование - как посягательство на мою личность, на моё здоровье, наконец. Помню, отец мне что-то насмешливо говорил, но я не обращал на это внимания: набычился и ушёл. Поэтому на фотографии - только отец с матерью да брат с сестрой. Одеты все очень бедно, просто нищенски…

 ... Кстати, по поводу фотографирования. Эту историю не так давно рассказал мне один знакомый. Лет 15 назад заболел его сынишка. Болеет, чахнет, а врачи ничем помочь не могут. Умирает мальчик.

 Супруга моего рассказчика совершенно случайно испортила (порвала) картонную рамку с фотографией сына и обнаружила, что под фото её ребёнка подложена ещё одна фотография с изображением какого-то искалеченного человека. Я не видел это фото, но по рассказу представляю: ну, там просто куски мяса какие-то...

 Плачущая мама побежала в детский сад, в котором была сделана эта фотография, начала обзванивать других родителей…  Дело ничем не кончилось – «фотографов» не нашли. Неизвестно откуда появились, неизвестно куда исчезли.  С этого дня руководство детского сада никому не позволяло фотографировать детишек. А ребёнок пошёл на поправку.

 ... А ещё неподалёку от моей деревушки располагались высокие земляные холмы - курганы. Никто из местных жителей не мог объяснить их происхождение. Теперь-то я знаю, что эти курганы были засыпаны наши далёкими предками (или родственниками) - скифами и сарматами. Один из посёлков получил название - Курганный.

 Лет через 10 после моего рождения отец взял меня и моего старшего брата для того, чтобы накопать свежей земли для огуречной грядки. Штык лопаты упёрся ... в меч! Это был позеленевший от времени бронзовый (или медный) меч, принадлежавший некогда скифскому или сарматскому воину.

 Мы, конечно, тогда об этом ничего не знали, и забавлялись мечом, как игрушкой. О том, что где-то существуют краеведческие музеи и институты археологии, мы и не подозревали. Со временем, этот меч куда-то пропал. Много позже я написал об этой находке в Челябинский институт, но ответа не получил. Да я на него и не рассчитывал.

 Ведь в нашей местности были открыты Аркаим и Синташата! Множество учёных, в том числе, и зарубежных, производили и ежегодно производят раскопки в наших краях.
 
 Вот их мнение: буквально каждый квадратный метр территории Южного Урала нашпигован ценнейшими археологическими свидетельствами древнейшей человеческой культуры.


Продолжение см.  http://www.proza.ru/2012/09/16/1187