1.Посёлок Заречный.
В войну мои родители трудились на Магнитогорском металлургическом комбинате (ММК): отец – шофёром, мама – в рабочей столовой. Столовая располагалась в благоустроенном районе города, построенном для специалистов ММК, под красивым названием «Берёзки».
Страшные это были годы...
Запах печёного хлеба разносился по всему городу, и люди жадно хватали носом этот пьянящий аромат. Полученную пайку хлеба редко доносили до дома - отщипывая по кусочку, съедали её по дороге.
Несмотря на то, что мама работала на "раздатке", ничего от этого она не имела - всегда была голодна.
Контроль за расходованием продуктов был строжайший!
Это вполне можно понять на примере фабрики дензнаков: работники печатают многие миллионы рублей, а довольствуются всего лишь своей скромной зарплатой.
И если ОБХС обнаружит недовложение продуктов, 10 лет лагерей ты уже, считай, заработал...
Многие вконец оголадавшие люди жалко, полностью потеряв чувство собственного достоинства, выклянчивали у поварих дополнительную порцию баланды, понимая при этом, что ничего они не получат.
Неоткуда было взять эту лишнюю порцию...
И через десятилетия отец вспоминал заклинания сходящего с ума от голода человека:
- Зо-оя! Насыпь борщу! Бо я и-ысты хо-очу!
Неоткуда было той Зое "насыпать" борщу...
Бывало, люди умирали от голода прямо на работе. По причине голода многие бежали на фронт в надежде, что там перед смертью хотя бы накормят досыта... Один хрен - умирать!..
Не бежали, конечно, а записывались "добровольцами", наплевав на "броню"...
Процветали откровенные вооружённые грабежи, карманные кражи и мошенничество. Этим нередко занимались, поистине, артисты своего дела (неумехи сидели в многочисленных лагерях).
Заговорил ты с человеком душевно, отошёл, так сказать... Пришёл домой - а денег в кармане нет...
Как, когда успели?!..
Такие вот были искусные "инженеры человеческих душ".
Не так давно читал:
В начале 20 века некий "щипач" (профессиональный вор-карманник) изволил оказать честь своим присутствием некоему южному российскому городу.
Чтобы отметить своё пребывание, он посчитал необходимым посетить местный ресторан (на пару с благородной, ухоженной, вся в золоте, дамой).
Принимая заказ, официант заявил:
- Вас приглашает в свой кабинет господин Н. (авторитет этого города)!
Естественно, щипач не отказался от столь лестного приглашения.
В отдельном кабинете завязалась непринуждённая, вполне светская беседа. Через полчаса хозяин города заявил:
- Не смею больше обременять вас своим присутствием! Позвольте раскланяться! Был чрезвычайно доволен знакомством и нашей беседой!
- Взаимно! - отвечает щипач. - На прощание хотел бы вручить Вам свой скромный подарок!
И вручает собеседнику ... его же собственные золотые часы, бумажник, золотые украшения... и много чего ещё.
"Дама" помогала вору в его действиях самым что ни на есть активным образом: прижималась к собеседнику, усиленно отвлекала на себя его внимание. А вор в это время "работал"...
Вот так действуют профессионалы.... Неудивительно, что мои родители испытывали недоверие к любому незнакому человеку.
Воровство и беспредел, откровенно покрываемые милицией, процветали в Магнитогорске (да и по всей стране, конечно) вплоть до 60 - 70-х годов...
За подделку хлебных карточек давали 10 лет. Один мальчик (читал) "задумался" и нарисовал хлебную карточку. При попытке её реализации был задержан и получил срок.
После войны мои родители, как это называлось в те годы, сошлись (или списались). Никаких свадеб в то время не устраивали - зарегистрировались в ЗАГСе и получили право на отдельную комнату в бараке. Не было, конечно, и золотых колец - всё золото (у кого оно было) в начале войны сдавалось государству.
Позже у них родилась дочь, через два года – сын. Жили очень бедно, как и все простые люди. Трижды их обворовывали, забирали всё до нитки. Отцу и матери, выросших в деревне, жить в таких условиях было очень тяжело; как говорили простые люди, «опричь души».
Жилья практически не строилось, и не было никаких надежд на получение хотя бы комнатки в коммунальной квартире.
В 1954 году Первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв взял курс на освоение целины, и отец откликнулся на этот призыв. Видимо, получил какие-то подъёмные, и оказался в деревушке под названием Заречный в 60 км. к юго-востоку от Магнитогорска.
В качестве жилья он получил от совхоза землянку. Местность здесь была степная, лес - только привозной, поэтому печь топили соломой.
Местные жители для отопления применяли кизяк – сушёный навоз. Мои родители тогда и кизяка не имели - где бы они взяли этот навоз?!
На осенней вспашке целинных земель и на весенней посевной 1955 года отец трудился почти круглосуточно: задание для совхоза было большим, а людей и техники, как обычно, не хватало. Как раз весной я и родился.
Один из механизаторов (назову его Метелёв) для вспашки привлекал сына-подростка; пахали они по очереди. Никаких прав на вождение трактора у мальчишки, конечно, не было.
Ночью сынишка Метелёва ушёл на часик-другой прикорнуть рядом с полем. Его отец в темноте не заметил сынишку … и перепахал его. Не мною сказано – битва за урожай…
Мой отец оказался победителем в соц. соревновании и, помимо медали «За освоение целины», получил Орден «Знак почёта».
И только тогда, когда закончился сев, отец взял автомобиль и отвёз меня с мамой для регистрации в райцентр под названием Фершампенуаз. Так что, зарегистрирован я был почти через месяц после своего рождения, и с тех пор имею полное право отмечать два дня рождения в году.
В последние 2 – 3 столетия в этой местности обитали казаки, приписанные к станице Верхнеуральск. По роду своей службы, казаки принимали активное участие в войнах царского правительства, в том числе, и в войне с Наполеоном. Вернувшись домой, они давали своим «номерным» станицам экзотические иностранные имена. Так на юге Челябинской области появились населённые пункты с необычными названиями Париж, Фершампенуаз, Берлин, Кассель, Лейпциг, Арси-Сюр, Балканы, Чесма, Наваринка и др.
Казаками были как русские, так и татары, правда, крещёные. На Южном Урале крещёные татары назывались нагайбаками. Так и в паспорте писали – нагайбак (или нагайбачка). То есть, тот же татарин или башкир, только крещённый в христианской церкви. Нагайбаков относительно немного – несколько десятков тысяч человек.
Интересно то, что нагайбаков в ранг казаков пожаловала Екатерина Великая - за то, что те во время Пугачёвского восстания оказались верны царскому правительству и не поддержали бунтовщика. Хорошо это или плохо - это смотря с какой стороны посмотреть.
С одной стороны, Емельян Пугачёв боролся за освобождение русского народа от царской тирании. Можно его назвать патриотом русского народа?
Да, конечно!
С другой стороны, А. В. Суворов боролся за сохранение и укрепление Русского государства. Можно ли его назвать патриотом русского народа?
Естественно!
Так почему тогда Суворов громил банды Емельки Пугачёва?
Это - первый вопрос.
Вопрос второй.
Откуда в казачьем воинстве, не знающем ничего, кроме сабли, вдруг появились искусные пушкари-канониры и знатоки военной стратегии?
Ответ напрашивается сам собой: артеллеристов, а также всякого рода военных советников в армию Е. Пугачёва, скорее всего, поставляли заинтересованные державы, которые, видимо, и "спонсировали" "освободительную борьбу" Емельяна Пугачёва.
Мы даже можем назвать по именам эти заинтересованные державы - Англия и Франция.
... Но вернёмся в сегодняшний день. Девушки-нагайбачки очень красивы - в этом мнении едины все мужчины (русские - в первую очередь). Белолицы, сероглазы, умны и остры на язык. Поэтому нередки взаимные браки между русскими и нагайбаками.
Примерно через 20 лет после рождения я побывал на своей малой родине. Видел и завалившуюся яму на месте землянки на краю небольшой деревушки.
Что-то вспомнилось из далёкого детства. Давным-давно забытое.
Родители держали кое-какой скот, и в холодное время года забирали новорожденных поросят и телят из холодных сараек в землянку. И ещё 20 лет спустя мой дядька добродушно подсмеивался:
- Ты не помнишь, Серёжка, как ты спал вместе с поросятами?..
Ну, а мне-то что? Я не обижался. С поросятами - так с поросятами!
В моей памяти остался приезд в деревню фотографа. Коммунистическая партия заботилась о культурном досуге целинников – присылала в деревни артистов и, как видите, фотографов.
Помню, вся семья выстроилась во дворе; я же, трёхлетний пацан, категорически отказался сниматься. Знаете ведь, как неохотно дети называют своё имя: скажи имя чужому дяде (или тёте) – и окажешься перед ним беззащитным!.. Нет, моё имя – это глубокая тайна, о которой имеют право знать только самые близкие люди!
Так же, видимо, я воспринял и фотографирование - как посягательство на мою личность, на моё здоровье, наконец. Помню, отец мне что-то насмешливо говорил, но я не обращал на это внимания: набычился и ушёл. Поэтому на фотографии - только отец с матерью да брат с сестрой. Одеты все очень бедно, просто нищенски…
... Кстати, по поводу фотографирования. Эту историю не так давно рассказал мне один знакомый. Лет 15 назад заболел его сынишка. Болеет, чахнет, а врачи ничем помочь не могут. Умирает мальчик.
Супруга моего рассказчика совершенно случайно испортила (порвала) картонную рамку с фотографией сына и обнаружила, что под фото её ребёнка подложена ещё одна фотография с изображением какого-то искалеченного человека. Я не видел это фото, но по рассказу представляю: ну, там просто куски мяса какие-то...
Плачущая мама побежала в детский сад, в котором была сделана эта фотография, начала обзванивать других родителей… Дело ничем не кончилось – «фотографов» не нашли. Неизвестно откуда появились, неизвестно куда исчезли. С этого дня руководство детского сада никому не позволяло фотографировать детишек. А ребёнок пошёл на поправку.
... А ещё неподалёку от моей деревушки располагались высокие земляные холмы - курганы. Никто из местных жителей не мог объяснить их происхождение. Теперь-то я знаю, что эти курганы были засыпаны наши далёкими предками (или родственниками) - скифами и сарматами. Один из посёлков получил название - Курганный.
Лет через 10 после моего рождения отец взял меня и моего старшего брата для того, чтобы накопать свежей земли для огуречной грядки. Штык лопаты упёрся ... в меч! Это был позеленевший от времени бронзовый (или медный) меч, принадлежавший некогда скифскому или сарматскому воину.
Мы, конечно, тогда об этом ничего не знали, и забавлялись мечом, как игрушкой. О том, что где-то существуют краеведческие музеи и институты археологии, мы и не подозревали. Со временем, этот меч куда-то пропал. Много позже я написал об этой находке в Челябинский институт, но ответа не получил. Да я на него и не рассчитывал.
Ведь в нашей местности были открыты Аркаим и Синташата! Множество учёных, в том числе, и зарубежных, производили и ежегодно производят раскопки в наших краях.
Вот их мнение: буквально каждый квадратный метр территории Южного Урала нашпигован ценнейшими археологическими свидетельствами древнейшей человеческой культуры.
Продолжение см. http://www.proza.ru/2012/09/16/1187